РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ ДИЗАРТРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования графомоторных навыков у дошколь- ников с ограниченными возможностями здоровья. Проанализирована норма онтогенетического развития гра- фомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста и представлены основные методики диагности- рования особенностей их графомоторных навыков, а также зрительно-пространственного восприятия, зритель- но-моторной и слухо-моторной координации, зрительной памяти и степени развития тонкой моторики кистей и пальцев рук. Научная новизна заключается в разработке комплексной, систематизированной, построенной последовательно – по усложнению – коррекционно-педагогической работы с детьми 5-7 лет с учетом категории нарушения ребенка. В результате разработана система коррекционно-педагогической работы по формирова- нию графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ, основные направления которой – развитие умений пра- вильно держать карандаш, ручку и владеть ими; развитие мелкой моторики, а также точности, плавности, коор- динированности движений рук; развитие пространственной ориентации на листе бумаги; формирование зри- тельно-моторной координации; развитие межполушарного взаимодействия. В работе представлены целевые ориентиры и ожидаемые результаты коррекционной работы.
Ключевые слова: графомоторные навыки, коррекция, старший дошкольный возраст, дизартрический ком- понент, ТНР, ОВЗ, комплексный подход, плавность, точность, координированность движений рук, мелкая мо- торика, зрительно-пространственная координация, пространственно-графическая ориентация, зрительно- моторная координация, слухо-моторная координация, межполушарное взаимодействие, BRAINBOARD, зри- тельная память.
Цель: Формирование графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: Разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.
Развивать умение правильно держать карандаш, ручку; умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы и т.д).
Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, координированность движений рук.
Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.
Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
Формировать зрительно-моторную координацию.
Практическая значимость – предложенный коррекционно-педагогический проект по формированию гра- фомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ может быть полезен для педагогов, работающих с детьми, имею- щих графомоторные нарушения.
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблю- даются особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, ки- сти руки. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации.
Выполняя графические упражнения, дети учатся точно следовать инструкции и работать самостоятельно, параллельно у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, фор- мируются функции распределения внимания, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомотор- ной деятельности.
Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью си- стемы специальных упражнений.
Комплексный подход, предполагает включение в коррекционно-развивающую работу по формированию графомоторных навыков как учителя-логопеда, так воспитателей и родителей.
Занятия с детьми разделены на 3 блока. Первые два блока проводят: воспитатели и родители. Они исполь- зуют в своей работе упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ; упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев (раскрашивание; работа с папиросной бумагой, работа с пластилином, обведение карандашом по контуру; рисование по точкам; штриховка; дорисовывание деталей; рисование по шаблону.
Подбор заданий осуществлен с учетом развития ребенка в порядке усложнения материала.
Задания можно использовать и в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечер- нее время или в выходные дни.
Третий блок ведёт учитель-логопед: работа с межполушарными Досками – лабиринтами (BRAINBOARD). Такая работа помогает развивать межполушарное взаимодействие (повышают стрессоустойчивость, ускоряют развитие нейронных связей и общее развитие малыша, развивают логику, облегчают процесс чтения и письма, повышают концентрацию внимания, синхронизируют работу обоих полушарий, развивают воображение, улучшают работу зрительной и двигательной памяти, координации движения рук, мелкой моторики).
Отличительной особенностью по развитию межполушарного взаимодействия с использованием нейротре- нажеров – дидактических лабиринтов от BRAINBOARD состоит в том, что они абсолютно не надоедают, пото- му что упражнения не повторяются. Упражнения проводятся по 10-15 минут.
Знакомство с лабиринтами – это их прохождение сначала одной ведущей рукой.
Затем ребенок пробует провести дорожку другой рукой. Мы меняем направления, старты и финиши. И только после того, как ребёнок это усвоит - усложняем работу, предлагая ребенку пройти лабиринт одно- временно двумя руками.
Деревянные дощечки-вкладыши из натурального, не окрашенного дерева, следует предлагать ребенку по принципу «от простого к сложному» и начиная с зеркального отражения лабиринтов. С каждым новым заняти- ем узоры и элементы усложняются. Легкие спирали сменяются длинными квадратными лабиринтами. А завер- шает курс – лабиринт ЖУК.
Когда ребенок начнет справляться с лабиринтами-канавками, мы предлагаем ему второе упражнение - рабо- ту с мелками (провести мелок по темному контуру). Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой. Когда ребёнок справится с этими заданиями, ему дается на усложнение – прочертить дорожку двумя руками одновременно (затем усложняем – лабиринты разные).
В самом конце предлагаем ребёнку яркие лабиринты, подразделяющиеся на три категории:
Первый тип – это контурные фигуры (ребенок обводит фигуру по линии). Мы встречаем здесь простые рисунки (яблочко, грибок) и сложные - утенок, лист клевера. Маркер с карточки хорошо стирается, поэтому все эти задания – многоразовые.
Второй тип карточек – дорожки.
Нужно "пройти" по дороге, не заходя за границы рисунка.
И третий тип задачки – квест-лабиринты, здесь нам требуется соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы. Каждая карточка оснащена табличкой-подсказкой о том, как верно проходить сюжет.
Выполняя эти упражнения можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. При одновремен- ной работе левого и правого полушарий улучшается эффективность работы всего мозга, происходит активация процесса обучения. Также такая деятельность тренирует мелкую моторику, глазодвигательную координацию движений.
Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам (2-4 человека) на коррекционных занятиях. Коррекционные занятия проводятся один раза в неделю. Длительность непрерывной работы для детей до-
школьного возраста составляла не более 15 минут.
Библиографический список
1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие. М.: Науч.-метод. Центра Юго-Вост. окр.упр. Моск.ком. образования, 1997.
2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами». Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. - М .: АРКТИ, 2006. - 88 с.
3. Белова, Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. М., 2007.
4. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. ПРОСВЯЩЕНИЕ. М., 2003.
5. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. ВЛАДОС. М., 2003.
6. Белова, Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. М., 2007.
7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.
8. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития / О.С.Бот // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: сб.науч.трудом.- М.: Проявещение, 1982.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.