РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР

Оценка 4.9
doc
24.12.2022
РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР
Урок 6.doc

Урок ___ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР

Общие цели: охарактеризовать обучающимся политику «пе­рестройки» и «гласности».

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «глас­ности» М. С. Горбачева; определить направление взглядов на прошлое и будущее страны, которые наметились в средствах массовой информации.

Дополнительные цели: сопоставить, сравнить «оттепель» Н. С. Хрущева и политику «гласности» М. С. Горбачева; выска­зать свою точку зрения о неизбежности политического раскола в период руководства М. С. Горбачевым КПСС и Советским госу­дарством.

Основные понятия и термины: гласность, демократия, по­литический плюрализм, номенклатура, демократическая транс­формация общества, державно-патриотические взгляды, право­вое государство.

Ход урока

I.       Проверка домашнего задания.

Проверка составленных тезисов по теме «Сущность пере­стройки».

II.      Изучение нового материала.

План

1. Расширение гласности.

2.    Переосмысление прошлого и будущего.

3.    Политический раскол советского общества.

1. Расширение гласности.

В 1986 г. XXVI съезд КПСС - обозначена идея «гласности». Предполагалось, что гласность должна быть средством укрепле­ния социализма, упрочнения веры масс в возможность искоре­нения негативных явлений в обществе и повышения активности граждан.

Задание обучающимся: ознакомиться с учебным ма­териалом § 40 (с. 378-379) и выполнить задания:

-    Перечислите события, явления, отражающие действия по­литики «гласности».

-    Установите особенности политики «гласности».

-    Какую роль сыграла политика «гласности» в разрушении коммунистической системы?

-    Какие противоречия содержала политика «гласности»?

Затем обучающимся рекомендуется, основываясь на знаниях основной школы, раскрыть понятие «политический плюрализм».

С целью определения роли средств массовой информации (СМИ) в период гласности целесообразно предоставить воз­можность выступить обучающимся с подготовленным заранее сообщением «Роль средств массовой информа­ции в расширении процесса гласности».

Обучающимся также рекомендуется заполнить табли­цу (§ 40, с. 379) «Направления СМИ в период гласности».

2. Переосмысление прошлого и будущего.

Начинается процесс переосмысления прошлого и будущего:

•        1987 г. - создана Комиссия по реабилитации жертв поли­тических репрессий 1930-1950-х гг.

Задание обучающимся: высказать свою точку зре­ния по вопросу № 5 (с. 387): «Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М. С. Гор­бачева КПСС и Советским государством?».

На усмотрение учителя рекомендуется познако­мить обучающихся с характеристикой политической ситуации в советском обществе к концу 1990-х гг., данной виднейшим деятелем демократического движения А. Собчаком.

Фрагмент из книги А. Собчака «Вхождение во власть»:

«Без радикального обновления существующих структур вла­сти движение вперед так же невозможно, как вчера без отмены шестой статьи Конституции.

Уверен, что политик Михаил Горбачев не может не пони­мать этого. Другое дело, что у Президента СССР Михаила Гор­бачева могут быть свои резоны: яблоко должно упасть, когда оно созреет. Не раньше. И, во всяком случае, не президенту тря­сти яблоню.

Но яблоко может сгнить и на ветке. Особенно, если оно уже с червоточиной».

-        Объясните, в чем смысл предупреждения А. Собчака?

III. Закрепление нового материала.

-        Перечислите события, явления, отражающие действия по­
литики «гласности».

-        Назовите причины возникновения раскола в партийном
руководстве, обществе.

Домашнее задание. § 40. Знать новые понятия, термины, да­ты и события.

Письменно ответить на вопрос № 1 (с. 387):

-    Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политике «гласности» М. С. Горбачева? Чем они различаются?

-    Самостоятельно определите критерии сравнения. Ответ оформите в виде таблицы.


Урок ___ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И

Урок ___ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И

Конституции. Уверен, что политик

Конституции. Уверен, что политик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.