МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся» ******************************************************************************* |
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 127/27 т. (863)263-64-35 ф. (863)263-31-30 roconu@yandex.ru «22» сентября 2025 г. |
Развитие фонематического слуха и восприятия речи у детей после кохлеарной имплантации в современной школе.
Составитель:
учитель-дефектолог
Васильева Светлана Александровна
Ростов-на-Дону
2025г.
Развитие фонематического слуха и восприятия речи у детей после кохлеарной имплантации в современной школе.
На сегодняшний день кохлеарная имплантация считается самым современным и эффективным методом восстановления слуховой функции у детей с нарушением слуха. Кохлеарный имплант (КИ) вводится путём хирургической операции в улитку глухого человека для замены повреждённых слуховых рецепторов и обеспечения передачи акустической информации с помощью электростимуляции слухового нерва. Дети прошедшие хирургическую операцию по имплантации нуждаются в длительной реабилитации с учётом индивидуальных особенностей, психологического состояния, которая направлена при постлингвальной глухоте на восстановление, а при долингвальной на развитие фонематического слуха и восприятия речи, что является основой развития коммуникативных навыков.
Операция кохлеарной имплантации позволяет ребёнку с долингвальной глухотой при правильно подобранной и разработанной программе реабилитации перейти на естественный путь развития фонематического слуха за счёт условия повторного «проживания», начиная с первого года жизни на другой сенсорной основе этапов онтогенеза. Это способствует началу естественного развития слухового восприятия, восприятия речи, происходит начало слушания и слышания окружающего мира ребёнком, появляется желание развития коммуникативных навыков, потребность в общении как у слышащего ребёнка в первый год жизни.
Основной задачей реабилитации детей при долингвальной глухоте после кохлеарной имплантации является развитие умения слушать, слышать и различать звуки. Операция кохлеарной имплантации даёт возможность слышать даже самые тихие звуки окружающего мира, это улучшает качество жизни у всех прооперированных пациентов, но понимание и восприятие речи зависит не только и не столько от наличия слуха, сколько от критериев отбора пациентов. Очень важно учитывать уровень поражения слуховой системы и соматическое состояние ребёнка, сопутствующие заболевания, физическое и психологическое состояние, что в раннем периоде, когда гораздо продуктивнее делать КИ, довольно сложно.
Целесообразнее и более результативнее проводить операцию КИ у детей с нарушением слуха во время подготовительного этапа формирования речи. Тогда у ребёнка идёт естественное развитие слуховой функции как у слышащих детей. Однако не во всех случаях операция проводится до годовалого возраста. В иных ситуациях ребёнок начинает слышать в более поздние периоды, что пагубнее сказывается на послеоперационную адаптацию и восприятие различных звуковых сигналов. Одной из важнейших задач современной сурдопедагогики и аудиологии является создание более эффективной программы реабилитации детей с долингвальной глухотой после кохлеарной имплантации.
Изучая данные речевого тестирования зарубежных и отечественных авторов у различной категории детей прошедших операцию кохлеарной имплантации, выяснили что результаты варьируются от 0 до 100%. Данная вареабильность зависит от многих факторов: возраст на момент выявления наступления или наличия глухоты, анамнез протекания беременности и родов, заболевания матери, сопутствующие и предположительно спровоцировавшие заболевания, наличие слухового опыта, подобранных индивидуальных методов реабилитации, личной мотивации и готовности родителей работать на уровне коллабораций, степени участия специалистов: учителя-дефектолога, психолога, медицинского сопровождения врача отоларинголога(при необходимости медикаментозное лечение), родителей, длительности периода реабилитации, интеллектуального развития, готовности и способности к обучению в процессе реабилитации.
Целью нашей работы является максимальное повышение эффективности для детей с двусторонней сенсоневральной тугоухостью 4-й степени, прошедших операцию кохлеарной имплантации, слуховой реабилитации по развитию фонематического слуха и восприятия речи.
Учитывая СанПин для нагрузки при работе с виртуальными компьютерными средствами детей с КИ, объем нагрузки не должен превышать 10 минут. В связи с этим средствами виртуальной игровой деятельности применяются в следующей форме.
1. Средство мониторинга хода коррекционно-развивающей работы (мультимедийная программа оценки уровня развития слухового восприятия "Мир полный звуков")
2. Средство автоматизации, дифференциации и различения полученных слуховых образов: -мультимедийная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (разделы: «неречевые звуки», «звукоподражание», «речевые звуки», «развитие связной речи») - тренажер MED-EL «Открываем 100 звуков» (100 звуков, разделенные на 10 категорий и изображения, соответствующие каждому звуку)
3. Средство организации совместной работы с родителями и детьми во внешкольным период по материалам проекта MED-EL по развитию понимания речи, устной речи и мышления у детей с нарушением слуха и КИ для работы с родителями: - слухоречевой тренажёр RediApp - The MED-EL Blog (medel.com) - Серия тематических пособий компании MED-EL по развитию понимания речи, устной речи и мышления у детей с нарушением слуха (в адаптации доктора психологических наук И.В. Королевой) Medical Electronics, 2017. Режим доступа: medel.com)
4. Средство стимуляции слухового самоконтроля у детей с КИ в свободной деятельности: - авторские интерактивные плакаты; - ресурс на YouTube-канале «Развивайки, обучайки. Наше ВСЁ!» https://www.youtube.com/user/fochelru/playlists
Наиболее сензитивным периодом является дошкольный и младший школьный возраст, что будет являться основой для формирования успешной и социально адаптированной личности, как полноценного члена общества.
Дети с нарушением слуха в процессе изучения окружающего мира, используют все сохранные психические функции, но основной опорой является зрительный анализатор. Визуализация объекта, ритм, темп, интонация, мимика и жесты говорящего передают «значение» речи говорящего, а самым важным для развития и становления речи является аудиовизуальная информация, которая отражается на восприятии и последующем воспроизведении речи. Воспроизводимая речь будет меняться по мере изменения воспринимаемых речевых звуков.
В условиях развития компьютерных технологий, заинтересованностью детей различными компьютерными играми, обучение с использованием виртуальных игр в процессе реабилитации и изучения различного учебного материала с опорой на зрительный анализатор, не только развивают визуальное мышление, слуховое восприятие, осмысление, но и развивает устную и письменную речь, что не всегда можно воспринять только слуховым анализатором. В виртуальной игре используются все возможные рецепторы.
Из чего можно сделать вывод, что развитие и формирование фонематического восприятия и восприятия произносительной части речи у детей после кохлеарной имплантации с применением развивающих виртуальных игр с динамическими упражнениями, будет более успешным и интересным для детей и может применяться в широкой практике с учётом индивидуальных особенностей, физических и психических возможностей, уровня интеллектуального развития, во всех образовательных учреждениях.
Параллельно необходимо проводить работу с родителями, которые также участвуют в развитии ребёнка вне стен учебного заведения. Вызывать интерес к звукам окружающего мира, которые ребёнок слышит в течении дня, умение анализировать услышанное, оказывать помощь в осознании и понимании услышанного, это работа родителей. Ребёнок начнёт получать удовольствие слыша и понимая себя и окружающие его звуки. Разработанные виртуальные игры будут вызывать интерес у ребёнка и стимулировать его в развитии и формировании мышления, памяти, внимания, обучении устной речи, развитию коммуникативных навыков. Работа специалистов и родителей на уровне коллабораций ускорит развитие и формирование фонематического слуха и восприятия речи, будет стимулировать ребёнка в развитии коммуникативных навыков.
Важнейшей задачей при работе с детьми с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства не только общения, но и мышления. Огромная роль в учебном процессе отводится обучению школьников словесной речи в устной форме, осуществляется на индивидуальны занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи, а также на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозге – состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
Для развития моторно-артикуляционной стороны речи необходима согласованная работа всего речевого аппарата.
Целью развития слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации является формирование умения не только воспринимать окружающие звуки, но и уметь дифференцировать их, понимать и различать речевые и неречевые звучания, использовать их для самостоятельной работы по развитию речи.
Те возможности, которые даёт ребёнку КИ имеет ряд особенностей, связанных с его использованием и учитываются учителем-дефектологом во время работы:
- порог слуха составляет 26-40 дБ (1 степень тугоухости) ребёнку трудно воспринимать шепотную речь и звуки на расстоянии.
- во время использования КИ искажается восприятие неречевых и речевых звуков. Ребёнок «заново» начинает жить на другой сенсорной основе и должен приобрести, и сохранить в памяти все новые слуховые ощущения и образы.
- латентный период воспринимаемой речи и звуковых сигналов, а также скорость их обработки увеличивается, необходимо дождаться от ребёнка ответной реакции, если есть необходимость повторить громче.
- происходит нарушение локализации звука в пространстве у детей с односторонней КИ.
- непривычная слуховая нагрузка вызывает быструю утомляемость и головную боль.
- занятия должны проводиться систематически.
- учитывать проблемы с возникновением нарушений концентрации и переключения внимания.
Учитывается специфика использования различных форм речи на коррекционных занятиях с данной категорией детей. Смысл кохлеарной имплантации заключается в использовании естественного пути развития слуха и речи у детей, но необходимо при этом учитывать возраст, в котором сделана операция, психофизическое развитие, диагностические исследования по слуховому восприятию, уровень умения дифференцированно воспринимать и правильно воспроизводить речевой материал. При необходимости учитель-дефектолог должен использовать письменную и дактильную речь, если ребёнок владеет этими формами речи и на начальном этапе коррекционной работы ему это очень может помочь.
• подбор материала с учетом данных диагностического обследования и слухового возраста ребенка;
• включение в верботональный метод коррекционной работы элементов визуализации объектов окружающей среды и виртуальной игры;
• обучение родителей стимуляции интереса у детей к звукам окружающего мира, умению их анализировать, осознавать и понимать услышанное через использование средств игровой деятельности.
Литература
1. Воронина Л.П. Развитие фонематического восприятия средствами игры // 1сентября, №17, 2011. http://festival.lseptember.ru/articles/subjects/23.
2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
3. Дети с кохлеарными имплантами / Под ред. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. М.: Национальное образование, 2017. 208 с.
4. Диагностическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. – 99 с.
5. Жигорева М.В. Модель комплексного сопровождения детей раннего возраста после кохлеарной имплантации// Коррекционная педагогика: теория и практика, №4 (66), - 2015, С.45-58.
6. Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Организационно-методические аспекты помощи обучающимся после кохлеарной имплантации в инклюзии //Современные реалии создания коррекционнообразовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы всероссийской конференции с международным участием 22 апреля 2016 года. - Москва. -ЛОГОМАГ. 2016. -190. С.80-83.
7. Жукова О.С, Королёва И.В. К вопросу о взаимодействии сурдопедагога и логопеда в реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации // Два века российской сурдопедагогики: Матер. Всероссийск. Конгресса сурдопедагогов.- СПб.: «Наука-Питер», 2006, с.225-231.
8. Кобрина Л.М. Особенности организации абилитационной работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения слуха / Л.М. Кобрина. СПб., 2007. – 196 с.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. М.: Изд. Гном и Д, 2001. 16 с.
10.Корниенко А.А. О влиянии использования кохлеарного импланта на качество жизни детей и подростков с нарушенным слухом // Культурноисторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы/ Под ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 293–298.
11.Королева И.В. , Янн П. А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей, педагогов, врачей. СПб.:КАРО, 2013.- 240 с.
12.Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: Изд-во КАРО, 2009. 751 с.
13.Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: Диагностическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта (Учебное пособие). - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. - 99 с.
14.Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых с кохлеарными имплантам21и / И. В. Королева. СПб. СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2007. 101 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.