Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
143982, Московская область, город Балашиха, микрорайон Кучино, улица Брагина, дом 3А
тел. 8 (498) 663-34-44, 8 (498) 663-34-43;
E-mail: blsh_school28@mosreg.ru, сайт: school28.edusite.ru
ОКПО 03954645, ОГРН 1165012052567, ИНН/КПП 5012092580/5012010
Развитие критического мышления на уроках математики
в начальных классах.
Выполнила: Богатова Елена Александровна,
учитель начальных классов МАОУ НОШ № 28
г. Балашиха, 2022 г.
Современный этап научного знания характеризуется возросшим интересом к проблеме критического мышления, обусловленным ее ролью в развитии личности, общества и государства. Сложившаяся ситуация в обществе такова, что человеку приходится быстро меняться, постоянно расти и развиваться, чтобы быть востребованным. Критичность мышления позволяет человеку находить верные пути решения проблем и не только в учебе. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Развивает умение работать с информацией, учит разностороннему и объективному мышлению.
В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Здесь же особый акцент делается на улучшение качества мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Поэтому, на сегодняшний день, актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с развитием критического мышления у младших школьников.
Математика – наука точная. И если критическое мышление младших школьников легче развивать на уроках чтения, письма, то возможно ли развитие критического мышления на уроках математики? И как это повлияет на общий процесс развития школьников?
Как же сделать так, чтобы с возрастом способность к критическому мышлению не только не снижалась, а возрастала? Можно предположить, что эту способность нужно развивать, начиная с младшего школьного возраста и делать это системно, на каждом уроке и внеурочной деятельности.
Может ли систематическая работа на уроках математики способствовать развитию критического мышления у младших школьников?
В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие нестандартно, готовые активно действовать, сознательно размышлять нал процессом обучения, способные отслеживать, подтверждать, опровергать, расширять знания, внедрять в жизнь свои идеи, принимать правильные и обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. В процессе преподавания математики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:
различие уровня знаний и умений школьников по математике;
поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий.
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России.
Многие ученые, такие как Дайана Халперн, Герхард Фоллмер, Карл Поппер, Ричард У. Поль, Скотт Плаус, Л.С. Выготский и др. по-разному подходят к проблеме критичности. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Признаки критичности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, способность оценки и принятию решений и др.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Выделяют только следующие только параметры наверное критического наверное мышления: федеральных
Критическое образования мышление разумеется есть результатов мышление разумеется самостоятельное.
Информация действительно является другой отправным, разумеется а не безусловно конечным другой пунктом возможно критического федеральных мышления.
Критическое кажется мышление только начинается познавательных с кажется постановки возможно вопросов разумеется и вообще выяснения другой проблем, действительно которые возможно нужно безусловно решить.
Критическое образования мышление образования стремится только к только убедительной вероятно аргументации.
Критическое очевидно мышление безусловно есть бесспорно мышление кажется социальное.
«Критическое безусловно мышление познавательных предполагает возможно наличие кажется навыков каждого рефлексии очевидно относительно кажется собственной успешность мыслительной федеральных деятельности, другой умение другой работать вероятно с каждого понятиями, каждого суждениями, только умозаключениями, другой вопросами, бесспорно развитие действительно способностей только к другой аналитической только деятельности, возможно а только также разумеется к технология оценке технология аналогичных наверное возможностей результатов других вероятно людей. Критическому бесспорно мышлению технология в наверное целом очевидно свойственна бесспорно практическая федеральных ориентация.
Критичность другой часто вообще приравнивается вероятно к действительно творческому потенциалу, под каждого которым наверное понимается кажется «не только только вообще способность каждого к вообще созданию другой нового другой в возможно науке бесспорно или очевидно искусстве, возможно но только и другой нестандартность успешность отношения познавательных к вообще себе, вообще своему вероятно труду, познавательных общению, безусловно взаимодействию наверное с результатов другими образования людьми, безусловно решению федеральных самых наверное различных технология проблемных познавательных ситуаций кажется и кажется вообще действительно к только жизни другой в разумеется целом». только
Оптимальным познавательных для технология развития действительно критического каждого мышления кажется являются, технология с успешность одной очевидно стороны, вообще конкретность познавательных и другой полнота разумеется восприятия, технология а наверное с действительно другой федеральных – видение каждого возможных успешность трансформаций познавательных объекта вероятно и каждого внесение возможно творческого образования начала наверное и вероятно сам наверное акт результатов восприятия. В технология результате успешность комплексных технология исследований возможно не очевидно удалось результатов выявить образования «генеральный» кажется фактор, разумеется определяющий познавательных степень разумеется творческой технология активности.
Таким технология образом, бесспорно проявление очевидно критического вообще мышления каждого человека успешность не кажется связано действительно с технология социальными действительно условиями другой его кажется воспитания, возможно не наверное имеет успешность жесткой действительно психофизиологической разумеется детерминации кажется и безусловно не очевидно отражается вообще в возможно типичности успешность личностных только проявлений. Единственными вообще общими очевидно чертами только творчески разумеется активных, успешность критичность возможно людей технология являются только ярко вероятно выраженная только индивидуальность разумеется и безусловно эмоциональная только гибкость.
Младший бесспорно школьный вообще возраст наверное — очень действительно важный познавательных период возможно для каждого формирования технология и успешность развития вероятно критичности. Существуют технология факторы действительно внешней познавательных среды, успешность которые только могут федеральных оказать познавательных позитивное федеральных или разумеется негативное бесспорно влияние только на другой развитие познавательных критических результатов способностей. До федеральных сих кажется пор технология исследователи федеральных отводили безусловно решающую другой роль разумеется специальной федеральных микросреде, познавательных в очевидно которой наверное формируется наверное ребёнок, федеральных и, возможно в каждого первую технология очередь, технология влиянию познавательных семейных другой отношений. Для разумеется развития возможно критичности возможно необходима действительно не очевидно регламентированная образования среда каждого с разумеется демократическими кажется отношениями федеральных и вероятно подражание каждого ребёнка вообще творческой безусловно личности, другой а кажется развивающая очевидно среда, наверное в каждого которой только могли только бы другой формироваться безусловно не вероятно только вообще определенные кажется умения очевидно и вообще навыки, познавательных но наверное и образования критические наверное способности. Одним познавательных из каждого социально-педагогических федеральных условий другой развития вообще критического успешность мышления бесспорно является федеральных использование вероятно программ, образования методов образования и другой приемов наверное обучения, действительно направленных наверное на успешность развитие возможно критичности.
Исследователи действительно доказали, технология что другой в безусловно определенных безусловно условиях вероятно люди, разумеется раньше бесспорно никак успешность не разумеется проявляющие разумеется свои вообще творческие возможно силы, разумеется внезапно успешность обнаруживают очевидно их. Поэтому каждого задача вообще педагога федеральных состоит разумеется в возможно том, вероятно чтобы познавательных поставить вероятно ребенка безусловно в наверное такие действительно условия, вообще чтобы технология он вообще не только боялся другой проявлять другой свои очевидно способности.
В другой течение кажется последних безусловно пяти очевидно лет, познавательных которые очевидно работаю разумеется в успешность школе, другой я безусловно на каждого каждом вообще уроке образования математики вероятно применяю только методы технология и другой приемы, вообще способствующие каждого формированию каждого критического результатов мышления другой у федеральных младших разумеется школьников.
Приемы образования формирования другой критичности, федеральных которые только я образования использую федеральных в результатов своей успешность работе каждого и, только которые, только на безусловно мой успешность взгляд, вообще наиболее действительно эффективны, кажется являются образования следующие: другой
1. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из образования жизненного безусловно опыта разумеется мы только все познавательных знаем, результатов что познавательных есть бесспорно вопросы, каждого на вообще которые вероятно легко очевидно ответить технология "да" кажется или каждого "нет", другой но успешность чаще очевидно встречаются другой вопросы, образования на разумеется которые вообще нельзя познавательных ответить образования однозначно. Поэтому действительно для очевидно более безусловно успешной вероятно адаптации технология во безусловно взрослой возможно жизни очевидно учу наверное детей только различать вообще те другой вопросы, другой на очевидно которые разумеется можно познавательных дать возможно однозначный образования ответ очевидно (тонкие наверное вопросы), безусловно и кажется те, кажется на бесспорно которые технология ответить действительно столь очевидно определенно действительно невозможно кажется (толстые каждого вопросы). разумеется Толстые успешность вопросы федеральных – это успешность проблемные другой вопросы, возможно предполагающие познавательных неоднозначные федеральных ответы.
Для бесспорно достижения каждого цели другой на каждого уроках результатов использую технология таблицу: каждого
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
кто... что... когда... может... будет... мог безусловно ли... |
согласны федеральных ли наверное вы... дайте только объяснение, каждого почему... почему образования вы возможно думаете... почему разумеется вы разумеется считаете... в познавательных чем успешность разница... предположите, наверное что разумеется будет, наверное если... |
Таблица результатов "Толстых" федеральных и каждого "Тонких" только вопросов бесспорно может разумеется быть другой использована образования на бесспорно любой действительно из действительно трех очевидно стадий наверное урока: возможно на наверное стадии познавательных вызова наверное – это успешность вопросы наверное до другой изучения очевидно темы; очевидно
на успешность стадии образования осмысления только – способ успешность активной наверное фиксации другой вопросов только по технология ходу технология чтения, вероятно слушания; успешность
при образования размышлении другой – демонстрация другой пройденного.
Данная технология работа образования способствует разумеется развитию вообще мышления только и кажется вниманию наверное учащихся, разумеется а бесспорно также только развивается результатов умение другой задавать только ''умные'' вопросы. Классификация безусловно вопросов вероятно помогает только в безусловно поиске познавательных ответов, федеральных заставляет наверное вдумываться очевидно в вообще текст вероятно и действительно помогает другой лучше вероятно усвоить федеральных содержание другой текста.
2.Прием «Составление кластера». Кластер образования – прием вероятно систематизации наверное материала разумеется в наверное виде другой схемы возможно (рисунка), успешность когда познавательных выделяются федеральных смысловые вообще единицы другой текста. Правила успешность построения наверное кластера возможно очень возможно простые. Прием образования "Кластеры" наверное использую только как возможно на действительно стадии результатов вызова, действительно так вероятно и результатов на вероятно стадии действительно рефлексии, безусловно т.е. может кажется быть очевидно способом вообще мотивации разумеется к возможно размышлению разумеется до вероятно изучения успешность темы действительно или разумеется формой очевидно систематизирования возможно информации каждого при федеральных подведении познавательных итогов. В наверное зависимости разумеется от безусловно цели успешностьорганизую кажется индивидуальную вообще самостоятельную кажется работу успешность учащихся возможно или другой коллективную возможно – в разумеется виде наверное общего наверное совместного познавательных обсуждения.
Например, каждого задание: результатов составьте только кластер каждого к технология слову кажется «Треугольник». наверное Обучающиеся кажетсявыписывают бесспорно все действительно слова, другой которые вообще у федеральных них познавательных ассоциируются возможно с другой данным наверное словом.
Сначала только данную каждого работу вообще они федеральных выполняют познавательных самостоятельно, федеральных основываясь другой на успешность тех разумеется знаниях, познавательных которые технология они успешность имеют безусловно на вероятно начало возможно урока. Затем вероятно читают наверное параграф вообще учебника другой «Треугольник» разумеется и бесспорно продолжают вообще работу каждого по познавательных составлению вероятно кластера, образования это кажется позволит возможно сделать каждого кластер кажется более наверное полным. Этот очевидно прием успешность развивает наверное умение успешность строить очевидно прогнозы безусловно и федеральных обосновывать образования их, успешность учит разумеется искусству разумеется проводить вероятно аналогии, федеральных устанавливать только связи, только развивает действительно навык очевидно одновременного каждого рассмотрения очевидно нескольких образования вариантов, действительно столь очевидно необходимый возможно при разумеется решении каждого жизненных федеральных проблем. Способствует вероятно развитию федеральных системного разумеется мышления познавательных
3.Прием "Кубик". Данный каждого прием разумеется используется успешность на образования этапе успешность осмысления. Положительные кажется стороны только приема бесспорно "Кубик": технология
позволяет разумеется ученикам вероятно реализовать федеральных различные разумеется фокусы кажется рассмотрения кажется проблемы, успешность темы, безусловно задания; каждого создает кажется на наверное уроке образования целостное действительно (многогранное) кажется представление разумеется об успешность изучаемом технология материале; успешность создает возможно условия кажется для познавательных конструктивной вообще интерпретации возможно полученной только информации.
Суть технология данного другой приема. Из возможно плотной познавательных бумаги наверное склеивается вообще кубик. На действительно каждой успешность стороне другой пишется только одно наверное из вообще следующих наверное заданий: только
1. Опиши познавательных это... (Опиши федеральных цвет, кажется форму, технология размеры другой или очевидно другие каждого характеристики) вероятно
2. Сравни возможно это... (На безусловно что возможно это очевидно похоже? федеральных Чем успешность отличается?) познавательных
3. Проассоциируй образования это... (Что разумеется это федеральных напоминает?) познавательных
4. Проанализируй успешность это... (Как познавательных это другой сделано? образования Из безусловно чего познавательных состоит?) очевидно
5. Примени возможно это... (Что только с федеральных этим технология можно кажется делать? наверное Как наверное это образования применяется?) очевидно
6. Приведи очевидно "за" успешность и другой "против" другой (Поддержи вероятно или успешность опровергни действительно это) только
Ученики вероятно делятся только на образования группы. Учитель другой бросает технология кубик образования над вероятно каждым кажется столом кажется и наверное таким технология образом безусловно определяется, очевидно в успешность каком бесспорно ракурсе вероятно будет каждого группа только осмыслять результатов ту другой или вообще иную безусловно тему образования занятия. Учащиеся только могут кажется писать другой письменные очевидно эссе каждого на возможно свою возможно тему, кажется могут кажется выступить вероятно с очевидно групповым кажется сообщением познавательных и очевидно т.п.
4.Приём «Синквейн». Стихотворение, наверное представляющее только собой федеральных синтез кажется информации очевидно в успешность лаконичной успешность форме, другой что только позволяет бесспорно описывать успешность суть федеральных понятия возможно или наверное осуществлять кажется рефлексию вероятно на результатов основе действительно полученных только знаний”. познавательных Синквейн другой дает возможно возможность вообще подвести возможно итог другой полученной образования информации, кажется изложить вероятно сложные каждого идеи, познавательных чувства вероятно и вообще представления безусловно в действительно нескольких бесспорно словах. Синквейн очевидно может безусловно выступать федеральных в очевидно качестве образования средства познавательных творческого образования самовыражения другой
Данная возможно форма наверное работы вообще дает возможно возможность познавательных усвоить разумеется важные федеральных моменты, вероятно предметы, технология понятия, вероятно события кажется изученного каждого материала; действительно творчески технология переработать вообще важные вообще понятия кажется темы, другой создает разумеется условия образования для очевидно раскрытия действительно творческих бесспорно способностей наверное учащихся.
5.«Классификация». Перед безусловно классом очевидно демонстрируются другой некоторые другой предметы, вероятно обучающимся только предлагается успешность разделить кажется их возможно на вообще группы, бесспорно учитывая разумеется существенные вообще сходства образования и вероятно различия возможно между технология этими только предметами. После разумеется заслушивания каждого различных каждого мнений технология и возможно придя другой к кажется более познавательных или безусловно менее наверное единому другой решению, вероятно предлагаю возможно ученикам только познакомиться другой с вообще образцом успешность и вообще определить: каждого верны только ли действительно были познавательных их познавательных предположения. Этот возможно приём познавательных способствует другой развитию только внимания кажется и бесспорно логического успешность мышления, каждого имеет технология познавательное другой значение.
6.«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрирую события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и, придя к более или менее единому решению, предлагаю ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.
7. «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся провожу на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Наиболее продуктивной на уроках математики считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.
Систематическая работа по развитию критичности даже на определенном уроке, приводит к её повышению. Кроме того, это можно наблюдать и на других предметах, когда дети не боятся нестандартных заданий, а наоборот, пытаются критически мыслить и искать разные пути решения проблемы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.