МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ ДЕТСТВАКАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАБАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА«Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности»
Выполнил студент группы 3.033.2.15 Юлия Андреевна Голубева
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Зинаида Владимировна Бродовская
Цель
Объект
Предмет
Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.
Учебный процесс, направленный на развитие исследовательских умений у младших школьников.
Условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность понятий «исследовательские умения» и «исследовательские навыки».
Разработать и апробировать проекты.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
Сущность исследовательских умений обучающихся
Классификация исследовательских умений
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Главные требования к учебному проекту
Практическая часть работы
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.
Диагностика
Для исследования наличия исследовательских этих умений мы подобрали и провели адаптированную диагностику для выявления уровня сформированности исследовательских умений, которую подготовила Казначеева Г.Н.
Примеры заданий и упражнений:
А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?»
Б) Задания типа «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.
Выводы
Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность, мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника. Школьный курс предмета «Окружающий мир» обладает широкими возможностями по формированию исследовательских умений у младших школьников.
Системное использование специально подобранных заданий на уроках окружающего мира и проектная деятельность положительно влияют на формирование и развитие исследовательских умений младших школьников.
Занимаясь проектной деятельностью, младшие школьники приобретают важный опыт, который им пригодится в дальнейшем. Ученики научаются не бояться публично выступать, самостоятельно работать, отбирать и анализировать информацию, создавать что-то новое.
Гипотеза нашего исследования, в том что, развитие исследовательских умений младших школьников будет эффективным, при условии систематичного применения подобранных заданий на уроках окружающего мира была успешно доказана.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.