Развитие исследовательского поведения у детей
Автор-составитель: Федотова Светлана Викторовна,
Заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ «НОШ №10»Владивосток
МОТИВАЦИЯ
- Система стимулов, побуждающая человека к выполнению действий
(то, что определяет поведение человека)
Внешняя мотивация
Внутренняя мотивация
Любознательность
лежит в основе исследовательского поведения
(любовь к знаниям)
Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в умственных впечатлениях.
Любопытство может и не перерасти в любознательность и может носить ситуативный, неустойчивый характер
Познавательные процессы(когнитивная психология)
Отражение в сознании человека (психики) окружающего объективного мира
Cognitio (лат. знание)
Первая группа отражений (инструментов, каналов связи)дает человеку сведения об окружающем мире:- ощущение- восприятие - мышление(на основе роста сложности знания об окружающем мире)
Мышление
- отражение связей и отношений между объектами, существенных свойств; процесс решения задачи.
Задача – это цель, поставленная в конкретных условиях;
Условия – это совокупность средств, ограничений, проблем
Мышление нужно тогда, когда между целью и условием есть конфликт, т.е. когда цель недостижима.
Вторая группа отражений (инструментов, каналов связи)память – психологическое прошлоевнимание – психологическое настоящеевоображение – психологическое будущеев основе вектора психололгического времени
Надо знать!
Эти типы у человека на всю жизнь! (нет рудиментарных типов мышления)
У разных людей разные модальности мышления (пример: опишите важное событие прошлого лета несколькими словами)
Интеллектуальная инфантилизация, интеллектуальное растление – угроза настоящего времени
Основная идея ФГОС
Главная цель и основной результат образования –
развитие человека через освоение им
универсальных способов деятельности
самостоятельность, инициативность, ответственность
УУД – средствами обучения воспитать умение учиться – умение расширять свои знания, умения и способности
по собственной инициативе.
Обучение – провоцирующее, инициирующее, побуждающее «учебное действие ребенка»
УМЕНИЕ (у-мение, ум-ение) УЧИТЬСЯ
В чем провокация действия?
Чему учиться?
Модели обучения
Обучение
Квазиисследовательская деятельностьСпецифика развивающего обучения (по Эльконину и Давыдову)
- метод обучения в развивающем обучении, в котором воспроизводятся основные элементы научной дискуссии, т. е. того, как исследователи излагают и обсуждают результаты своих исследований
(метод восхождения от абстрактного к конкретному).
Учебная задача
Постановка УЗ
Основные понятия исследовательского обучения
понятие | определение |
Поисковая активность | Мотив, готовность к действию в условиях неопределенности |
Исследовательское поведение | Внешний контекст действия |
Исследовательская деятельность |
|
Основные понятия исследовательского обучения
Поисковая активность
Сложные безусловные рефлексы
Пищевые
Оборонителые
Половые
Родительские
Ориентировочно-исследовательские
И др.
Основные понятия исследовательского обучения
Исследовательское поведение
Деятельность
Это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (А.Леонтьев)
Структура деятельности
Потребность
Мотив
Цель
Средства
Действия
Операции
Исследовательская и проектная деятельность
ИССЛЕДОВАНИЕ | ПРОЕКТ |
настоящее | будущее |
наука | инноватика |
гипотеза, модель, связь, понятие | Замысел, прототип (опытный образец) |
знание | продукт |
Исследовательская и проектная деятельность
ИССЛЕДОВАНИЕ | ПРОЕКТ |
Это творчество в чистом виде, производство знания | Это способность ставить цели, действовать по плану, двигаться в намеченном направлении; |
Цель поясняется по мере приближения к ней | Цель ясна на начальных этапах работы, а суть и смысл проектирования составляют действия, направленные на ее достижение |
гипотеза | замысел (образ потребного будущего) |
Знание: объяснить, почему летает самолет) | Продукт: построить самолет по чертежу |
Исследовательская и проектная деятельность
Исследовать – извлечь «нечто» из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей (установить связи, закономерности) по косвенным признакам, отпечатках общего закона в конкретных; обнаружить связь, объяснить закономерность
Исследовательское поведение: открывать истину, новое (знание), объяснить, установить что…
Гипотеза – доказательство
Спроектировать – «бросить вперед»
Проектное поведение: по заданному замыслу и наличным ресурсам создать какой-либо продукт
Замысел - реализация
Основные понятия исследовательского обучения
Сверхчувствительность к проблемам – способность удивляться
Познавательная самостоятельность – способность к ситуативно не стимулированной деятельности: после решения проблемы у таких детей возникают еще вопросы
Основные понятия исследовательского обучения
Исследовательские способности и умения
Общая схема научного исследования:
Выявление проблемы
Выдвижение гипотез
Планирование исследования
Проведение исследования
Интерпретация данных
Опровержение или подтверждение гипотезы (гипотез)
Содержание научного познания – величина переменная, а метод - постоянен
Цели образования:
Научиться организовывать свою деятельность
Научиться объяснять явления жизни
Научиться решать проблемы
Овладеть ключевыми компетенциями (языковые, информационные, культурного взаимодействия, способность учиться)
Ориентироваться в мире ценностей
Продолжать образование
На какую цель работает ИО?
Приёмы исследовательской работы
Проблематизация/вопросы (тема, актуальность, цель, задачи)
Постановка гипотез
Наблюдение («полевой дневник»)
Классификация (таблицы, диаграммы)
Измерение
Моделирование
Интерпретация
Выдвижение гипотез
Эксперимент
Оформление результатов, интерпретация выводов
Приёмы проблематизации
Проблема (знание о незнании)
Для любого исследователя важно умение ставить вопросы
Вопрос – форма выражения проблемы
Гипотеза – как способ решения проблемы
Исследовательского типа | Проектного типа |
Какие у воды особые свойства? | Как можно исследовать эти свойства? |
Почему одни предметы плавают, а другие тонут? | Как заставить плавать тела тяжелее воды? |
Что делает воду сильной? | Как сделать воду сильнее? |
Что будет, если воду (в воду, под воду, на воду,…) |
Выбор темы
Приёмы проблематизации
Объект исследования
Приёмы проблематизации
Актуальность исследования
Приёмы проблематизации
Цель: Зачем?
Приёмы проблематизации
Приём «Постановка гипотез»
Гипотеза
научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения;
это вероятностное знание; процесс установления истинности этого знания – есть процесс научного познания;
Примеры постановки гипотез:
Допустим, что…; возможно, что…; вероятно, что…; предположим, что…
Моделирование как метод познания
Моделирование – метод изучения объекта при помощи другого объекта (идеального)
Исследователь – модель – объект познания
МОДЕЛИ: вещественные, физически подобные, математические, мыслительные (иконические), знаковые, игровые
Приём «интерпретация»
Выводы и интерпретации
Рефлексия
Примеры рефлексивных вопросов
Программа исследования (исследовательский аппарат)
Тема
Проблема
Актуальность
Объект
Предмет
Цель
Задачи
Гипотеза
Методы
Результаты
Интерпретация
Подтверждение/опровержение гипотезы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.