Развитие креативных способностей на уроках английского языка
Современный процесс обучения ориентирован на достижение целей образования, обеспечивающих приобретение инструментальных знаний. Ожидаемые результаты образования, проектируемые в процессе обучения школьников, зафиксированы в ведущих документах о развитии российского образования. Следует отметить, что проектирование процесса обучения, в данном контексте выстраивается в рамках личностноориентированного, компетентностного, системно-деятельностного подходов. При этом цели образования ориентированы на формирование творческих качеств личности и креативности, помогающих выпускнику быть мобильным, способным ориентироваться в современной жизни.
На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания иностранного языка.
Одним из самых эффективных и интересных способов изучения английского языка является чтение английских газет. Они не только держат в курсе всех последних новостей и событий в мире, но и помогают расширить словарный запас, улучшить грамматику и письмо. Но самое главное, они способствуют развитию речевых навыков, созданию собственного стиля и манеры речи.
Немаловажную роль играет тот факт, что сейчас практически любое иностранное периодическое издание можно найти в интернете, и к тому же бесплатно.
При работе с аутентичным газетным текстом можно использовать следующие упражнения.
Одно из «Заголовок/Headline», когда ученикам лишь по заголовку необходимо догадаться, о чем идет речь в стать. То же самое упражнение можно выполнить по ключевым фразам или даже предложениям, вычлененным из статьи. Таким образом, расширяется словарный запас, совершенствуются навыки устной речи и развивают воображение.
На отработку определенных фраз и конструкций можно немного обсудить известных людей или пофантазировать о каком-нибудь скандальном происшествии. А полезные фразы типа: «Have you heard about…?», « Did you know that…? », «Guess what…?» или же фразы для ответа: «Really? I don’t believe it», «Are you joking?», «How/when did it happen?» –в этом помогут.
Грамматика также не останется в стороне. В зависимости от знания грамматического материала, можно выполнять задания различной сложности, Например, составить вопросительные предложения по данной теме или найти глаголы, после которых употребляется герундий/ инфинитив с to / без to или формы глаголов в страдательном залоге.
Активизация лексики по различным темам может продолжаться и на всех остальных этапах урока. И в этом помогают методы ТРИЗ. Они способствуют решению нетрадиционных задач. Эти методы учат школьников мыслить, и они могут быть применены на разных стадиях. Для лучшего усвоения лексики, развития навыков монологической речи на основе текста применяются различные способы.
Итак, тема «Здоровое питание» Необходимо научить лексике, умению читать введенную лексику, понимать речь, общаться в диалоге. Поставлена задача дать в системе необходимые лексические единицы для развития навыков устной речи, закрепить языковой материал и обогатить речь, сформировать на основе лексики языковые умения и навыки по теме. Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Предлагается задание написать всю лексику для работы с темой. Ставится проблема, а ребята в ходе ее решения лучше овладевают знаниями и учатся думать. WHAT is HEALTHY DIET? What does food consists of? Одна из составных здорового питания
FOOD
Fruit |
Vegetables |
Dairy products |
Grain products |
Drinks |
Fast food |
Berries |
Apples |
Cabbage |
Milk |
Bread |
Mineral water |
Crisps |
Grapes |
Bananas |
Carrots |
Yogurt |
Rice |
Juice |
Pizza |
Water-melon |
Oranges |
Broccoli |
Cheese |
Cereal |
Tea |
Burger |
Meat |
Melon |
Cucumbers |
Sour cream |
Oat |
Coffee |
Ham |
|
Tomatoes |
Cottage cheese |
Buckweat |
Wine |
Beef |
||
Potato |
Milkshake |
Cake |
Beer |
Lamb |
Отрабатывать лексику можно на основе текстов распространении вегетарианства в мире и на основе собранного материала о России. (8 класс)
На уроке ученики составляют чайнворд на тему «Food»
Cherryturniplumelonourishoneyoughurtinoodlemonadeatomatorangeggrapesugaradish
Продолжаем работу по закреплению лексики. ВЫБИРАЕМ НАУГАД 4 ОБЪЕКТА и к ним подбираем признаки.
Hamburger |
Water |
Salad |
Meat |
salty |
clean |
nourishing |
delicious |
fat |
miniral |
healthy |
greasy |
tasty |
useful |
fresh |
pleasant |
spicy |
necessary |
full of vitamins |
nice |
А теперь попытаемся мысленно присоединить эти признаки к объекту «Здоровое питание». При известной доле фантазии можно получить следующее.
Healthy eating is nourishing, useful, fresh, full of vitamins, not salty, not fat. Здоровое питание это полезное, свежее, витаминизированное и не соленое и жирное.
Принцип «КРУГИ на ВОДЕ» помогает пофантазировать. Берем любое длинное слово LIFESTYLE и пишем его ВЕРТИКАЛЬНО и на каждую букву пишем слово горизонтально. Учащиеся составляют рассказ, но есть одно условие: слова не менять местами.
LEMON I N FAMILY EAT START TREE YELLOW LITTLE END |
I like LEMONS, because everybody IN my FAMILY EAT them. We START to grow a lemon TREE. We want to have YELLOW fruit. The tree is LITTLE now, but we’ll have them in the END of the year. |
Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы. Данный метод предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной познавательно-поисковой работ учащихся. Основными факторами, обусловливающими необходимость использования проектной методики, являются следующие
- повышение мотивации к изучению иностранного языка;
- развитие навыков речевого взаимодействия;
- развитие самостоятельности, активности обучаемых.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1. Подготовительный
На данном этапе обсуждается тема проекта, собирается необходимый материал, совершенствуются грамматические и лексические навыки, закрепляются речевые умения.
2. Организация работы над проектом
Данный этап предполагает формирование микрогрупп, распределение заданий.
3. Завершающий этап
Обучаемые готовятся к презентации проекта, представляя свою часть проекта.
4. Этап практического использования результатов проекта
включает презентацию и анализ проделанной работы.
Приведем в качестве примера проект на тему «Рождество» в 6 классе. Он начинается с вводной викторины «What do you know about Christmas?» Choose the correct answers. (There may be more than one correct answer).
1. Christmas is celebrated on
a) December 31st b) December 25th c) January 1st
2. The main character is
a) Father Frost b) Santa Clause c) Cinderella
3. For Christmas dinner people eat
a) turkey b) Christmas cake c) porridge
4. People sing carols
a) at schools b) in streets c) in churches
5. Father Christmas puts his gifts
a) on beds b) into the trousers c) into the stockings
Далее можно предложить учащимся сверить свои ответы с информацией из текста.
My favourite day is Christmas. Christmas is on December 25th. It’s my favourite time of year.
We decorate our Christmas tree with baubles, tinsel and lights. Then we put a star on top. We send Christmas cards and sing Christmas carols at school or church. Some people go carol singing and get some money.
We wish you a merry Christmas,
We wish you a merry Christmas,
We wish you a merry Christmas and a happy New Year!
Children wait for Santa Claus to bring them presents. Many leave food for him to eat when he visits. Santa usually puts presents into the stockings. For Christmas dinner we eat turkey and then Christmas cake.
Затем учащиеся заполняют следующую таблицу, используя информацию из выше приведенного текста.
Christmas
Date |
Main characters |
Food |
Activities |
|
|
|
|
Заполнив данную таблицу, учащиеся получают задание составить аналогичную ей таблицу, содержащую информацию о своей стране. Заключительное задание ориентирует обучаемых написать сочинение о своей стране, используя информацию из таблиц. Здесь могут быть использованы картинки, иллюстрации.
Еще один способ формирования креативности у учащихся является составление историй совместно в группах и индивидуально. Так, на примере работы с темой «Рождество» ученикам было предложено пофантазировать и составить собственный рассказ о приключениях Санта Клауса. Необходимо отметить, что ребята с большим энтузиазмом подошли к выполнению задания, и работы получились замечательными.
Таким
образом, проектная методика мобилизует творческие способности обучаемых,
развивает их активность, изобретательность, а также навыки речевого
взаимодействия.
При использовании подобных упражнений у учеников развивается наблюдательность,
умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости, всё это в
совокупности и составляет творческие способности.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т. п.
Данный опыт позволяет добиться качественных результатов:
1. положительный эмоциональный комфорт на уроках;
2. высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;
3. положительное отношение к предмету, учителю.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо правильное руководство.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.