Любознательность
лежит в основе исследовательского поведения
(любовь к знаниям)
Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в умственных впечатлениях.
Любопытство может и не перерасти в любознательность и может носить ситуативный, неустойчивый характер
Первая группа отражений (инструментов, каналов связи)дает человеку сведения об окружающем мире:- ощущение- восприятие - мышление(на основе роста сложности знания об окружающем мире)
Мышление
- отражение связей и отношений между объектами, существенных свойств; процесс решения задачи.
Задача – это цель, поставленная в конкретных условиях;
Условия – это совокупность средств, ограничений, проблем
Мышление нужно тогда, когда между целью и условием есть конфликт, т.е. когда цель недостижима.
Вторая группа отражений (инструментов, каналов связи)память – психологическое прошлоевнимание – психологическое настоящеевоображение – психологическое будущеев основе вектора психололгического времени
Надо знать!
Эти типы у человека на всю жизнь! (нет рудиментарных типов мышления)
У разных людей разные модальности мышления (пример: опишите важное событие прошлого лета несколькими словами)
Интеллектуальная инфантилизация, интеллектуальное растление – угроза настоящего времени
Основная идея ФГОС
Главная цель и основной результат образования –
развитие человека через освоение им
универсальных способов деятельности
самостоятельность, инициативность, ответственность
УУД – средствами обучения воспитать умение учиться – умение расширять свои знания, умения и способности
по собственной инициативе.
Обучение – провоцирующее, инициирующее, побуждающее «учебное действие ребенка»
УМЕНИЕ (у-мение, ум-ение) УЧИТЬСЯ
В чем провокация действия?
Чему учиться?
Встреча с границами не знания (глупая задача, неинтересная, трудная, нет готовых инструментов)
Позиция учителя: обозначение границ, не давать готовых образцов действия, «рот закрыть»
Как научиться?
Поисковые действия:
Изобрести самому (исследовательские действия)
Найти в источнике (ИКТ-компетенции)
Обратиться к «умельцу» (сформулировать запрос)
Учебное взаимодействие
Квазиисследовательская деятельностьСпецифика развивающего обучения (по Эльконину и Давыдову)
- метод обучения в развивающем обучении, в котором воспроизводятся основные элементы научной дискуссии, т. е. того, как исследователи излагают и обсуждают результаты своих исследований
(метод восхождения от абстрактного к конкретному).
Учебная задача
Постановка УЗ
1.1 Вводимое понятие должно быть общим
1.2 Прежде чем вводить новое знание, нужно создать ситуацию необходимости его появления (влипание в проблему)
1.3 Не вводить знание в готовом виде, создавать ситуацию самостоятельного поиска (догадки, гипотезы)
1.4 если правильно поставлена УЗ, то решив ее, ученики научатся решать целый ряд других задач
Поиск способа ее решения (моделирование)
2.1 Групповое взаимодействие детей и учителя
2.2 Квазиисследование
2.3 Пробы
2.4. Дискуссии
Решение частных задач
Контроль, коррекция, анализ ошибок
Развернутое оценивание способа действия
Основные понятия исследовательского обучения
понятие | определение |
Поисковая активность | Мотив, готовность к действию в условиях неопределенности |
Исследовательское поведение | Внешний контекст действия |
Исследовательская деятельность |
|
Основные понятия исследовательского обучения
Поисковая активность
Безусловный рефлекс, ориентировочно-исследовательский рефлекс или рефлекс «Что такое?», бескорыстная любознательность (по И.П. Павлову)
Психическая основа исследовательского поведения
Психический фундамент выживания в изменяющихся условиях
Реакция на изменения, реакция на новое
ПА не выводится из других рефлексов
Основные понятия исследовательского обучения
Исследовательское поведение
Определяется через действие человека в ситуации неопределенности;
Направлено на изучение объекта или разрешение нетипичной проблемной ситуации
Интуитивные действия – «Метод проб и ошибок»
Конструктивные действия – «сознательно, выверенные логически – это уже исследовательская деятельность»
Деятельность
Это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (А.Леонтьев)
Структура деятельности
Потребность
Мотив
Цель
Средства
Действия
Операции
Исследовательская и проектная деятельность
ИССЛЕДОВАНИЕ | ПРОЕКТ |
Это творчество в чистом виде, производство знания | Это способность ставить цели, действовать по плану, двигаться в намеченном направлении; |
Цель поясняется по мере приближения к ней | Цель ясна на начальных этапах работы, а суть и смысл проектирования составляют действия, направленные на ее достижение |
гипотеза | замысел (образ потребного будущего) |
Знание: объяснить, почему летает самолет) | Продукт: построить самолет по чертежу |
Исследовательская и проектная деятельность
Исследовать – извлечь «нечто» из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей (установить связи, закономерности) по косвенным признакам, отпечатках общего закона в конкретных; обнаружить связь, объяснить закономерность
Исследовательское поведение: открывать истину, новое (знание), объяснить, установить что…
Гипотеза – доказательство
Спроектировать – «бросить вперед»
Проектное поведение: по заданному замыслу и наличным ресурсам создать какой-либо продукт
Замысел - реализация
Основные понятия исследовательского обучения
Исследовательские способности и умения
Для осуществления исследовательской деятельности необходимы некоторые особенности человека (общие и специальные)
Общие: рассудительность, внимание, целеустремленность, наблюдательность
Специальные: умение пользоваться приборами и оборудованием
Цели образования:
Научиться организовывать свою деятельность
Научиться объяснять явления жизни
Научиться решать проблемы
Овладеть ключевыми компетенциями (языковые, информационные, культурного взаимодействия, способность учиться)
Ориентироваться в мире ценностей
Продолжать образование
На какую цель работает ИО?
Приёмы исследовательской работы
Проблематизация/вопросы (тема, актуальность, цель, задачи)
Постановка гипотез
Наблюдение («полевой дневник»)
Классификация (таблицы, диаграммы)
Измерение
Моделирование
Интерпретация
Выдвижение гипотез
Эксперимент
Оформление результатов, интерпретация выводов
Приёмы проблематизации
Проблема (знание о незнании)
Для любого исследователя важно умение ставить вопросы
Вопрос – форма выражения проблемы
Гипотеза – как способ решения проблемы
Исследовательского типа | Проектного типа |
Какие у воды особые свойства? | Как можно исследовать эти свойства? |
Почему одни предметы плавают, а другие тонут? | Как заставить плавать тела тяжелее воды? |
Что делает воду сильной? | Как сделать воду сильнее? |
Что будет, если воду (в воду, под воду, на воду,…) |
Выбор темы
(как назвать то, чем мы собираемся заниматься)
Тема должна
представлять интерес для учащегося;
быть реализуемой в имеющихся условиях;
быть понятной учителю и ученику;
быть лаконично сформулированной (носить узкий характер – должен звучать предмет исследования)
Пример: «Формула красоты»
Приёмы проблематизации
Объект исследования
Процесс или явление, которое выбрано для изучения
Предмет исследования
более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, т.е.
то, что в объекте получает объяснение
Например: «Гусеница – домашнее животное»
Приёмы проблематизации
Цель: Зачем?
Формулируется кратко и точно, выражая то основное, что намерен сделать исследователь, к какому конечному результату от стремится;
формулируется через существительное (выявление, определение)
Задачи: Что для достижения цели необходимо сделать?
Это действие, формулируются через глаголы (изучить, обосновать, выявить, установить)
Приёмы проблематизации
Приём «Постановка гипотез»
Гипотеза
научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения;
это вероятностное знание; процесс установления истинности этого знания – есть процесс научного познания;
Примеры постановки гипотез:
Допустим, что…; возможно, что…; вероятно, что…; предположим, что…
Приём «интерпретация»
Выводы и интерпретации
в краткой форме содержат итоги исследования, смысл полученных результатов;
соотношение полученных результатов с уже имеющимися;
это краткий ответ «как решены задачи»;
выводы соответствуют поставленным задачам;
перспективы дальнейших исследований;
рекомендации
Рефлексия
Примеры рефлексивных вопросов
Что показалось наиболее трудным?
Нельзя ли было решить задачу иначе?
Что показалось Вам наиболее убедительным?
Какие моменты вызвали радость, удовольствие?
На чем бы Вы хотели остановиться поподробнее?
Что бы Вы хотели посоветовать?
Назовите Ваши главные успехи?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.