ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАТНЕФТЬ- ШКОЛА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель (хореограф)
Нукина О.М.
РТ
Альметьевск-2022г.
Развитие активности ребенка
в двигательной деятельности.
Физические
упражнения и игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но
и являются средством воспитания характера, влияют на поведение детей.
Во время игр и физических упражнений ребенок учится
подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться
поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно
оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива.
В дошкольном возрасте, а также в младшем школьном
возрасте игры имеют особенно большое воспитательное значение. Дети играют
совсем не так, как подростки. Их игры подражательны (имитационные). Играя, дети
часто изображают события или действия, привлекающие их внимание. В частности,
они любят изображать труд взрослых, играть в танкистов, летчиков,
артиллеристов, космонавтов, пекарей.
Для воспитания ребенка содержание, вкладываемое в игру,
имеет огромное значение. Играя, ребенок глубоко переживает те действия, которые
он выполняет.
Родители могут влиять на выбор содержания
подражательных игр и тем самым поставить воспитание ребенка на верные рельсы.
Игра
служит больше для удовлетворения потребности в движении, она является
физическим упражнением и способом оценки своих сил в сравнении с силами
товарищей.
Таким образом, в игре дети
приучаются уважать правила, установленные коллективом.
Выработке характера ребенка, формированию правил его
поведения способствуют и отдельные физические упражнения. Впервые скатываясь с
горки на лыжах или санках, прыгая в воду, ребенок поначалу испытывает страх, но
усилием воли подавляет его и выполняет упражнения. В дальнейшем он съезжает с
более высоких гор, прыгает в воду с более крутого берега, и постепенно у него
вырабатывается уверенность в себе, смелость и решительность. Человек,
получивший с детских лет физическую закалку, будет настойчиво идти к намеченной
цели, не растеряется при первых затруднениях, а приложит все усилия к тому,
чтобы их преодолеть.
Большинство детей находится в статическом положении,
сидя за компьютером. Это отражается на опорно – двигательном аппарате,
функционировании многих систем организма, особенно сердечно – сосудистой и
дыхательной. При длительном сидении мышцы, поддерживающие правильную позу,
устают, дыхание становится менее глубоким, и легкие недостаточно вентилируются;
работа сердца изменяется, происходит застой крови в малом тазу и нижних
конечностях. Работоспособность организма и особенно мозга постепенно падает:
снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, ослабляется
память, ухудшается координация движений. К отрицательным проявлениям
гипокинезии в комплексе с другими факторами относится снижение сопротивляемости
молодого организма простудным, инфекционным и другим заболеваниям. Следует
также учесть неблагоприятное влияние на рост и развитие организма ребенка гиподинамии.
Длительное значительное ограничение движений резко угнетает нервную систему,
ухудшает развитие мышц. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен
веществ, задерживается развитие внутренних органов, сердечно – сосудистой,
дыхательной и пищеварительной систем, желез внутренней секреции и т. п. В целях
преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимо способствовать
широкому рациональному применению игр и физических упражнений в промежутках
между выполнением заданий. Чем больше ребенок производит движений в течение
дня, тем больше у него образуется новых условно - рефлекторных двигательных
актов, ускоряющих овладение новыми движениями трудового и бытового плана.
Пренебрежение утренней гигиенической гимнастикой, уроками физической культуры,
танцами, играми и прогулками на свежем воздухе, занятиями в спортивных секциях
приводит к тому, что уже к середине учебной недели ребенок устает и это мешает
ему полноценно усваивать новые знания. Некоторые родители не понимают этого и
стремятся оградить ребенка от занятий, засадить его за пианино, изучение
языков, рисование, не дают возможности отправиться ребенку на 1 – 2ч в секцию .
Сейчас уже нет нужды доказывать, что танцевальное
искуство, которое в нашей стране стало органической частью общей культуры и
воспитания подрастающего поколения, необходима абсолютно каждому ребенку.
Целенаправленная двигательная активность является залогом нормального
физического развития, повышает сопротивляемость организма заболеваниям и
работоспособность.
Пассивные
дети вырастают в пассивных взрослых. Между тем регулярные физические нагрузки
улучшают состояние костно-мышечной системы, развивают выносливость, снижают
риск серьезных заболеваний сердечнососудистой системы, помогают избежать
диабета и рака толстой кишки. Танец также нормализует кровяное давление и
повышает самооценку ребенка.
Американская кардиологическая ассоциация рекомендует специально заниматься
физическими нагрузками или подвижными играми с детьми от года до трех лет как
минимум 30 минут в день, а от трех лет до школы – 60 минут. Кроме того, всем
детям следует от одного до нескольких часов в день посвящать свободной
физической активности. Дошкольники не должны оставаться без движения больше
часа (не считая времени сна, конечно), потом обязательно необходимо сделать
перерыв и подвигаться.
Аэробные упражнения, танцы, спорт, укрепляют сердечно-сосудистую систему
ребенка. Упражнения на силу и гибкость (растяжки) укрепляют кости и мышцы, а
также улучшению координацию движений.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
Рекомендации для родителей.
Предложите
ребенку встать и поиграйте вместе с ним, выполняя следующие упражнения.
Упражнения для детей младшего возраста
1.Ходьба по "канату"
◦С помощью строительной ленты проведите на полу черту. ◦Вместе
походите по этому "канату". ◦Старайтесь не наступать на пол.
Пройдите по "канату" лицом вперед, спиной, а также боком.
Результат: упражнение улучшает чувство равновесия, укрепляет мышцы ног
2. «Растяжки»
◦Поставьте ноги на ширине плеч. Предложите ребенку повторять движения за вами. ◦Присядьте на корточки.
◦Медленно вытянитесь во весь рост. Вытяните руки над головой.
◦Медленно опустите руки.
◦Снова
опуститесь на корточки и повторите все сначала.
Результат: упражнение помогает вытянуть все мышцы тела
3.Голова, плечи, колени и пальцы ног.
◦Встаньте
лицом к ребенку. ◦Медленно называйте все части тела, перечисленные в
названии упражнения, — так, чтобы ваш ребенок успевал прикоснуться к каждой из
них. ◦Если ребенок все делает правильно, поменяйте порядок перечисления и
ускорьте темп.
Результат: упражнение развивает гибкость. Также вы помогаете ребенку
выучить названия частей тела и усвоить такие понятия, как верх, низ, лево,
право.
Упражнения для дошкольников
1. Прыжки.
◦Возьмите ребенка за руки и попробуйте вместе подпрыгивать как можно
выше.
◦Старайтесь вложить в прыжок как можно больше энергии, приземляйтесь со
слегка согнутыми коленями.
◦Теперь попробуйте подпрыгивать, держа руки по швам.
◦Покрутитесь в прыжке, помогая себе ногами и руками.
Результат: упражнение укрепляет мышцы ног и улучшает циркуляцию крови.
2. «Качалка»
◦Сядьте на пол и обхватите руками ноги под коленями. Пусть ребенок
повторяет за вами. ◦Перекатитесь на спину, не разжимая рук. ◦Не
перекатывайтесь на шею — это может вызвать неприятные ощущения и затруднит
упражнение. ◦После нескольких повторений, вернувшись в первоначальную
позу, попробуйте покачаться из стороны в сторону.
Результат: растягиваются мышцы спины и укрепляются мышцы брюшного
пресса.
3. «Зеркало»
◦Предложите
ребенку быть вашим отражение в зеркале — пусть он точно повторяет ваши
движения. ◦Делайте медленные движения. Будьте "отражением" по очереди.
◦Придумывайте движения, которые требуют гибкости и тренируют ребенка.
Сгибайтесь в пояснице, поднимайте руки над головой, вставайте на цыпочки,
приседайте, бегите на месте.
Результат: улучшается координация движений, так как ребенок должен
повторять то, что видит. Это пригодится ему, когда он будет учиться писать.
Упражнение развивает гибкость и укрепляет сердечнососудистую систему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.