Развитие ключевых компетенций на уроках истории.
Оценка 5

Развитие ключевых компетенций на уроках истории.

Оценка 5
pptx
21.04.2023
Развитие  ключевых компетенций на уроках истории.
Развитие ключевых компетенций на уроках истории..pptx

Развитие ключевых компетенций на уроках истории

Развитие ключевых компетенций на уроках истории

Развитие ключевых компетенций на уроках истории.

Компетенции ключевые общепредметные ценностно-смысловые общекультурные

Компетенции ключевые общепредметные ценностно-смысловые общекультурные

Компетенции

ключевые

общепредметные

ценностно-смысловые

общекультурные

Социально-трудовые

Учебно-познавательные

информационные

коммуникативные

Форма урока Деятельность учителя

Форма урока Деятельность учителя

Форма урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы, технологии

Формируемые компетенции

Проблемная лекция

Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения

Технология проблемного обучения Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций

Коммуникативные, общеучебные

Практическое занятие

Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики

Технология проблемного обучения Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез

Общеучебные, информационные, коммуникативные

Лабораторное занятие

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации

Технология развивающего
обучения Работа с печатными информационными источниками

Информационные, общеучебные

Семинар

Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности

Технология
коллективного обучения

Коммуникативные, общеучебные, информационные

Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе

Закрепляю навыки учащихся самостоятельной работы с информацией, публичного выступления.

Технология личностно – ориентированного обучения, метод проектов

Коммуникативные, информационные, общеучебные

Деловые игры

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации

Технология коллективного обучения, моделирование ситуаций

Коммуникативные, социальные

Дискуссии

Закрепляю навыки учащихся публичного выступления, умения формулировать аргументированные выводы.

Организованный диалог, интеллектуальный штурм, технология коллективного обучения

Коммуникативные, общеучебные

Формирование ценностно-смысловой компетенции

Формирование ценностно-смысловой компетенции

Формирование ценностно-смысловой компетенции

Образовательный процесс на уроках истории организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. Обязательным этапом при использовании ценностно-деятельностного подхода является этап коллективной познавательной деятельности. На этом этапе отрабатывается умение самостоятельно формировать свою позицию по той или иной проблеме, защищать ее и аргументировано обосновывать. При ценностно - деятельностном подходе ученик получает право на субъективность при оценке исторических фактов, явлений и событий.

Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками  оценивается самый интересный, при этом стремится  к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа.
Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами  и в последующем на уроках учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

Формирование общекультурной компетенции

Формирование общекультурной компетенции

Формирование общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.
Возможны следующие пути решения этой проблемы:
для формирования грамотной, логически верной речи используются 
устные  задания на грамотное произношение и употребление имен,
терминов, географических названий и др.;
во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников ;
использовать задания с информационно -познавательной 
направленностью;
практиковать задавать для домашней работы  составление текстовых заданий. Анализ составленных заданий происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

Формирование учебно-познавательной компетенции -

Формирование учебно-познавательной компетенции -

Формирование учебно-познавательной  компетенции

- Особенно эффективно данный вид компетентности   развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Для реализации данной компетенции используются технологии диспута, дискуссий, проблемных заданий

ПРИМЕР:
в 10 классе по теме «Теории происхождения российского государства» провожу экспресс – дискуссию между представителями двух различных точек зрения: сторонниками норманнской теории и их противниками.

Проблемные вопросы и задания. ПРИМЕРЫ: 10 класс

Проблемные вопросы и задания. ПРИМЕРЫ: 10 класс

Проблемные вопросы и задания.

ПРИМЕРЫ:

10 класс. История. Тема: «Великая французская революция» Проблемный вопрос: «Явилась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов – просветителей?»


10 класс. История. Семинарское занятие: «Личность Ивана Грозного» Проблемный вопрос: «Кто он - Иван IV - властный самодержец с диким, необузданным характером, или незаурядная личность с трагической судьбой?»


10 класс. История. Семинарское занятие: «Личность Петра Великого» Проблемный вопрос: «Петр Первый – ВЕЛИКИЙ?»


11 класс. История. Семинарское занятие: «Гражданская война». Проблемный вопрос: героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия?

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных

Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных.
Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы.

Методика «Обсуждение картин».

История . Тема: «Правление Ивана

История . Тема: «Правление Ивана

10 класс. История . Тема: «Правление Ивана III».
• Задание: Рассмотрите картину «Стояние на Угре». Какие чувства воинов, находящихся на переднем плане передает художник?

История . Тема: «Правление Петра

История . Тема: «Правление Петра

10 класс. История . Тема: «Правление Петра I». Задание: Внимательно рассмотрите известное историческое полотно И.Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» и «Портрет Петра I» И.Н. Никитина.
1. Если верно, что внешность человека, выражение его лица отражают характер, о каких общих чертах Петра и Софьи дают представление эти полотна? 2. Как вы думаете, можно ли считать Софью незаурядной натурой? Почему она все же не смогла занять престол?

История . Тема: «Перестройка.

История . Тема: «Перестройка.

11 класс. История .
Тема: «Перестройка. Перемены в духовной жизни»
• Задание: Рассмотрите картину И. Глазунова «Вечная Россия». Назовите исторических личностей, изображенных на картине.

История . Тема : “Правление Ивана

История . Тема : “Правление Ивана

10 класс. История . Тема : “Правление Ивана Грозного”.
Задание: Опишите картину В.Сурикова “Покорение Сибири”. Оцените значение подвига Ермака.

Использование межпредметных связей

Использование межпредметных связей

Использование межпредметных связей.

Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как истории, обществознания так и основ наук в целом.
Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.
Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использования литературного материала.

ПРИМЕР:

10 класс. История. Семинарское занятие: «Ренессанс. Реформация. В поисках новой личности» Задание: Какую обратную сторону индивидуализма раскрывает знаменитый монолог Гамлета У. Шекспира?
Быть иль не быть – таков вопрос;
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? …
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет над налетом мысли бледным,
И начинанья, вознесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия…

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления.

Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, т.к. приходится опираться на факты, изученные в школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я использую отдельные приемы.

Стадия «вызова» направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер (объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами).
Например, при изучении темы «Культура России XVII века» учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного». В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного.

Прием «верные - неверные утверждения»

Прием «верные - неверные утверждения»

Прием «верные - неверные утверждения».


При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения:


• До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская

• Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны”

• Она была племянницей Петра I

• Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе

• С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями

• Любила своего мужа и была счастлива в браке.



Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать…

На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать…

На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Формирование
информационно-коммуникативной
компетенции

Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы

Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы

Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы.
Индивидуальная работа строится на самостоятельной работе с источником после вводных лекций и отработки вопросов в классе. Это приближает к ученику непосредственных участников исторического процесса, показывает личность, человека на фоне свойственных конкретной исторической эпохе социальных, духовных, нравственных проблем.

ПРИМЕРЫ:
10 класс. История. Тема: «Правление Владимира Мономаха»
Задание: Прочитайте отрывки из «Поучения Владимира Мономаха». Определите жанр и адресатов «Поучения»? О каких личных качествах Владимира Мономаха свидетельствует этот текст? Как вы думаете, почему «Поучение» вскоре после написания стало на Руси одним из наиболее известных и любимых произведений? Выпишите из поучения те заповеди, что близки ВАМ! Объясните ВАШ выбор!

Развитие ключевых компетенций на уроках истории.

Развитие  ключевых компетенций на уроках истории.

История. 10 класс. Урок-лаборатория «Россия в

История. 10 класс. Урок-лаборатория «Россия в

История. 10 класс. Урок-лаборатория «Россия в XVI веке».
1. Составьте диаграмму «Прирост территории Московского государства в XV- XVIвв.»
2. Какие особенности страны дали повод авторам учебника сказать о России XVI в. следующее: «Россия в XVI столетии представляла собой огромную, но пустынную страну»?

3. Назовите причины низкой производительности российского сельского хозяйства.
1.________________
2._________________
3._________________
Сформулируйте итоговый вывод – причину.
4. Заполните таблицу:


 

Вид торговли

Основные помехи для развития

5. Заполните таблицу «Сословия в Московском государстве в XV- XVII вв.»

Сословие

Изменения статуса

Запишите в тетрадь и выучите определение:

Запишите в тетрадь и выучите определение:

6. Запишите в тетрадь и выучите определение:
Сословно-представительная монархия – это государство, в котором царь правит, опираясь на поддержку представителей сословий.
1)Назовите орган сословного представительства в России в XVIв.__________
2)Укажите событие к дате: 1549г._____________
3)Назовите состав участников земских соборов:_________________________
4)Заполните сравнительную таблицу «Сходство и различия в деятельности европейского парламента и земского собора».







7. Составьте схему «Органы государственной власти в России XVI века».
ЦАРЬ
Центральные органы власти: Местная власть:
_________________________ ________________________
_________________________ ________________________
Объясните понятие «кормление»:______________________________________________________

Сходство

Различия.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023