Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики
Оценка 4.8

Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики

Оценка 4.8
docx
08.09.2021
Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики
Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики.docx

Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики

 

Создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основных направлений работы школы.

Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании подрастающего поколения.

·          

o    взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;

o    у детей теряется интерес к учению;

o    резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

o    современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; трудностью логического мышления и воображения;

o    у современных детей ограничено общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

o    категория одаренных и способных детей в школах снижается;

o    увеличивается число детей, не умеющих работать самостоятельно;

o    увеличивается число детей с трудностями в обучении;

o    увеличивается число проблемных детей.

Возникла необходимость повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики. И сделать это, в первую очередь, через:

·         решение задач, примеров с комментированием;

·         устное решение заданий, с подробным объяснением;

·         устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

·         использование на уроках математических софизмов;

·         использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

·         использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

·         сдача различных устных зачетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Актуальность опыта обусловлена тем, что главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
От уровня сформированной коммуникативной компетенции личности учащихся во многом зависит успешность их дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Важность формирования коммуникативной компетенции учащихся связана и с возрастными особенностями подросткового возраста, который характеризуется стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением анализировать, оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции начинает занимать общение со сверстниками. Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной), связанных с ведущим типом деятельности школьников-подростков.
Ряд противоречий, возникших в современной образовательной среде, среди которых:

·         противоречие между недостаточным использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности, низким уровнем коммуникативной компетентности современного школьника и запросами современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся;

·         противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике приводит нас к выводу об актуальности и перспективности данного опыта.

 


 

Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики

Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной),…

Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной),…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2021