Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения и письма
Оценка 5

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения и письма

Оценка 5
Особые потребности
docx
русский язык
7 кл
30.10.2021
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения и письма
Статья
статья Демина 2021.docx

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения и письма

 

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция роста количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта). Недостаточная сформированность коммуникативных навыков наблюдается практически у всех школьников  с нарушением интеллекта,  для их развития детям нужна помощь.

Несформированность речи у детей с умственной отсталостью, как отмечает  Мамкина И.Н.  «…представляет собой сложное многомодальное расстройство, проявляющееся на всех уровнях языка и речи. Детям страдающим олигофренией, вследствие ослабленной социальной направленности свойственна и недостаточность коммуникативной компетенции: несформированность потребности в общении и его основных аспектов (коммуникативного, интерактивного, перцептивного), детерминация коммуникативных умений ситуативно-деловой формой общения. Низкая активность, функциональная бедность и ограниченность коммуникативной направленности высказываний.[1]

Свои особенности имеет и построение диалогической речи ребенка с нарушением интеллекта. Как отмечает Лепская Н.И. «Диалог –психологически относительно простой вид речи. Он предъявляет к говорящим сравнительно небольшие требования в отношении умения строить связные и развернутые высказывания. Диалог имеет ярко выраженную внешнюю мотивацию. В ходе диалога построение и план речи определяются извне».

На основании исследований  многих отечественных дефектологов (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков и др.) можно говорить о том, что диалогическая речь детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от речи детей с нормальным развитием. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них мало поводов  задавать взрослым вопросы или вступать с ними в беседу. Чаще инициатором является взрослый, который намеренно вовлекает в беседу ребенка и сознательно прилагает к этому определенные усилия Далеко не все дети с интеллектуальными нарушениями умеют поддерживать диалог.[2]

Поддерживать диалогическую речь у детей с интеллектуальными нарушениями нужно, создавая положительную мотивацию к общению, поддерживая положительный эмоциональный фон.

В системе коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта  особое важное место отводится урокам русского языка (письма) и чтения.  Как отмечает Э.В. Якубовская «…обучение русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность».[3]

Одной из важнейших задач  уроков русского языка является развитие устной и письменной речи как средства общения. Коммуникативное развитие особенного ребенка на уроках письма и чтения происходит через общение с учителем и с другими детьми, а также через работу с готовыми образцами диалогов представленными в учебниках линии «Русский язык» под ред. Э.В. Якубовской для детей с ОВЗ 5-9 классов, осваивающих содержание предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.[4]

Большое значения для развития коммуникативных умений обучающихся с умственной отсталостью имеет такой элемент урока русского языка как «грамматическая разминка». Грамматическая разминка может проходить в различных формах.  Приведем несколько примеров упражнений для проведения грамматической разминки.

Упражнение «Сказочники». Прочитать имена, отчества и фамилии писателей. Какие из них вам известны? Какие сказки этих писателей вы читали?

Если записать в столбик фамилии писателей в алфавитном порядке, можно узнать какие сказки они написали.

Александр Сергеевич Пушкин, Петр Павлович Ершов, Ханс Кристиан Андерсен, Николай Николаевич Носов, Алексей Николаевич Толстой, Джанни Родари, Лазарь Иосифович Лагин, Александр Мелентьевич Волков, Юрий Карлович Олеша.

Можно предложить детям для заполнения таблицу.

 

«Снежная королева»

 

«Волшебник Изумрудного города»

 

«Конек-горбунок»

 

«Старик Хоттабыч»

 

«Приключения Незнайки и его друзей»

 

«Три толстяка»

 

«Сказка о царе Салтане»

 

« Приключения Чиполлино»

 

«Золотой ключик, или приключения Чиполлино»

 

Еще одно интересное упражнение «Угадай слово». Учитель загадывает слово и быстро называет в последовательном порядке все согласные этого слова. Учащиеся должны отгадать слово. Работа завершается записью в тетради слов, которые запомнились. Лексическим материалом для данного упражнения могут служить слова из словаря.

Развитию речи способствует и такое упражнение «Составь пары родственных слов». Учитель называет предмет (что? – сапог). Ученики называют человека, который имеет отношение к этому предмету (кто? – сапожник).

Развитию речи обучающихся способствует и проведение самодиктантов. Например, учитель предлагает обучающимся вспомнить и записать как можно больше слов из словаря, подчеркивая орфограммы, которые следует помнить. Работа завершается проверкой записанных слов путем их орфографического проговаривания. При этом выявляется ученик, вспомнивший большее количество слов, и ученик, записавший без ошибок большее количество слов.[5]

На уроках русского языка в качестве грамматической разминки можно также использовать игру «Что? Где? Почему?», направленную на закрепление изученного материал.[6] Обучающимся предлагается слово, в котором они должны найти знакомую орфограмму, объяснить в какой части слова она находится и почему нужно так писать. Например:

Слово сова. Что? — Гласный [а]. Где? — В корне. Почему буква о? — Потому что совы.

Слово сапог. Что? — Гласный [а]. Где? — В корне. Почему буква а? — Словарное слово. Что? — Звук [к]. Где? — В конце слова. Почему буква г? — Потому что сапоги.

Буква, написание которой доказывает участник игры, должна быть им подчеркнута, а часть слова, в которой находится эта буква, должна быть выделена. Во время игры лучше не употреблять термин «орфограмма». Предпочтительнее формулировать вопрос так: Сколько в этом слове случаев «что? где? почему?»?

Игровой прием «Я учитель!». Этот прием способствует развитию у школьников коммуникативных навыков, навыков планирования, контроля и самоконтроля. Далеко не каждый ученик, становясь на короткое время учителем, может дать связное объяснение, организовать товарищей по группе для выполнения задания. Чтобы облегчить детям задачу, у доски можно поместить плакат с правилами игры.

Пример плаката:

Правила игры «Я учитель!»

В первый раз учитель выбирается по жребию.

Затем каждый раз тот, кто был учителем, назначает нового учителя.

Действия учителя:

1) продиктовать ученикам предложение (составленное и написанное на карточке учителем);

2) попросить одного ученика проговорить все слова по слогам;

3) записать предложение (ученики пишут на листочках);

4) объяснить знаки препинания в предложении;

5) попросить одного ученика прочитать предложение по слогам для проверки;

6) провести игру «Что? Где? Почему?».

 

Это лишь небольшой перечень упражнений, которые можно использовать на уроках русского языка для активизации познавательного интереса обучающихся и развития у них коммуникативной компетентности. Очень важно применять эти упражнения систематически. Так как только систематическая, целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы у обучающихся с интеллектуальными нарушениями приводит к улучшению вербального и невербального общения, развитию межличностных отношений обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми, а в дальнейшем и к успешной социальной адаптации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология [Текст]. - 1987. - №4 - С. - 3 - 8.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – М.: Педагогика, 1995.

3.  Бодалев А.А. Личность и общение [Текст]. – М.: Педагогика, 1993.

4. Бурина Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы) : Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е. Д. Бурина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст]. -М.: Просвещение, 1985. - 50 с.

6. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность[Текст] . – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Мамкина И.Н. Особенности коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта / Режим доступа: https://problemspedagogy.ru/images/PDF/2017/27/osobennosti-kommunikativnoj.pdf

8. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] . - Учебное пособие. - М., 2001 - 110 с.

9. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых [Текст]. - М.: Академия, 2004.

10. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст]. - Владос, Северо-Запад, 2010.

11. Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации 5-9 классы: учебн. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 2016.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Мамкина И.Н. Особенности коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта / Режим доступа: https://problemspedagogy.ru/images/PDF/2017/27/osobennosti-kommunikativnoj.pdf

[2] Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст]. - Владос, Северо-Запад, 2010.

[3] Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации 5-9 классы: учебн. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 2016.

[4] Там же.

[5] Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - Учебное пособие. - М., 2001.

[6] Бурина Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы) : Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е. Д. Бурина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016.

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения и письма

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения и письма

Поддерживать диалогическую речь у детей с интеллектуальными нарушениями нужно, создавая положительную мотивацию к общению, поддерживая положительный эмоциональный фон

Поддерживать диалогическую речь у детей с интеллектуальными нарушениями нужно, создавая положительную мотивацию к общению, поддерживая положительный эмоциональный фон

Приключения Незнайки и его друзей» «Три толстяка» «Сказка о царе

Приключения Незнайки и его друзей» «Три толстяка» «Сказка о царе

Предпочтительнее формулировать вопрос так:

Предпочтительнее формулировать вопрос так:

Бурина Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы) :

Бурина Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы) :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021