Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе.
Оценка 5

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе.

Оценка 5
docx
03.01.2024
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе.
ov.docx

 

Развитие функциональной грамотности

на уроках русского языка в начальной школе.

         Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это умение  использовать приобретенные  знания во всех сферах человеческой жизни и деятельности для решения различных жизненных задач; умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Предмет «Русский язык» играет огромную роль в развитии функциональной грамотности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций.

 Одна из наиболее сложных задач русского языка - формирование грамотного письма. И именно она обозначена как важнейшая составляющая при формировании функционально грамотной личности.
Как добиться грамотного письма у детей? Как развивать орфографическую зоркость?

 Формированию грамотности способствуют несколько факторов:

    Зрительный фактор.  Доказано, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, он запомнит его и зрительно, и зафиксирует неверный графический образ слова.

    Слуховой фактор. Чтобы правильно писать, нужно слушать и слышать то, что говорит учитель. Поэтому необходимо развивать фонематический слух.

   Рукодвигательный фактор. Любого навыка, в том числе и орфографического, можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Для этого на уроке необходимо как можно больше писать.

Представленные ниже приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

         В преподавании русского языка в начальных классах я  использую следующие традиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности:

Ø знакомство с новыми словами;

Ø запись слова с проговариванием;

Ø подбор однокоренных слов;

Ø подбор синонимов и антонимов;

Ø составление словосочетаний с данным словом;

Ø составление предложений со словарными словами;

Ø составление словариков;

Ø запись слов по алфавиту;

Ø словарный диктант;

Ø орфографический диктант;

Ø запись слов или словосочетаний каллиграфическим почерком.

Кроме традиционных способов формирования орфографической зоркости, использую и  нетрадиционные формы и методы:

1. Приём «Графические ассоциации»

Графические ассоциации или рисунки-образы, - устанавливаем графическую связь между словом и образом (зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы).

Данный приём реализуется под следующим девизом:

«Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда».

Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов не следует «жалеть» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.

Очень разнообразно представлены словарные слова с картинками для быстрого запоминания в книге Ушаковой О.Д. «Напиши диктант без ошибок!».

2. Приём «Письмо по памяти»

1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и т.д.);

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. и т.д.;

3.Составление этимологических словарей «К истокам слова»

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Совместная деятельность учащихся по работе с дополнительными источниками информации (сбор справок об истории происхождения слова) и коллективное составление словарика "К истокам слова" благотворно влияет и на усвоение правописания "трудных" слов на основе стремления к самопознанию.

4. Приём «Ребусы»

При работе со словарными словами использование ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.

5. Приём «Лесенки слов»

Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.

6. Приём «Щёлкаем орешки» (лексический диктант)

Лексические диктанты дети воспринимают как загадки и дали этому виду работы свое название: «щелкаем орешки».

7. Приём «Лишнее слово»

"Лишнее слово" можно проводить как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога и просим найти лишнее слово с обоснованием своего выбора.

8. Приём «Фонетические ассоциации»

Метод звуковых ассоциаций использован при составлении четверостиший автором книги «Словарь в стихах» Е.З. Солдатовой.

9. «Орфографические пятиминутки»

Орфографическую зоркость детей обостряют рифмовки с элементами какографии. Как пишет М.Р.Львов, «орфографическая зоркость» предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки и чужие).

Здесь ошибки отыщите, 
В чем причина их скажите: 
«лыжы мы купили, 
полыжне ходили, 
да не накотались, 
лыжы вдрук сламались!»

На базе рифмовки можно проводить зрительные, зрительно-слуховые диктанты по памяти, комментированное письмо, проверочные работы. Используя рифмовки, мы, действительно, развиваем слуховые и зрительные восприятия [2].

10. Диктант - игра «Кто больше запомнит» (по методике Л.П.Федоренко).

11. Приём «Письмо ученому соседу».

Цель работы – развить умение систематизировать собственную деятельность, учить исправлять и предупреждать ошибки.

Ученики пишут друг другу письма по схеме, которую предложила Н.Г. Алдакаева в статье «Работа над ошибками».

12. «Изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток»

Использование данных приемов в работе, формирует у учащихся:

Ø умение анализировать информацию;

Ø осуществлять отбор информации;

Ø преобразовывать информацию;

Ø формулировать проблему;

Ø самостоятельно находить способы выполнения поставленных задач;

Ø осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль деятельности;

Ø объективно оценивать результат выполнения поставленных заданий;

Ø осуществлять рефлексию деятельности.

Главная моя цель, как  учителя начальных классов,  - научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в жизненных ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать функционально-грамотную личность, уверенную в себе, в своих силах и знаниях.

 

 

Список использованных источников:

1.     Алдакаева,Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». 1999. № 5. С. 39–40.

2.     Бетенькова, Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.

3.     Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Начальная школа,1991, № 1

4.     Жедек, П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

5.     Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучении фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск: Пеленг, 1992.

6.      Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Флинта: Наука, 1998. 208с.

7.     Никишина, Н.В.Комплексная методика повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе: Методическое пособие. - М: Восход, 2017. - 60 с.

8.     Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 1992. 192с.

 


 

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Кроме традиционных способов формирования орфографической зоркости, использую и нетрадиционные формы и методы: 1

Кроме традиционных способов формирования орфографической зоркости, использую и нетрадиционные формы и методы: 1

Приём «Лесенки слов» Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию

Приём «Лесенки слов» Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию

Главная моя цель, как учителя начальных классов, - научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в жизненных ситуациях

Главная моя цель, как учителя начальных классов, - научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в жизненных ситуациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024