«Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

  • Педсоветы
  • pptx
  • 03.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Голубева Ю.А презентация.pptx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА «Развитие исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности»

Выполнил студент группы 3.033.2.15 Юлия Андреевна Голубева
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Зинаида Владимировна Бродовская

Цель

Объект

Предмет

Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.

Учебный процесс, направленный на развитие исследовательских умений у младших школьников.

Условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.

Задачи исследования:

Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность понятий «исследовательские умения» и «исследовательские навыки».
Разработать и апробировать проекты.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности

Сущность исследовательских умений обучающихся

Классификация исследовательских умений

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Главные требования к учебному проекту

Практическая часть работы

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для развития исследовательских умений у младших школьников.

К исследованию были привлечены 22 учащихся 2 класса.

База исследования: МКОУ Маслянинская СОШ № 5

Диагностика

Для исследования наличия исследовательских этих умений мы подобрали и провели адаптированную диагностику для выявления уровня сформированности исследовательских умений, которую подготовила Казначеева Г.Н.

Результаты диагностики уровня сформированности исследовательских умений

Уроки и проекты

Урок «Пожар»;
Урок «На воде и в лесу»;
Урок «Животное-живое существо»;
Урок «Наша дружная семья»;
Проект «Как помочь птицам зимой»;
Проект «Как вести себя в лесу»;
Проект «Семейное древо».

Результаты контрольной диагностики уровня сформированности исследовательских умений

Примеры заданий и упражнений:

А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?»

Б) Задания типа «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.

Результат изменения сформированности исследовательских умений

Выводы

Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность, мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника. Школьный курс предмета «Окружающий мир» обладает широкими возможностями по формированию исследовательских умений у младших школьников.
Системное использование специально подобранных заданий на уроках окружающего мира и проектная деятельность положительно влияют на формирование и развитие исследовательских умений младших школьников.
Занимаясь проектной деятельностью, младшие школьники приобретают важный опыт, который им пригодится в дальнейшем. Ученики научаются не бояться публично выступать, самостоятельно работать, отбирать и анализировать информацию, создавать что-то новое.
Гипотеза нашего исследования, в том что, развитие исследовательских умений младших школьников будет эффективным, при условии систематичного применения подобранных заданий на уроках окружающего мира была успешно доказана.

Спасибо за внимание!

Посмотрите также