РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Актуальность исследования вызвана реформированием дошкольного образования на основе взаимодействия рациональной и когнитивной составляющих новой образовательной концепции, которая характеризуется смещением акцентов с социального заказа и требований науки на самореализацию личности ребенка [3]. Посредством развития математических представлений у дошкольников закладываются предпосылки успешной учебной адаптации. Математические представления сводятся к следующим категориям [2] (рис. 1): Рис. 1. Категории математических представлений Категории математических Количество представлений Величина Форма Время Пространство Свойства и отношения категорий Развитие элементарных математических представлений является целенаправленным и организованным процессом передачи и усвоения комплекса знаний, приемов и способов интеллектуальной деятельности, которые предусматриваются требованиями программы. Цель этого процесса состоит не только в подготовке к успешному овладению математикой, но и во всестороннем развитии личности [1]. Исходя из собственной практики, можем заключить, что развитие элементарных математических представлений способствует формированию у детей познавательного интереса. Для этого рекомендуем обучать математике в игровой форме, т.е. организовывать непосредственную образовательную деятельность в ДОУ в соответствии с ведущей деятельность в дошкольный период детства – игрой, учитывая индивидуальные возможности детей. Когда мы проектировали НОД по развитию элементарных математических представлений у дошкольников, то учитывали совокупность ключевых методических принципов обучения детей (рис. 2): Рис. 2. Методические принципы обучения детей Например, в рамках изучаемой лексической темы в сентябре «Овощи, огород. Труд взрослых. Осень» мы реализовывали непосредственную образовательную деятельность в старшей группе «Овощной магазин». Нами решались следующие задачи: 1. Закрепить навыки счета предметов. 2. Закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания (по размеру). 3. Закрепить ориентировку в пространстве: вверх, вниз, слева, справа. 4. Закрепить название времени года. В группе мы организовали торговый зал, с целью создания атмосферы, которая бы погрузила дошкольников в условия, близкие к реальности. В процессе реализации содержания НОД мы предлагали различные игры. Например, была предложена игра «Определи форму», которая предполагала рассматривание детьми товаров и определений их формы. Также игра «Разложи по порядку», которая позволила научиться детям раскладывать различные геометрические фигуры от большей к меньшей и наоборот, а также пересчитывать овощи на полках, находить нужную цифру. С помощью игры «Подбери фигуру» дошкольники осуществляли выбор соответствующей геометрической фигуры для овоща. В игре «Расставь ценники» детям предлагались карточки с разным количеством геометрических фигур, на обратной стороне этих карточек была цифра, обозначающая цену. Также в конце НОД для закрепления полученных знаний и умений, мы организовали сюжетно-ролевую игру «Магазин», в которой дети приняли на себя разные роли, Методические принципы обучения детей игровая форма обучения смена видов деятельности повторяемость программного материала обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия педагоги здесь направляли, помогали, подсказывали, основная часть сюжета реализовывалась детьми самостоятельно. Таким образом, в процессе непосредственной образовательной деятельности реализуются задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Работу необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, изучаемых лексических тем. Библиографический список 1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с. 2. Садчикова H.Л. Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. Самара: МБУ ДО «ЦВО «Творчество», 2015. 150 с. 3. Смолянова Т.Л. Развитие математических представлений у дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 29 (215). С. 167-171.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.