Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС (из опыта работы)
Оценка 5

Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС (из опыта работы)

Оценка 5
Особые потребности
docx
другое
5 кл—7 кл
26.06.2024
Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС (из опыта работы)
В публикации автор делится опытом работы с детьми с РАС. уделяется внимание трудностям перехода из начальной школы в 5 класс.
Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС (из опыта работы).docx

Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС (из опыта работы)

 

Современный подход в школьном образовании предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в «обычных» классах и «обычных» школах. Под понятием «обычный» я подразумеваю «массовый». В настоящее время, когда практически в каждой школе есть ребенок, имеющий диагноз РАС, всем педагогам просто необходимо не просто иметь понятие о таких детях, но и знать особенности общения с ними.  Поэтому классный руководитель, у которого в классе обучается ребенок с ОВЗ, должен внимательно изучить   заключение ПМПК, в котором даны определенные рекомендации для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и ознакомить с основными рекомендациями всех педагогов.

Я работаю учителем русского языка в старших классах специальной (коррекционной) школы-интерната. Дети с РАС есть в 5 и 6 классах. Каждый ребенок имеет свои особенности характера. Это значит, что и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальный. Например, Илья (5 класс) очень любит общаться лично, знает много героев мультфильмов, рассказывает о них. Он умеет писать, но почерк неустойчивый. Во время урока Илья может самостоятельно работать с карточкой, списать печатный или прописной текст. Далее ему необходимо отдохнуть, то есть заняться тем, что он любит делать. А любит он говорить. И ему очень нравится, когда дети его слушают. Поэтому в ход урока я включаю «работу  в парах». А вот Максим (6 класс) предпочитает одиночество. В начале урока он получает свою карточку, списывает  только с прописного текста. После списывания Максим тоже занимается своим любимым делом: работает с раскрасками. Конечно, учителю необходимо иметь определенный запас таких карточек, ведь пристрастия у детей разные, но и работа должна иметь обучающую или воспитывающую направленность. При планировании работы с такими классами, когда дети заканчивают  начальную школу и переходят в  5 класс, я общаюсь с учителем начальных классов и делаю для себя определенные выводы. Дети разные, коллективы разные, по-разному построена работа в классе. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка. У каждого аутичного ученика особенности проявляются в разной степени. В связи с этим нужно рассматривать комбинацию особенностей конкретного ребенка и выстраивать индивидуальную карту развития.

Существуют определенные принципы работы с детьми, подростками и взрослыми с аутистическими расстройствами.

1: выстраивание базовых элементов развития, основываясь на индивидуальных интересах каждого.

2:  продолжение последовательного освоения стадий развития, а именно: пробуждение внимания и налаживание контакта, поощрение двустороннего общения и решения социальных задач, исследование эмоций, развитие логического мышления, развитие абстрактного и рефлексивного мышления.

3: создание эмоционально значимых обучающих ситуаций.

Данные принципы могут быть опорой при составлении индивидуальной карты развития.

 

Что я использую в работе с учащимся с РАС:

Перед уроком или в начале занятия используются рутинные, всегда одинаковые вопросы не по теме урока для того, чтобы наладить контакт, расположить к себе. В разговоре обычно использую темы: настроение, погода.

Затемдаю задание в зависимости не только от темы урока, но и от имеющегося запаса навыков самостоятельной работы.

 Хочу отметить такой прием,  как  «работа в паре». Например, в 5 классе ребята с удовольствием «учат» Илью. Но и здесь встречаются  сложности. Илья достаточно избирателен в  выборе «учителя». Чаще всего, в начале учебного года уже видно, какие предпочтения имеются у детей. Не обязательно, что эти предпочтения будут сохранены в течение всего периода обучения: меняется обстановка, появляются новые интересы и увлечения.

   При выполнении заданий обращаю внимание на сложность. Должно выполняться правило: от простого к сложному. Но никогда не останавливаюсь только на простом, обязательно пробуем с учащимся РАС выполнять сложные задания. Однако, если ребенок явно не настроен на выполнение сложного задания, начинает проявлять раздражительность или усталость, лучше отложить его на потом.

Вот такая карточка будет интересна Илье, так как есть возможность говорить, доказывать свою точку зрения. Для этой работы «парой»  будет ученик, который тоже умеет высказывать свою точку зрения.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_gallery/4001064/pub_607c97db54617a67e70bb83c_607c990290024f5c10eedbfe/scale_1200

  А вот Максиму (6 класс) такая карточка не будет интересна, так как у него очень бедный словарный запас. Ему больше подойдут задание на раскрашивание, соединение частей в целое. В предлагаемой карточке ученик одновременно повторяет буквы.

     Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения и одновременно РАС – достаточно сложный и мало изученный процесс. Каждый ребенок – особенный. Каждый урок можно ожидать новые открытия, связанные с поведением и, как следствие, обучением. Для того, чтобы процесс обучения всегда мог иметь соответствующий результат, учителю необходимо иметь огромный выбор инструментов, пособий, карточек для быстрой организации индивидуальной работы. Дети в подростковом возрасте отличаются нетерпеливостью, и любое замешательство педагога может вызвать нарушение дисциплины в классе.


 

Развитие коммуникативных навыков у детей с

Развитие коммуникативных навыков у детей с

В связи с этим нужно рассматривать комбинацию особенностей конкретного ребенка и выстраивать индивидуальную карту развития

В связи с этим нужно рассматривать комбинацию особенностей конкретного ребенка и выстраивать индивидуальную карту развития

Вот такая карточка будет интересна

Вот такая карточка будет интересна

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения и одновременно

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения и одновременно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024