Мотивационные педагогические технологии - это технологии, направленные на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность.
Один из важных показателей результатов мотивации является быстрота включения обучающегося в учебную или учебно-производственную деятельность, устойчивость интереса к ней, настойчивость в решении учебных проблем.
С точки зрения мотивации наиболее актуальными становятся следующие технологии:
Информационно–коммуникационные технологии
Технология развития критического мышления.
Проектная технология.
Технология развивающего обучения.
Технология проблемного обучения.
Игровые технологии.
Модульная технология.
Технология интегрированного обучения.
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации.
Групповые технологии.
Особенности технологии критического мышления
Основу технологии составляет трехфазовый процесс: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
На стадии вызова происходит пробуждение имеющихся знаний и мотивируется интерес к получению новой информации.
На стадии осмысления содержания происходит активное получение новой информации. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
На стадии рефлексии происходит осмысление, рождение нового знания, в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Прием «Инсерт»
- используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. "Инсерт" – это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Приём используется в три этапа: в процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки, обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таблица «З-Х-У»
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Как показывает практика, студенты заполняя таблицу, собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные, развивают мыслительные способности, вырабатывают собственную позицию по изучаемой теме.
Прием «Фишбоун»
Дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления и мотивации к обучению у студентов в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.
Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Прием «Фишбоун»
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Все записи − краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы сталкиваемся с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными.
Информационно–коммуникационные технологии
ВЕБ-КВЕСТ представляет собой
информационно-интерактивное средство обучения и мотивации, предполагающее применение креативного подхода, т.е. проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета,
мониторинг и поиск.
ВЕБ-КВЕСТ направлен на:
− умение четко излагать свою точку зрения, выражать свои мысли;
− корректно участвовать в дискуссии; умение искать нужную информацию и отбирать её, критически оценивать;
− способность к учебно-познавательной деятельности, мотивации;
− способность аналитически оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.
Веб-квест может успешно выполнять и профессионально-ориентационную функцию:
попробовав себя в какой-либо роли, студент может определиться с дальнейшим выбором рабочего места. Поскольку в технологии веб-квестов уже изначально заложен деятельностный подход, вполне понятно, что при выполнении заданий студенты не получают никаких готовых ответов, а самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, что помогает: · организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность; развивать творческое мышление и навыки решения проблем; мотивировать студента; осуществлять индивидуальный подход к обучаемым; тренировать мыслительные способности.
ПРИМЕР
Для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» задания могут содержать элементы экономических расчетов: начисление зарплаты сотрудникам, создание штатного расписания организации, создание ведомости учета остатков запчастей на складе, расчетов количества постов и др.), элементы планирования какой-либо деятельности в авторемонтном учреждении, а так же написание этапов адаптации к организации, определение этапов развития карьеры.
Скрайбинг
Скрайбинг-технология сразу показала свое преимущество по сравнению с традиционными лекциями и докладами в информационном освещении любых аспектов человеческой деятельности. Причина популярности скрайбинга состоит в том, что наш мозг, который на 80% мыслит образно, легко считывает информацию, заложенную в рисунке
Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.
Турбион-технология (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг».
Турбион-технология – инновационная методика повышения эффективности так хорошо себя зарекомендовавшей проектной методики
Цель данной методики позволяет совершенствовать метод проектов, повысить мотивационную значимость и глубину усвоения студентами основных общих и профессиональных компетентностей.
Турбион-технология
Это методика организации проектной деятельности учащихся, при которой цепь проектных исследований объединена общей тематикой, материалы проектов обсуждаются на интегрированных межпредметных конференциях, а результаты и выводы являются сублимированным материалом, вводимым в дальнейший учебный процесс.
Турбион-технология
Одним из вариантов модернизации проектной методики является турбион-технология. Этот вариант представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки – исследовательские проекты – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду».
Турбион-технология
соединяет внеурочную и урочную деятельность студентов, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.
Связь между звеньями «исследовательский проект – урок» является двухсторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов. Проектная деятельность, связанная с предметным обучением, становится более устойчивой системой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.