Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.
Оценка 4.8

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
24.01.2020
Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.
Статья из опыта работы учителя математики. На примерах различных задач на уроке осуществляется воспитание чувства патриотизма, любви, преданности к Родине.Показана воспитательная роль игры на уроках математики.Показаны примеры командных математических соревнований.Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.Материал будет интересен для применения учителями математики.
КопыловаСВ(статья).doc.docx

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Удивительная наука математика. Нет ни одной области в науке, явления в приро­де, изменения в обществе, которые не были бы связаны с математикой. И нельзя сказать о значении и роли математики лучше чем сказали об этом великие люди. «Для диалектического и вместе с тем материалистического понимания при­роды необходимо знакомство с математикой и естествознанием». Ф. Энгельс

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу.

Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости,  вызванных письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность устно отвечать, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.

Воспитание чувства патриотизма, любви, преданности к Родине, достигаю предлагая для устной работы задачи , связанные с военной тематикой. Цели,которые решаются в ходе решения военных задач:

1)    Задачи дают информацию, формирующую представление о военных силах нашей страны

2)    Задачи позволяют анализировать и самому делать выводы о боевой  мощи военной промышленности;

3)    Задачи формируют отношение к исторической эпохе, способствуют формированию патриотических и гражданских чувств.

          История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после неё. А что можно сказать о математике?

       1. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации - более 8 тысяч самолетов. А сколько самолетов было накануне войны? Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики.

2. Три грузовых машины эвакуировали людей из Ленинграда, в каждой по 45 человек. Одну пятую часть всех пассажиров составляли дети. Сколько эвакуировали детей3. В великую Отечественную войну человек ежедневно получал 125 г  хлеба. Сколько хлеба получал человек за неделю?

4.Первый танк для выполнения военного задания двигался 4ч со скоростью 40 км/ч, а второй танк – 5ч со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние преодолели танки до пункта назначения? 5. В первый день боёв советские солдаты уничтожили 176фашистов, во второй день – 323 фашиста, в третий день – 145. Сколько фашистов уничтожили советские солдаты за три дня? 

Значительный потенциал для развития творческого мышления учащихся и формирования эмоционально ценностного отношения к окружающему миру несут в себе задачи прикладного характера. При решении таких задач возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность, приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе,  воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

1.Радар засек вражеский самолет на расстоянии 42 км и получил команду уничтожить. При расчете получилось, что для попадания в самолет необходимо запустить ракету под углом 300, так как за время полета ракеты самолет пролетит 24 км. Сколько пролетит ракета до столкновения с самолетом?.Эту задачу можно предложить решить при изучении темы: «Решение треугольника»

2.Самолет начал снижение на высоте 8000м и в первые десять минут снижался на 500 м в минуту. Запишите формулу для вычисления высоты h , на которой будет находиться самолет через n минут после начала снижения. С помощью этой формулы определите, на какой высоте будет самолет через 3 мин после начала снижения; через 8 мин. На какой минуте самолет окажется ниже 4000м над уровнем земли?- по теме «Прогрессия»

Для того, чтобы дети помнили имена Циолковского,  Королева и Гагарина,  провожу беседы при решении задач космической тематики.

 

1. Диаметр Земли примерно 12 800 км. Диаметр ее самого крупного спутника 3 480 км. Какую часть диаметр Луны составляет от диаметра Земли?

2. Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых)

3. Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус Земли равен 6370 км

4. Идея Циолковского была осуществлена: проект  космического корабля готов в апреле   1958 года. Его разработку начали зимой, а осенью 1959 года была готова рабочая документация. Весной 1960 года космический корабль стал реальностью. Были проведены многочисленные испытания. Наступила очередь лететь человеку.  Космодром Байконур ждал первого космонавты.

Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника , которая не отличалась от миллионов трудовых семей нашей Родины. И сколько же ему было лет, когда он полетел в космос?

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет учителю  сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти более правильный подход, правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

         Дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. «Качество» оценок на уроках, на которых применялись дидактические игры в среднем на 10-13% выше, чем на обычных уроках. Например, если средний балл класса за контрольную работу составляет     3,2-3,6, то средний балл за работу, где применялись дидактические игры, особенно коллективные, составляет 4-4,2. Возможно, эта оценка не отражает объективно знания учащихся по данной теме (особенно слабо успевающих), но она дает возможность им поверить в свои силы и получить положительную оценку за четверть.

Изжить скуку на уроках помогают командные математические соревнования. Схема их проста, правила быстро усваиваются и не отвлекают ребят от изучения материала. Например: Пусть ученикам в короткий срок нужно запомнить большое количество фактов, например таблицу значений тригонометрических функций для углов: 0, 30, 45, 60, 90, 180, 270, 360.

Предлагая запомнить тот или иной список, одновременно объявляю, что на следующем уроке опрос по этому материалу будет проводиться в виде соревнования:

Учащиеся разделяются на команды, от каждой команды к доске одновременно выходят по одному представителю, ведущий задает вопрос (например:   и т.д.) Кто быстрее верно ответит, получает очко, если ответы одновременны – очко не засчитывается. Количество вопросов оговаривается заранее, например, по пять. Затем выходит по следующему представителю от команд, количество команд и членов в команде может быть различным, оценку можно каждому ставить за индивидуальный ответ или только выигравшей команде, а так же можно команду победителей наградить призовым баллом, который она по своему усмотрению прибавляет к оценке одному из своих участников.

Ведущим может быть ученик, который сам подготовит и перечень вопросов и определит их количество.      Времени эта игра занимает не больше, чем открытый опрос, но проходит легко, оживленно, привлекает внимание всего класса.

Подобные игры можно сочетать с эвристической беседой, если она проводится при объяснении нового материала.       Такая игра заставляет учеников внимательно слушать объяснения учителя, вдумываться в задаваемые вопросы, искать на них ответ.

 Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности.

     Как же правильно  организовать самостоятельную работу? Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.   Интересны задания для самостоятельной работы при изучении « Системы координат» построить по точкам созвездия:

Созвездие «Льва» 

(2;5),  (1;4),  (0;4),  (– 1;3),  (– 1;2),  (– 5;1),  (– 7;– 2),  (– 5;– 1), (0; 0)

 

Созвездие «Андромеды»

(– 2;9), (0;7), (1;4),  (2;– 2),  (– 2;– 1) (– 2;5),  (– 4; 4) 

 

 Созвездие «Малой Медведицы» 

 (– 15;– 7), (– 3;– 6), (5;– 10),  ( 6; 5,5), (– 10; – 5), (6; – 6), (– 1; – 10)

Созвездие «Большой Медведицы» 

(6; 6), (– 3; 5,5), (– 8; 5),  (0; 7,5),  (3; 7), (– 5; 7), (– 6; 3)

Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость. Так , выполняя деиствия с рациональными числами, задаю вопрос: Почему мы так говорим?

Выражение зашифровано примерами.

1.Решите примеры, замените ответы буквами, прочтите.

1. -20 + 9,7 =                 7. 24 – 27 =                    10. -2 + 3 =

2.  63 – 100 =                 5. -10,3 + 15,6 =            11. -58 +95 =

3. -12 + 11, 5 =               9. 0 – 3 =                        12. -10 + 10,5 =

4. -0,2 – 1 =                    8. 108 – 102,7 =             13.  28 – 22,7 =

6. -5,2 + 7,2 =

 

2

 

-3

 

5,3

 

-1,2

 

 

-0,5

 

37

 

-10,3

 

 

5,3

 

-3

 

--37

 

5,3

 

 

я

к

а

р

с

т

и

х

л

а

к

и

а

 

После выполнения задания слово для информации предоставляется ученице.

Что означает выражение «Хитрая как лиса?», почему мы так говорим?

Откуда появилось? Как давно?

Что означает выражение "хитрая как лиса"?Это выражение из китайской сказки. Поймал тигр лису. Она, хитрая, повертела пушистым хвостиком, морду к верху подняла и говорит: "Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда властелином леса".

Тигр посмотрел на маленькую лису и не поверил: "Не может быть!"

- Не веришь мне? Так пойдём со мной в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр – следом. Все звери, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы, поднялись к облакам.

 А лиса ещё выше подняла голову:

-                     Ну, ты убедился? Все меня боятся?

-                     Да, ты действительно могущественная, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад.

2.Как появилось название «Морской слон»?- сообщение исторического факта.

Название «морской слон» этот зверь получил за хоботообразный вырост морды. Когда зверь рассержен, то «хобот» может удлиниться на несколько см. Узнайте, на сколько см может удлиниться хобот у морского слона? Длина его тела около 550 см. Зимой морской слон держится в открытом море, летом – на островах Тихого океана. На суше зверь передвигается с большим трудом, но плавает превосходно, под водой может пробыть 12 мин. Масса морского слона 3500 кг.

При решенияи уравнений , задаю вопросы, например по данным  озера « Байкал»:

          Найти вес осетра, решив уравнение.

1.   2.

 Решив уравнение, ответишь на вопрос: сколько островов на     озере Байкал?

1.   2.

Итак. На уроках математики  происходит:

- формирование патриотизма;

- формируются умения самостоятельно работать;

- развиваются коллективные ценности;

- развивается мировоззрение;

- дисциплинируется мысль, рождается вера в себя.

Таким образом, уникальность математики– в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

Литература:

1. В. Г.    Коваленко Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г.

2. В. Г.    Леонтьева Самостоятельные работы на уроках алгебры. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2002 г.

3. Б. А.    Кордемский Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение,2001 г.

4. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

  5. К. С. Муравин «Самостоятельные и контрольные работы на уроках математике», М.: Пр.,2000.

6.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. геометрический лабиринт, «Смешанные викторины», «Математическая эстафета», «Математическое лото», «Числовой фейерверк», «Магические квадраты». Деловые игры.

     7.Дышинский Е.А. Игротека математического кружка    «Математический    огонек», «Турнир смекалистых», «Математические барьеры», «Математические тяжеловесы», «Лабиринт», «Математический поезд», «Математический кросс».

     8.Окунев А,А. Спасибо за урок. Дети! М, «Просвещение»,1988.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.

Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках математики как основа личностного и социального смысла образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020