Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 «Золушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ
(МБОУ детский сад №58 «Золушка» г. Улан-Удэ)
Раздел: «Развитие элементов Логического мышления» по программе «Развитие»
для детей старшей группы
Автор: Козлова Валентина Александровна, старший воспитатель
г. Улан-Удэ
2020
Данное пособие предназначено для детей старшего возраста (5-6 лет), их родителей, а так же воспитателей дошкольных учреждений, основная образовательная программа которых основана на программе «Развитие» Л.А. Венгера под редакцией А.И.Булычевой. Тетрадь содержит 30 заданий по разделу и предназначена для закрепления полученных навыков и знаний дома, и в свободной деятельности в детском саду.
В тетрадь включены задания на освоение двух видов понятийных отношений:
классификационных (отношения подчинения и соподчинения) и сериационных (отношения последовательности).
Отношения сериации - это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака. Признаки, по которым упорядочиваются объекты, могут быть наглядными (величина, яркость и др.) или скрытыми от непосредственного наблюдения (сила, доброта, ум и др.). Установление последовательности понятий об объектах, различающихся по выраженности тех или иных свойств, осваивается при помощи ряда из полосок или кружков равномерно возрастающей величины.
Для развития представлений о сериационных отношениях используется наглядная модель в виде сериационного ряда, т.е. ряда объектов (кругов, полосок) равномерно изменяющейся величины. Величина заместителя отражает выраженность признака в объекте. Вначале дети овладевают действием соотнесения наглядного ряда величин и ряда упорядоченных объектов. Затем дошкольники используют сериационный ряд в качестве модели отношений между наглядно представленными объектами. На следующем этапе наглядный ряд величин используется детьми в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.
Задание на установление сериационных отношений в тетради – со 2-9, 11, 14, 15,17.
Классификационные отношения - это отношения между понятиями по уровню их обобщенности, или родо - видовые отношения. В основе обобщения лежит установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов).
В этой форме модели понятия обозначаются кругами, относительная величина которых передает уровень обобщенности понятий, его объем. Дети рассматривают отношения между понятиями двух, а затем трех степеней обобщенности. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему
Установление классификационных отношений в старшем возрасте осваивается при помощи модели в виде кругов, наиболее распространенного в логике способа наглядного изображения отношений между объемами понятий. Задание на установление классификационных отношений в тетради – с 18 по 30.
Так же все задания в тетради направлены на составление сериационных и классификационных отношений, что развивает у детей общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем, оно служит средством упорядочивания имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.
Вам потребуется:
1. простой карандаш;
2. цветные карандаши или фломастеры;
3. Примерные условные обозначения к разделу программы
Выстроите ниже домики для животных по порядку, пусть первым будет домик для белочки.
|
Посмотри
внимательно на домик, сравни его с другими. Кто живет в этом домике? Нарисуй
это животное.
2.Какие виды
транспорта изображены на картинках, назовите их. Сравните виды транспорта по
скорости передвижения, и соедините их, с помощью карандаша с нужной полоской -
у самого быстрого транспорта – самая длинная полоска, у второго по скорости
полоска чуть короче, у самого медленного – самая короткая и т.д.
Раскрась
виды транспорта цветными карандашами, или фломастерами
3.Сравни бабочек
по яркости окраски. С помощью карандаша установите соответствие, соединив самую
яркую бабочку с самым большим кружком, вторую по яркости - с кружочком поменьше
и т.д.
С помощью карандша посади самую красивую бабочку на пенёк,
самую некрасивую бабочку – на поляну, бабочку, которая лучше только самой
некрасивой отправь в лес.
4.Одна забывчивая хозяйка
приготовила
![]() |
|||
![]() |
|||
Что
летает выше бабочки, но ниже самолета?
6.Помоги Тане
выбрать цветы ко дню рождения ее мамы, при условии, что «Изо всех цветов маме
больше всего нравятся розы, а меньше всего- архидеи. Меньше чем розы, но больше
всех других цветов нравятся ландыши. Больше чем архидеи, но меньше остальных
цветов нравятся тюльпаны. Хризантемы нравятся
меньше ландышей, но больше тюльпанов».
Это очень трудное задание и вам помогут подсказки – круги.
Помогите Тане собрать букет для мамы и проведите дорожку от кругов к нужным цветам в магазине.
7.В
конкурсе на самый длиный прыжок среди весёлых лягушат, не оказалось судей.
Необходимо помочь прыгунам и оценить их прыжки, а помогут нам в этом цветные карандаши,
нужно нарисовать возле каждого лягушонка линию в
соответствии с правилом: самая длинная линия будет обозначать победителя, линия которая чуть покороче самой длинной – занявшего второе место, самая короткая линия – занявшего последнее место.
Конкурс начался и лягушата выступили следующим образом: Синий лягушонок прыгнул дальше всех, красный – дальше всех, кроме синей, зелёный прыгнул хуже всех, розовый прыгнул хуже красного, но лучше бирюзового:
Сравнивая
линии, определи, кто из двух лягушат прыгнул дальше, обведи его карандашом
Определите
возраст ребят, а помогут вам в этом цветные карандаши, нужно нарисовать возле
каждого ребенка линию в соответствии с правилом: самая длинная линия будет
обозначать самого старшего ребенка, линия которая чуть
покороче самой длинной – младше самого старшего, но старше остальных детей, самая короткая линия – самого младшего из ребят.
Мальчик в желтой кепке – самый старший среди детей.
Девочка с хвостиком младше мальчика желтой кепке, но старше всех остальных. Девочка с косичками младше девочки с хвостиком и мальчика в желтой кепке, но старше остальных ребят.
Мальчик без кепки – самый маленький
Какого возраста мальчик в синей кепке?
Сравнивая
линии под изображениями детей, определи, кто из двух детей старше, обведи его
карандашом
9.Это человечки
риз сказки – у них есть имена – Маша, Женя, Катя и Саша.
Начальные буквы их имен они всегда носят с собой. Человечки с виду одинаковые, но они не похожи друг на друга по характеру. Определите настроение человечков, нужно нарисовать возле каждого линию в соответствии с
правилом: самая длинная линия будет обозначать самого веселого человечка, самая короткая линия – самогогрустного из них и т.д.
Человечек Женя самый невеселый, грустный. Человечек Маша веселее Жени. Человечек Катя веселее Маши. Человечек Саша веселее Кати.
Нарисуй
настроение человечку Саше.
Обведи красным карандашом – транспорт, синим
карандашом – одежду. Можно ли эти большие группы разделить на маленькие? Каким
образом? С помощью цветных карандашей выдели – обувь, верхнюю одежду,
воздушный
транспорт, водный транспорт.
11.Найди
заблудившийся предмет, обведи его карандашом. Назови оставшиеся предметы одним
словом.
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукла
таня посадила цветы, нарисуй их цветными карандашами, если известно: Синий цветок выше фиолетового,
желтый – выше синего,
оранжевый -выше желтого,
а красный –
выше оранжевого.
13.Внимательно рассмотри картинки. С помощью цветных карандашей раздели их на группы. назови получившиеся группы.
14. Кто из детей самый высокий,
если мальчик в желтой кепке выше, чем девочка с косичками, а девочка с
косичками выше мальчика в синей кепке?
Отгадайте загадку с помощью кругов подсказок – самый большой круг будет обозначать самого высокого ребенка, круг поменьше- второго по высоте, самый
маленький – самого низкого ребенка.
15.С помощью
карандаша отгадай загадку: Кто из ребят старше всех, если Света младше Оли, Оля
младше Коли, Коля младше Миши.
16.Кто изображен
на картинках? Раздели их на две группы с помощью карандашей, обведя их в круг,
назови и обозначь эти группы условными обозначениями.
Каким словом можно назвать обе эти группы? Нарисуй в большом квадрате
обозначение этой
группы.
18.Рассмотри
картинки, дай им общее название и нарисуй условное обозначение.
С помощью карандаша разделите картинки на группы, обведя их в круг, сколько групп у вас получилось? Нарисуйте условное обозначение этих групп.
![]() |
Посмотри на эти картинки, в какую группу ты их определишь?
19. Посмотри внимательно на схему. Расскажи что на ней изображено?
Подбери название каждой группе.
Нарисуй условное обозначение самой большой группы в квадрате.
20. Посмотри внимательно на схему. Дополни её, нарисовав недостающие элементы схемы. Назови группы, придумай и нарисуй для них условные обозначения. Как называется самая большая группа, придумай и нарисуй для неё
условное обозначение?
21.Посмотри внимательно на схему. Дополни её, нарисовав недостающие элементы схемы. Назови группы, придумай и нарисуй для них условные обозначения. Как называется самая большая группа, придумай и нарисуй для неё
условное обозначение?
![]() |
23.Посмотри внимательно на картинки, что на них изображено? На какие группы их можно разделить? Начерти ниже схему для этих групп.
|
24.Посмотри внимательно на модель. Придумай, какие слова могут быть так обозначены кругами.
25.Посмотри внимательно на схему. Расскажи что она обозначает. Найди каждому изображенному на картинке животному место в схеме.
\
28.Рассмотри
картинки, назови их одним словом. Можно ли их разделить на группы. Начерти
схему для этих групп
Можно ли объединить эти две схемы в одну? Начерти такую схему.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.