Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики

  • docx
  • 08.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики.docx

Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики

 

Создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, воспитания разносторонне развитой личности – одно из основных направлений работы школы.

Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании подрастающего поколения.

·          

o    взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;

o    у детей теряется интерес к учению;

o    резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

o    современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; трудностью логического мышления и воображения;

o    у современных детей ограничено общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

o    категория одаренных и способных детей в школах снижается;

o    увеличивается число детей, не умеющих работать самостоятельно;

o    увеличивается число детей с трудностями в обучении;

o    увеличивается число проблемных детей.

Возникла необходимость повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики. И сделать это, в первую очередь, через:

·         решение задач, примеров с комментированием;

·         устное решение заданий, с подробным объяснением;

·         устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

·         использование на уроках математических софизмов;

·         использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

·         использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

·         сдача различных устных зачетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Актуальность опыта обусловлена тем, что главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
От уровня сформированной коммуникативной компетенции личности учащихся во многом зависит успешность их дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Важность формирования коммуникативной компетенции учащихся связана и с возрастными особенностями подросткового возраста, который характеризуется стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением анализировать, оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции начинает занимать общение со сверстниками. Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной), связанных с ведущим типом деятельности школьников-подростков.
Ряд противоречий, возникших в современной образовательной среде, среди которых:

·         противоречие между недостаточным использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности, низким уровнем коммуникативной компетентности современного школьника и запросами современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся;

·         противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике приводит нас к выводу об актуальности и перспективности данного опыта.