МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ ДЕТСТВАКАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАБАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА«Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности»
Выполнил студент группы 3.033.2.15 Юлия Андреевна Голубева
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Зинаида Владимировна Бродовская
Цель
Объект
Предмет
Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.
Учебный процесс, направленный на развитие исследовательских умений у младших школьников.
Условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность понятий «исследовательские умения» и «исследовательские навыки».
Разработать и апробировать проекты.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности
Сущность исследовательских умений обучающихся
Классификация исследовательских умений
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Главные требования к учебному проекту
Практическая часть работы
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.
Диагностика
Для исследования наличия исследовательских этих умений мы подобрали и провели адаптированную диагностику для выявления уровня сформированности исследовательских умений, которую подготовила Казначеева Г.Н.
Уроки и проекты
Урок «Пожар»;
Урок «На воде и в лесу»;
Урок «Животное-живое существо»;
Урок «Наша дружная семья»;
Проект «Как помочь птицам зимой»;
Проект «Как вести себя в лесу»;
Проект «Семейное древо».
Примеры заданий и упражнений:
А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?»
Б) Задания типа «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.
Выводы
Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность, мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника. Школьный курс предмета «Окружающий мир» обладает широкими возможностями по формированию исследовательских умений у младших школьников.
Системное использование специально подобранных заданий на уроках окружающего мира и проектная деятельность положительно влияют на формирование и развитие исследовательских умений младших школьников.
Занимаясь проектной деятельностью, младшие школьники приобретают важный опыт, который им пригодится в дальнейшем. Ученики научаются не бояться публично выступать, самостоятельно работать, отбирать и анализировать информацию, создавать что-то новое.
Гипотеза нашего исследования, в том что, развитие исследовательских умений младших школьников будет эффективным, при условии систематичного применения подобранных заданий на уроках окружающего мира была успешно доказана.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.