Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики
Создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основных направлений работы школы.
Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
·
o взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;
o у детей теряется интерес к учению;
o резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
o современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; трудностью логического мышления и воображения;
o у современных детей ограничено общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
o категория одаренных и способных детей в школах снижается;
o увеличивается число детей, не умеющих работать самостоятельно;
o увеличивается число детей с трудностями в обучении;
o увеличивается число проблемных детей.
Возникла необходимость повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики. И сделать это, в первую очередь, через:
· решение задач, примеров с комментированием;
· устное решение заданий, с подробным объяснением;
· устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
· использование на уроках математических софизмов;
· использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
· использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
· сдача различных устных зачетов.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Актуальность опыта обусловлена тем, что главной задачей школьного
обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей -
ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной,
общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко
адаптироваться в мировом сообществе.
От уровня сформированной коммуникативной компетенции личности учащихся во
многом зависит успешность их дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению
и самореализация в обществе.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может
рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней
эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и
благополучия его будущей взрослой жизни.
Важность формирования коммуникативной компетенции учащихся связана и с
возрастными особенностями подросткового возраста, который характеризуется
стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и
подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением
анализировать, оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В
этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции
начинает занимать общение со сверстниками. Именно поэтому подростковый возраст
является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и
продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых
компетенций (особенно коммуникативной), связанных с ведущим типом деятельности
школьников-подростков.
Ряд противоречий, возникших в современной образовательной среде, среди которых:
· противоречие между недостаточным использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности, низким уровнем коммуникативной компетентности современного школьника и запросами современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся;
· противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике приводит нас к выводу об актуальности и перспективности данного опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.