РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образование – это не только социальное благо и высокого уровня ценность для каждого человека. Образование в настоящем мире является важнейшей компонентой, без которой не мыслится дальнейшее перспективное развитие нашей страны и всего мирового сообщества. Только инновационное развитие образования обеспечит устойчивость и конкурентоспособность России на мировом уровне.
Образовательная система ставит перед собой одну из самых важных для подрастающего поколения задач – введение обучающихся в перспективные направления, передачи им нового знания, оказание помощи и поддержка при вхождении в мир социального опыта. В реализации этой задачи важную роль играет подготовка обучающихся к исследовательской деятельности в системе дальнейшего его образования и профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность – одно из направлений работы с детьми, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности, формирование таких важных качеств, как трудолюбие, интерес к науке и открытиям, целеустремленность, воля к победе.
Сформированность личностных качеств, обеспечивающих его успешную социальную адаптацию в обществе, активность и личностное развитие, позволит обеспечить готовность обучающегося к непрерывному образованию. Необходимо предоставить каждому ребенку максимальные возможности для формирования у него потребности в творческой деятельности с целью становления личности, обладающей инновационным мышлением. Это требует от преподавателя выявления и развития творческого потенциала ребенка, а от самого учителя – инновационного педагогического творчества.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося:
- реализация системно-деятельностного подхода, практико-ориентированных педагогических технологий (в наибольшей мере отвечает этому технологии исследовательского и проектного обучения);
- индивидуальный маршрут развития инновационного потенциала обучающегося представлен в процессе решения творческих задач. Система образования должна быть ориентирована на формирование и развитие названных выше навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Образовательная область «Технология» выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий именно потому, что практическая деятельность, лежащая в основе предметной области, содержит в себе особые возможности познания и развития.
Ключевое понятие «инновационный потенциал учащегося» трактуется категориями «личностный потенциал» и «исследовательская деятельность школьника». Явный потенциал ученика отражает его исследовательские знания, умения, опыт, представленные на практике. Составляющими скрытого потенциала являются мотивация, исследовательское мышление, организаторские способности и личностные особенности отражены в таблице.
Виды исследовательских работ
Текстовые работы |
Компьютерные |
Визуальные |
Конструкторские |
доклад литературный обзор реферат эссэ проект |
презентации моделирование выполняемых изделий |
фотосьемка видеофильм слайд-шоу
|
Технологическая карта с текстовым сопровождением
|
Формирование инновационного потенциала участников образовательного процесса приобретает особую актуальность в решении задач модернизации современной школы. Ученики сегодня нуждаются в ясном понимании основ инновационной деятельности, алгоритмов организации инновационного процесса.
Признаки сформированности у учащегося инновационного мышления можно сформулировать следующим образом:
- учащийся, помимо обязательных, выполняет и дополнительные задания, работает самостоятельно, заинтересованно;
- учащийся способен к самообразованию (мотивы, задачи, способы действий и способы контроля определяются самим учеником);
- учащийся решает нестандартные задачи;
- учащийся устанавливает связь между жизненным опытом, знанием и практикой;
- умеет вдумчиво работать с различными источниками информации.
Для удовлетворения потребностей современного общества от учителя требуются высокая культура, сформированная система ценностей, заинтересованность в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.
Реализация педагогических инноваций позволяет воспитать новое поколение россиян-инноваторов, способное, используя высокий образовательный потенциал и интеллектуальные возможности, обеспечить инновационное развитие государства.
Литература:
1. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактив. форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. – 2-е изд., стер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с. – (В помощь администрации школы).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина
Центрального района Волгограда»
РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработала учитель технологии
Подмаркова Т. А.
Волгоград 2019
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.