Функциональная грамотность
это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем;
это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;
это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Причины снижения читательского интереса школьников
1. Усиление влияния средств массовой информации;
2. Незаинтересованность родителей;
3. Изменение позиции взрослого к совместному чтению и к чтению вообще;
4. Замена чтения книг просмотром фильмов и прослушиванием аудиокниг;
5. Снижение активного словарного запаса.
Формирование умений:
умение найти и извлечь информацию из текста;
умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;
Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
Задания разной сложности способствуют формированию умений:
найти и извлечь информацию из текста;
осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;
сделать из полученной информации соответствующие выводы.
Уровни и навыки читательской грамотности:
2 | Определять основную мысль в отрывке текста умеренной длины. Понимать взаимосвязь или истолковывать значение в ограниченном отрывке, где информация представлена в неявном виде или есть отвлекающая информация. Формулировать простые выводы. Находить одну или несколько единиц информации на основе нескольких критериев, частично неявных. Размышлять об общей цели текста, когда она явно выражена, или о цели конкретных деталей в тексте умеренной длины. Сравнивать короткие, явные утверждения. |
1 | Понимать буквальное значение предложений или коротких отрывков, основную тему или цель автора (если тема знакомая). Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Отделять основную идею от несущественных деталей в простых текстах с явными подсказками. |
Уровни и навыки читательской грамотности:
4 | Понимать расширенные отрывки в простом (один источник) или множественном (несколько источников) тексте. Сравнивать точки зрения и делать выводы на основе нескольких источников. Искать, находить и интегрировать несколько единиц информации, притом что они могут сбивать с толку. Оценивать связь между конкретными утверждениями и общей позицией или по теме. Сравнивать и противопоставлять утверждения, явно высказанные в нескольких текстах, оценивать достоверность источника. |
3 | Понимать буквальное значение простого текста (один источник) или множественного текста (несколько источников) при отсутствии явных содержательных или организационных подсказок. Соотносить несколько частей текста и определять их основную идею, понимать их взаимосвязь. Делать как базовые, так и более сложные выводы. Находить в тексте информацию на основе косвенных подсказок, даже если она там представлена в неявном виде или среди противоречий. Размышлять над фрагментом текста или несколькими текстами, сравнивать и противопоставлять точки зрения нескольких авторов, основанные на явной информации. |
Уровни и навыки читательской грамотности:
6 | Понимать длинные и абстрактные тексты, где информация спрятана в глубинных слоях. Сравнивать, противопоставлять и интегрировать противоречивые точки зрения, используя множество критериев и формулируя выводы на основе информации из разных частей текста. Глубоко размышлять об источнике текста во взаимосвязи с его содержанием, используя внешние по отношению к тексту критерии. Выявлять и разрешать межтекстовые расхождения и противоречия, формулируя выводы об источниках информации, их явных или личных интересах и других подсказках относительно достоверности информации в тексте. |
5 | Понимать длинные тексты и строить рассуждения, основанные на их глубоком понимании. Находить в тексте релевантную заданию информацию, даже если её трудно заметить. Формулировать свои гипотезы и критически оценивать гипотезы из задания, опирающиеся на конкретную информацию. Различать факты и мнения применительно к сложным или абстрактным утверждениям. Оценивать нейтральность и предвзятость текста на основе явных или неявных признаков, относящихся к содержанию текста или источнику информации. Формулировать выводы относительно достоверности утверждений или выводов, предлагаемых в тексте. |
Речь. Стили речи. Текст.
Текст - представляет собой объединенную последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность слов и предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мысли с помощью различных языковых средств.
Виды речи:
Монолог - это речь одного лица.
Диалог - речь двух лиц, где они поочередно слушают и говорят друг с другом.
Полилог - речь нескольких лиц.
Стиль языка - это совокупность средств и приемов употребления, отбора и сочетания единиц речевого общения в сфере того или иного языка. Стиль обслуживает отдельную форму коммуникации.
Стиль речи
Официально-деловой стиль речи
Официально-деловой стиль – обслуживает сферу отношений между людьми как членами иерархически организованного социума. Цель официально-делового стиля – обмен деловой информацией между гражданами, государством и учреждениями.
Публицистический стиль речи
Публицистический стиль - это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения. Цель публицистического стиля – передача общественно-значимой информации, информирование слушателя и читателя, воздействие на него, убеждение и внушение ему идей и взглядов, а также побуждение к определенным поступкам через средства массовой информации.
Художественный стиль речи
Художественный стиль речи – стиль речи, используемый в словесно-художественном творчестве для воздействия на чувства и мысли читателей и слушателей. Для художественного стиля характерно широкое использование средств других стилей и нелитературных средств.
Научный стиль речи
Научный стиль – это язык науки, он обслуживает научную сферу деятельности. Его основная функция - не только научное информативное сообщение, но и доказательство ее истинности, а часто – новизны и ценности. Данный стиль речи необходим для выражения, передачи и сохранения научной информации.
Основной формой речи для этого стиля является письменная монологическая речь: именно в письменных текстах стилевые особенности языка науки проявляются с наибольшей полнотой и яркостью.
Сплошные тексты
Профессия «дирижер»
Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача. Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы. Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов. Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.
Сплошные тексты
Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: закрытый.
1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.
А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в
промежутках между ними.
Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на
музыкальном инструменте
Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров,
танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: __________________
Ситуации. Типы заданий.
Каждый источник должен соответствовать определенной ситуации:
Личная;
Общественная;
Деловая.
Типы заданий:
Закрытый тип;
Открытый тип;
Сопоставление;
Восстановление последовательности;
Установление истинности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.