Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе.
Оценка 4.9

Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
психологическая работа
11.01.2023
Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе.
эмоциональный интеллект — это умение отдавать себе отчет в том, что испытываешь те или иные эмоции, а также способность различать эмоции других людей, делая адекватные выводы.
Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе.docx

Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе.

Если ты будешь улыбаться, буду улыбаться и я. И совсем не важно, увидишь ли ты мою улыбку, или увижу ли я твою. Ведь важнее не то, что мы видим. Куда важнее то, что мы чувствуем.

 Эльчин Сафарли

           В мире, где нет универсальных методов преодоления трудностей, где традиционные формы социальной интеграции уже не всегда успешны, всё большее значение приобретает развитие личностного потенциала ребёнка, его способности к пониманию себя, к самоорганизации и саморегуляции, что даёт неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, усвоении социальных норм и правил, активной самореализации в обществе. Именно поэтому особый интерес для учителей начальной школы представляет формирование личностных универсальных учебных действий. 

           Перед вами портрет ученика, у которого сформированы личностные УУД:

- осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны;

- умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

- у ребенка развита рефлексия;

- открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый;

- у ребенка сформирована адекватная самооценка;

- положительно относится к себе и уверен в своих силах.

         Глядя на этот портрет, становится очевидно, что в формировании личностных УУД важнейшей задачей является развитие эмоционального интеллекта и эмпатии .

             Для начала следует сказать, что эмоциональный интеллект  — это умение отдавать себе отчет в том, что испытываешь те или иные эмоции, а также способность различать эмоции других людей, делая адекватные выводы.

            Эмпатия — это сознательное проявление чуткости, производное от развитого эмоционального интеллекта умение проявить сострадание в приемлемой для окружающих форме.

            Теория эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо) исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни.

 

           Большинство проблем ребенка кроется в области эмоций и чувств. Когда он не знает, что чувствует – он «реагирует». Когда же ребенку свои чувства понятны, - он ищет решение проблемы. Как раз то, что мы, взрослые, часто ждем от маленьких детей. «Чего ты расстраиваешься, давай исправлять!» - говорим мы, взрослые. Но ребенку, чтобы начать исправлять, надо понять свое отношение к случившемуся.

           Тогда первое, что можно обозначить в качестве аргумента за то, чтобы развивать эмоциональный интеллект – это понимание ребенком себя – своего настроения, своих реакций на определенные события и отношения к ним. Когда он знает себя, свои реакции, понимает свои чувства, ему гораздо проще регулировать собственное поведение. Это сложная задача, но, как известно, «Человек, научившийся управлять своими эмоциями, становится хозяином своей жизни».

           Итак, реализуя поставленную цель развития эмоционального интеллекта младших школьников прежде всего необходимо познакомить их с многообразием эмоций, работать над умением выражать и распознавать эмоции у себя и других людей. С самыми маленькими учениками мы начинаем говорить о базовых, простых эмоциях, таких как радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес. Заводим дневник эмоций.  С детьми постарше начинаем распознавать более сложные, иногда противоречивые эмоции, чувства (зависть, злорадство, разочарование, обида, стыд, восторг, тревога, отвращение, негодование, вина, брезгливость  и т.д.), тем самым расширяя эмоциональный словарь школьников.

            На первоначальном этапе мы проводили занятия в рамках внеурочной деятельности «Мир эмоций и чувств», «Я и мои эмоции», «Букет радости», которые включали в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин. На занятии «Букет радости» , например, рассуждали, можем ли мы искренне испытывать чувство радости за другого человека.  Вспоминали,  какие события в жизни родных и близких людей приносили нам радостные эмоции. Размышления детей: я радуюсь, когда моя мама улыбается, когда мои друзья здоровы, когда мой брат получает пятерки и т.д. Но были и такие, которые писали, что радуются,  когда едят. Говорили о том, чем отличаются эмоции от чувств. Эмоции – это короткие переживания, чувства – длинные переживания. Занятия были направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить. На уроках литературного  чтения мы очень много говорим о чувствах и эмоциях главного героя произведения, об отношении автора к героям, если оно выражено и, конечно, анализируем свои собственные эмоции и чувства, которые испытали после прочтения. Бывает, что  эмоции и чувства у детей не совпадают, и мы делаем выводы, что все мы разные и имеем право на разные чувства.  

           Когда дети начинают различать свои чувства и эмоции, предполагать и прогнозировать эмоции других людей, понимать зависимость эмоций от ситуаций, можно приступать к следующему этапу. Теперь  необходимо работать над формированием у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения, способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки, а также развивать способность к децентрации – умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

       С этой целью на уроках литературного чтения мы используем прием, когда ученик пересказывает произведение от лица одного из героев (не обязательно главного и положительного), пытаясь представить, какие чувства и эмоции толкнули этого персонажа на тот или иной поступок. Дети делают очень интересные предположения. Например, в сказках Бабой-Ягой или колдуньей часто движет зависть к красоте  и счастью главной героини, досада, злость, гнев. И дети, пересказывая сказку, пытаются передать эти эмоции.

        Способность к децентрции очень важна в разрешении детских конфликтов. Чаще всего после ссоры я спрашиваю у ребят не только что произошло,  из-за чего случился конфликт, но и о том, что они чувствуют.  А после, когда свои собственные эмоции «улеглись», мы пытаемся понять, какие чувства, эмоции двигали оппонентом. Ребенку легче понять и простить другого человека, когда он осознает, что им двигало.

          Ожидаемые личностные результаты по итогу проведенных в начальной школе занятий по развитию эмоционального интеллекта:

       Учащиеся получат возможность для формирования:

- уважительного отношения к мнению другого человека;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

        Но самые главные результаты такой работы, я считаю, должны быть в том, чтобы позволить детям выражать все свои чувства и эмоции в приемлемой и безопасной форме для себя и окружающих людей.

         Всем участникам нашей конференции в такое сложное время я желаю духовного, физического здоровья  и эмоциональной устойчивости!  Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе

Развитие эмоционального интеллекта в начальной школе

На первоначальном этапе мы проводили занятия в рамках внеурочной деятельности «Мир эмоций и чувств», «Я и мои эмоции», «Букет радости», которые включали в себя идентификацию…

На первоначальном этапе мы проводили занятия в рамках внеурочной деятельности «Мир эмоций и чувств», «Я и мои эмоции», «Букет радости», которые включали в себя идентификацию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023