"Развитие детской одаренности в студии "Заниматика"
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности.
Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью.
Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную. Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи. Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. Через игры, головоломки, развивающие задачи у детей развиваются креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений.
Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.
Одарённый ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить: определение склонности ребёнка, разработка индивидуальных программ развития способностей ребёнка, дополнительное образование.
В студии "Заниматика" Школы развития дошкольников "Страна Любознайка" разработана своя система работы с одаренными детьми.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- развитие творческих способностей на занятиях;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Для
детей студии «Заниматика», имеющих склонность к математике, программа их
возрастной группы оказывается слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и
прочно. Поэтому на групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует
предлагать усложненные варианты заданий. Такой подход к организации
образовательного процесса реализует принцип индивидуально-дифференцированного
подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одаренности.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми студии, имеющими
склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое
подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений
понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать
простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных
детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения,
анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных
детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его
подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную
активность. С этой целью на занятиях используются средства занимательной
математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей,
аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения,
формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
· занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
· задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
· группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
·
наглядные
логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск
признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия
одной группы фигур от другой.
В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования
уделяется дополнительному образованию. Эту деятельность можно рассматривать как
одно из средств развития одаренных детей.
Работа с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике,
может пробудить имеющиеся у них задатки, заметить их проявление, обеспечить
своевременное успешное прохождение первых этапов развитие способностей и
одаренности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.