Развитие креативных способностей подростков
Оценка 4.9

Развитие креативных способностей подростков

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
искусство +1
7 кл—11 кл +1
13.11.2022
Развитие креативных способностей подростков
Подростки... О них пишут на страницах журналов, в серьезных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действенно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных.
Особенности развития креативных способностей подростков.docx

Особенности развития креативных способностей подростков.

Подростки... О них пишут на страницах журналов, в серьезных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действенно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. «Понять, как сильна в подростках потребность серьезного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". А разве не случается, что наш разговор с ними сводится лишь к запретам и нотациям, к негодованию по поводу дурных вкусов и невысоких требований? Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима».

Поскольку в эксперименте, описанном во второй главе, участвуют семиклассники, давать психолого – педагогическую характеристику мы будем именно младшему подростковому возрасту. Отметим, что по данным современной психофизиологии это возраст от двенадцати до пятнадцати лет, то есть время учения в шестых – восьмых классах. Наблюдения физиологов показывают, что своеобразие организма подростка старшего возраста заключается в определенном выравнивании развития сердца и сосудов, приводящем к окончанию периода, когда возрастным изменениям сопутствует малокровие мозга. Отсюда необходимость замены щадящего режима труда и отдыха энергичной разрядкой. Старший подросток испытывает избыток энергии. Отсутствие экономии в поступках – характерная черта старших подростков, так же, как атмосфера преодоления трудностей едва ли не самая для них приятная. Сложные задания они выполняют с большим азартом: раздобыть малоизвестные сведения об Антонио Сальери, оформить музыкальный стенд, выучить трудную трехголосную песню.

Вместе с тем, опираясь на возросшую активность учащихся, учитель должен быть все же достаточно осторожным в певческой работе со старшими подростками: подавляющее большинство семиклассников и восьмиклассников все еще пребывают в состоянии острой мутации. Мутация связана с созреванием организма, в частности его половой сферы. Физиологические изменения проявляются в росте гортани и в особенности ее важнейшей части - голосовых связок.

Данные физиологии показывают, что изменения в голосовом аппарате мальчиков более значительны, нежели у девочек: у мальчиков связки растут в длину и утолщаются, гортань увеличивается примерно в полтора - два раза, а у девочек - лишь на одну треть. Ларингоскопический осмотр у врача чаще всего показывает в это время заметное покраснение и набухание голосовых связок. Рост голосового аппарата у девочек и мальчиков во время обучения в пятом - восьмом классе протекает различно, в зависимости от ряда обстоятельств. Как правило, мальчики мутируют более болезненно, нежели девочки. Немалое влияние на сроки мутационных изменений имеют климатические условия: на юге мутация у подростков начинается и заканчивается раньше; в северных районах - позднее.

Некоторые, подчас весьма существенные, поправки в протекание мутации вносят планомерные занятия пением в младшем школьном и подростковом возрасте. Чаще всего этот факт служит гарантией более спокойного, почти безболезненного процесса мутации. В связи с этим становится ясным большое значение правильного и систематического вокально-хорового развития в младших классах школы. Не следует, однако, все недостатки в пении объяснять лишь возрастными особенностями. Случается, что интонационная неточность связана с недостаточным развитием слуха, сипота, охриплость появляются в результате спонтанно приобретенных неверных певческих навыков. Немалый вред в этом плане приносит мальчикам – подросткам перенесение манеры пения некоторых мужских групп и солистов на собственное исполнение. Дело в том, что многочисленные отечественные группы и солисты нередко исполняют произведения высоким "снятым" звуком. Перенимание подобной манеры старшими подростками мешает полноценному развитию их голосов. Индивидуальный подход к поющим в каждом отдельном случае поможет выявить причины дефектов в каждом отдельном случае и принять соответствующие меры по исправлению приобретенных певческих недостатков.

Особенности возраста проявляются в поведении учащихся на уроках музыки. Эмоциональная возбудимость – и быстрое падение интереса, стремление к «взрослости» - и отсутствие жизненного опыта; часто наблюдается разрыв между «хочу» и «могу». Все это «обуславливает возрастающую роль принципа единства эмоционального и сознательного, неразрывного с принципом связи обучения с жизнью, с постоянной опорой на опыт школьников».

Переизбыток жизненной энергии влечет за собой появление и другой возрастной особенности: старший подросток не переносит ситуации ожидания. Достаточно учителю отвлечься на налаживание звуковой аппаратуры, на запись текста, как поведение учащихся, даже флегматиков, тут же меняется в худшую сторону. Это заставляет нас планировать каждую минуту урока, вовлекать в активную работу как можно больше учащихся.

Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка и вследствие тех изменений, которые происходят на втором этапе его полового развития. Они начинаются приблизительно в одиннадцать лет, но именно в старшем подростковом возрасте этот процесс заявляет о себе в полный голос, так как организм вступает в фазу завершения перестройки эндокринной системы. Изменения в ходе физиологического созревания организма влекут за собой кардинальные перемены и в психологической сфере личности. Учитель становится свидетелем того, как начинается процесс разрушения психологического барьера между полами, резко меняется отношение мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам, как впервые мальчики занимают позицию «мужчины», как зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщиться к этому миру.

Эта особенность обязательно должна учитываться на уроках музыки. Недаром в большинство современных учебных программ по музыке обязательно включаются произведения, связанные с внутренними переживаниями человека. Такие произведения, как дуэт Лизы и Полины из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», романс П. Шереметьева на стихи А. С. Пушкина «Я вас любил», открывают перед подростком мир разнообразных человеческих чувств, от грусти до радостной уверенности в силе дружбы. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила», ария Игоря из оперы «Князь Игорь», ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» и другие произведения из программы для шестых – седьмых классов знакомят учащихся с целомудренным миром любви и любовных отношений между мужчиной и женщиной.

Характерной возрастной особенностью старшего подростка является гипертрофированность чувства собственного достоинства. Подросток становится особенно чувствительным к своим промахам, к замечаниям (особенно, конечно, к бестактным шуткам, поддразниваниям). Учащиеся проявляют повышенную чувствительность к тому, как себя ведут с ними взрослые (родители, учителя). Они хотят быть взрослыми, самостоятельными и чрезвычайно болезненно реагируют, если к ним относятся как к детям. Каждый стремится к тому, чтобы в нем видели личность, и это стремление к самоутверждению нередко проявляется в уродливых формах, лишь бы его заметили, лишь бы с ним считались. Эти психологические особенности подростков подчас ведут к конфликтным ситуациям в классе, если учитель не учитывает причин их возникновения и не находит верного подхода к своим воспитанникам.

Очень велика в старшем подростковом возрасте жажда популярности. Неутоленной она остаться не может, и если ею пренебречь, то вскоре может обнаружиться ряд отрицательных моментов в форме безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых – привлечь к себе внимание. Большую возможность получить желаемую популярность дает участие старших подростков в эстрадной группе. Именно поэтому запись в такую группу "трудного" подростка служит иногда практически единственным средством воспитания, чему в школьных буднях есть немало примеров. Этот педагогический феномен был специально исследован Б. Брылиным. Его опытная работа показала, что «участие подростков в совместном музицировании с постепенным расширением репертуарной амплитуды от простой «попсы» до не худших образцов рок – музыки, джаза и эстрадной обработки популярных классических произведений – прямой путь к становлению художественного вкуса».

К двенадцати - тринадцати годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. И если роль объекта воспитания старшему подростку чаще всего не по душе, то выступать в качестве субъекта воспитания ему очень нравится. Самовоспитание служит ученику отныне не только как средство самоутверждения в коллективе, как мы наблюдали это в пятых классах. Оно становится значимо само по себе. Естественно, что при этом семиклассники и восьмиклассники ставят в процессе самовоспитания определенные цели, причем независимо от этих целей процесс самовоспитания становится для старших подростков эмоционально привлекательным, даже когда результаты его скажутся лишь в отдаленном будущем. Эта возрастная особенность может быть успешно использована для приобщения старших подростков к высокой музыке. Если к моменту учения в шестом - седьмом классе учащиеся поймут, что «назначение музыки не только (и не столько) в том, чтобы служить "фоном" к жизни, сопровождать музыкальные вечера с танцами, развлекать, а в том, чтобы облагораживать жизнь человека, делать его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающей действительности, создается богатая возможность сделать музыку источником самовоспитания старшего подростка».

Нередко подростковый нигилизм проявляется в отношении к урокам музыки как к «детским», «развлекательным», вовсе ненужным для «взрослой» жизни. К сожалению, такое отношение подчас укрепляется взглядами на музыкальные занятия со стороны некоторых учителей и родителей как на занятия несерьезные, практически бесполезные. И конечно, переубедить в этом учащихся и взрослых можно только тогда, когда они сами почувствуют значимость музыки в жизни.

Пониманию семиклассниками значимости музыкальных занятий способствует развитие их мышления, умения анализировать, делать обобщения, выводы. Возникновение на уроках в 7 классе проблемных ситуаций становится ведущим методом, так как это создает благоприятные условия для высказывания учащимися своих аргументированных точек зрения в столкновениях, спорах. Уважение учителя к мнению ученика - одно из важнейших условий поддержания творческой атмосферы на уроке.       Большие возможности для музыкального воспитания семиклассников открывает развитие их восприятия вообще и музыки в частности. Это объясняется тем, что к данному возрасту у школьников увеличивается объем внимания, оно все более становится произвольным; кроме того, жизненный (и музыкальный) опыт значительно обогащается, расширяется. Ведь восприятие художественного произведения предполагает не только непосредственную эмоциональную реакцию "субъекта восприятия", но и его стремление осознать, осмыслить полученные впечатления. Этому и помогает имеющийся опыт.     Конечно, опыт школьников различен, как и особенности их психики, обуславливающие индивидуальный характер восприятия. Но подобная деятельность отвечает стремлениям семиклассников быть "критически мыслящей личностью", которые учитель - музыкант может плодотворно использовать, активизируя весь музыкально - воспитательный процесс.     Но чтобы самостоятельность, творческая активная мысль не превращались в беспочвенное критиканство всего и всех, учитель сам должен быть совершенно уверен в ценности того, к чему он хочет вызвать интерес, уважение, любовь школьников. «Каждый раз, сколько бы ни приходилось ему приобщать их к какому - либо произведению, оно должно быть живо для него, увлекать его самого».

"Завоевание" семиклассников не должно ограничиваться только развитием их восприятия: пробуждение у них интереса к высокохудожественной музыке в процессе слушания (что предоставляет практически неограниченный выбор произведений) может прекрасно увязываться с ее исполнением. Правда, в седьмом классе это ставит перед учителем новые трудности: разрыв между "хочу" и "могу" здесь усугубляется порой не только отсутствием должных вокально - хоровых навыков, но и, как уже отмечалось, мутационными изменениями. Определенную трудность представляет и выбор репертуара, который привлекал бы учащихся.

Ю. Б. Алиев, считая чрезвычайно важным удачный отбор репертуара для пения, подчеркивает, что семиклассники особенно тянутся к тем произведениям, которые, «современны по тематике и музыкальному языку, но не к детским песням с привычным чередованием восьмых и четвертей в двух - и трехдольных размерах. Они с большим удовольствием поют и "старые" песни, но с современным сопровождением». Естественно, что при отсутствии вокально - хоровых навыков исполнение сложных, высокохудожественных произведений представляет огромную трудность и для учителя, и для учащихся. В связи с этим особое значение приобретают вокально - хоровые упражнения, а заниматься ими обычно семиклассники не любят. Выход здесь только один: песня должна настолько понравиться школьникам, чтобы они захотели хорошо, по - настоящему исполнять ее не только на уроке; тогда учитель имеет возможность провести и какую - то подготовительную работу. Но учащиеся должны обязательно понимать, для чего поется то или иное упражнение. В этом плане наиболее удачны упражнения, непосредственно связанные с разучиваемой песней, которые помогают преодолеть какие - то ее конкретные трудности.

Большую помощь в разучивании песен оказывает слушание их в записи, в хорошем исполнении детских или юношеских коллективов. Часто при этом учащиеся не только слушают, но постепенно включаются в исполнение: начинают подпевать мелодию в наиболее легко запоминающихся местах, поют под фонограмму, что, создавая верное звучание песни, позволяет быстрее ее усвоить. Конечно, злоупотреблять этим приемом не следует, поскольку только самостоятельное пение может служить гарантией того, что песня войдет в повседневную жизнь школьников.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что знание психо – физиологических особенностей подросткового возраста, связанных с процессом музыкального воспитания и образования, - важнейшая задача учителя. Ведь если проблема того, чему учить, сформулирована в учебных программах, то вопрос, как учить, самым непосредственным образом связан с тем, что именно представляет собой молодой человек, вступивший в подростковый возраст, какова динамика развития его личности в этот период.


 

Особенности развития креативных способностей подростков

Особенности развития креативных способностей подростков

Антонио Сальери, оформить музыкальный стенд, выучить трудную трехголосную песню

Антонио Сальери, оформить музыкальный стенд, выучить трудную трехголосную песню

Немалый вред в этом плане приносит мальчикам – подросткам перенесение манеры пения некоторых мужских групп и солистов на собственное исполнение

Немалый вред в этом плане приносит мальчикам – подросткам перенесение манеры пения некоторых мужских групп и солистов на собственное исполнение

Эта особенность обязательно должна учитываться на уроках музыки

Эта особенность обязательно должна учитываться на уроках музыки

Очень велика в старшем подростковом возрасте жажда популярности

Очень велика в старшем подростковом возрасте жажда популярности

Нередко подростковый нигилизм проявляется в отношении к урокам музыки как к «детским», «развлекательным», вовсе ненужным для «взрослой» жизни

Нередко подростковый нигилизм проявляется в отношении к урокам музыки как к «детским», «развлекательным», вовсе ненужным для «взрослой» жизни

Но подобная деятельность отвечает стремлениям семиклассников быть "критически мыслящей личностью", которые учитель - музыкант может плодотворно использовать, активизируя весь музыкально - воспитательный процесс

Но подобная деятельность отвечает стремлениям семиклассников быть "критически мыслящей личностью", которые учитель - музыкант может плодотворно использовать, активизируя весь музыкально - воспитательный процесс

Выход здесь только один: песня должна настолько понравиться школьникам, чтобы они захотели хорошо, по - настоящему исполнять ее не только на уроке; тогда учитель имеет…

Выход здесь только один: песня должна настолько понравиться школьникам, чтобы они захотели хорошо, по - настоящему исполнять ее не только на уроке; тогда учитель имеет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022