Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения средствами технологий продуктивного чтения
В статье описан опыт работы по использованию на уроках литературного чтения современных педагогических технологий, направленных на формирование читательской грамотности младших школьников, опирающихся на законы читательской деятельности и обеспечивающих с помощью конкретных приёмов и стратегий полноценное восприятие и понимание текста читателем.
Актуальность выбора темы статьи обусловлена рядом причин. В связи со стремительными процессами информатизации общества произошли изменения целей образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать её для создания новых знаний и технологий.
Результаты международных исследований PISA выявили отставание российских школьников от своих иностранных сверстников по уровню «сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста» (3).
Поэтому главная задача современной школы заключается в воспитании динамичной личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, умеющей овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Одной из ключевых составляющих такой личности является читательская грамотность.
Дадим определение понятию «читательская грамотность». В исследовании PISA — это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (5). Читательская грамотность предполагает приобретение следующих умений: готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в разных жизненных ситуациях.
Формированию данных умений в начальной школе придается большое значение.
Что же нужно предпринять учителю, как построить образовательный процесс, чтобы сформировать данные умения? Несомненно, успех работы учителя во многом зависит от системной работы по формированию читательской грамотности на всех уроках, где предусмотрена работа с информацией, с текстом, а также на занятиях внеурочной деятельности. Необходимо умело сочетать традиции и новации в образовании.
Наибольший потенциал и возможности по формированию читательской грамотности в начальной школе имеют уроки литературного чтения. Очень важно правильно организовать деятельность обучающихся на уроке, продумать содержание, выбрать технологию.
Проведённый анализ современных педагогический технологий позволяет сделать вывод, что наиболее эффективными методическими системами работы по формированию читательской грамотности являются технология продуктивного чтения и технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Важно на уроках систематически использовать работу с применением приёмов и стратегий данных технологий.
Краткий обзор данных технологий, а также наиболее часто применяемые приёмы представлены в Таблице1.
Таблица 1. Технологии продуктивного чтения
Название технологии |
Технология продуктивного чтения |
ТРКМЧП |
Авторы |
профессор Н. Н. Светловская |
США (Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит) |
Подход |
системно-деятельностный |
системно-деятельностный |
1 этап. Цель. Основные приёмы |
Работа с текстом до чтения. Осуществляется прогнозирование (антиципация) будущего чтения. Приемы: «Прогнозирование», «Глоссарий», «Верите ли вы, что…» |
Вызов. Актуализация знаний (что я знаю по данной проблеме?). Приёмы: «Корзина» идей», «Дерево предсказаний», «Составление кластера», «Верите ли вы, что…» |
2 этап. Цель. Основные приёмы |
Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания текста на уровне содержания. Приемы: «Диалог с автором через текст», Комментированное чтение», «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», беседа, выделение ключевых слов, словарная работа, упражнения на развитие умения задавать вопросы. |
Осмысление Знакомство с новой информацией, поиск ответов (что хочу знать) Приёмы: ИНСЕРТ («Пометки на полях»), «Чтение с остановками». «Кластер», «Тонкие и толстые вопросы», «Знаю, узнал, хочу узнать». |
3 этап. Цель. Основные приёмы |
Работа с текстом после чтения Понимание основной мысли, подтекста - «чтение между строк» Приёмы: «Глоссарий», беседа о личности автора, соотнесение читательских интерпретаций, дискуссия, творческие задания: проиллюстрируй, сочини, придумай. |
Рефлексия Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка (что узнал). Приёмы: «Кластер», Тонкие и толстые вопросы» «Знаю, узнал, хочу узнать», «Синквейн», «Создание викторины», «Логическая цепочка». |
Организация учебного процесса |
Работа в динамических парах и группах |
Работа в динамических парах и группах |
Результаты использования |
Способствует формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий; обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, его активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, способствуют формированию функциональной грамотности. |
Анализ информации, представленной в таблице, позволяет сделать вывод о единообразном подходе к построению уроков на основе данных технологий: в основе лежит системно-деятельностный подход; работа на уроке ведётся в соответствии с тремя этапами работы с информацией, текстом; применяются разнообразные методические приёмы и стратегии, направленные на организацию активной деятельности детей по формированию читательских умений. Работа с этими технологиями позволяет учителю проявить творчество, профессионализм и достичь планируемых предметных и метапредметных результатов.
Кроме того, технологии направлены на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала, и, наконец, помочь ему обобщить и творчески переработать полученные знания. Построенный таким образом процесс обучения доставляет удовольствие и ученику, и учителю.
Примеры наиболее эффективных приёмов, которые можно использовать для формирования читательских умений у младших школьников.
На 1 этапе урока используются приёмы прогнозирования (антиципация) будущего чтения. Детям даются задания: предположить, о чём данный текст (его направленность) по названию, по фамилии автора, по данной перед текстом иллюстрации. Обязательно привлекается имеющийся предшествующий читательский опыт. Можно сообщить удивительный факт, загадать загадку, разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Определяем тему разными способами. Например, работаем с выставкой книг, используем опорные слова, начало предложений, практическую работу.
Прием «Прогнозирование». Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята» М. Пришвин). Предположите по названию, о ком или о чем пойдет речь? Кто из вас видел маленьких утят? Где видели? Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек-чирок-свистунок и написал свой рассказ М. Пришвин.
«Дерево предсказаний» - ученики фиксируют свои предположения на листочках дерева.
Приём «Глоссарий». Осуществляем повторение словаря, связанного с темой текста. Знакомим детей с названием текста, затем даём список слов и предлагаем отметить те слова, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста дети вновь возвращаются к данным словам, смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
Таким образом, создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Включается этап механизма предвосхищения, ожидания.
2 этап. Ведущие приёмы работы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа, чтение с остановками, выделение ключевых слов, чтение с пометами.
Приём «Чтение с остановками» используется для повествовательного текста. Во время остановок детям задаются вопросы, направленные на проверку понимания, на прогноз содержания последующего отрывка. «Утром было много Чудес: (Интересно, каких чудес)». Как, на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше? А что же будет дальше?
Приём «Комментированное чтение». Текст читают дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, ни в коем случае не оставляем их без внимания.
Для словарной работы можно использовать двухчастную таблицу. В 1 столбик дети выписывают слова, значения которых хотели бы узнать, а во 2 столбик - их значение.
Приём ИНСЕРТ («Пометки на полях») используется для информационно-насыщенных текстов. По мере чтения текста дети ставят карандашом на полях специальные маркировочные знаки: «v» - то, что известно ученику, «+» - новая информация, «?» - то, что осталось непонятным, требует дополнительных сведений, «-» - о чем он думал иначе. Можно использовать 2, 3 или 4 значка. Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Работа завершается обсуждением.
3 этап - самый творческий, особенно любимый учениками.
Проводятся беседы, дискуссии по выявлению основной идеи текста. Очень важно повторное обращение к заглавию произведения (раскрыть его связь с темой, главной мыслью автора) и иллюстрациям. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом?) Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?».
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы): проиллюстрируй, сочини, придумай. Например, детям предлагается написать аналог сказки. Для подготовительной работы используется таблица-опора, в первой колонке которой даны вопросы: Кто герой сказки? Какой он? Что может делать? Что не может делать? О чём мечтал? Кому и как помог? Кем был спасён? Детям предлагается заполнить таблицу и с помощью составленной таблицы придумать свою сказку.
Приём «Кластер» или, как любят называть его дети, «Паучок». Используется на всех этапах урока: на первой – для стимулирования мыслительной деятельности; на второй – для структурирования учебного материала; на третьей – для подведения итогов того, что учащиеся изучили, возможно использовать в качестве стратегии урока в целом. Этот прием позволяет охватить большое количество информации и представить ее наглядно.
Большое внимание необходимо уделять приемам, формирующим умение работать с вопросами. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Для развития умения задавать вопросы с 1 класса важно использовать разные упражнения, например: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок. Активизируют детей такие упражнения: исправление ошибок, неточностей в вопросе, восстановление в вопросе пропущенных слов, восстановление деформированного вопроса, выбор вопросов, соответствующих тексту (т. е. исключить из группы вопросов лишние), составление вопроса, ответ на который будет в определённом предложении (назвать номер предложения.)
Продуктивный прием «Тонкие и толстые вопросы» технологии РКМЧП, где «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения. Детям предлагается сформулировать вопрос для одноклассников и даются примеры ключевых слов вопросов. «Тонкие» вопросы: Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Мог ли...? Как звали...? Было ли...? Верно ли...? «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете (считаете)…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Согласны ли вы…? Второй вариант: вопросы формулирует и задаёт учитель, а учащиеся учатся дифференцировать, к какой категории относится вопрос, и правильно отвечать. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать сложные вопросы, требующие анализа текста, и формулировать ответы.
Систематическое использование описанных в статье приёмов и методов позволяет достичь следующих результатов: ученики лучше усваивают учебный материал, а главное, овладевают приёмами, которые могут применять в учебных и жизненных ситуациях, т. е. универсальными учебными действиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках литературного чтения технологий продуктивного чтения способствует повышению уровня читательской грамотности, которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.