Развитие критического мышления при работе с биологическими текстами
Ложкина Евгения, студентка 5 курса
Глазовского государственного педагогического института
Научный руководитель – Петрова Зульфия Нурисламовна,
старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин
Чтобы не потеряться в большом количестве информации на уроках биологии, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей можно использовать технологию Развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Целью данной технологии является воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания в различных сферах деятельности в соответствии с общественными ценностями. Данная технология дает ученикам: умение работать с большим количеством информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение; аргументировать свою собственную точку зрения; участвовать в совместном принятии решения.
На уроке биологии можно использовать различные приемы критического мышления. Выбор наиболее подходящей к данному уроку технологии обычно определяется в зависимости от содержания темы и этапа урока, на котором эта технология будет использоваться. Так, к примеру, на этапе актуализации имеющихся знаний используют «ЗХУ, при изучении новой темы подойдут «Кластер» или «Зигзаг», а при закреплении изученного материала - «Ромашка Блума» или «Синквейн».
Использование приемов РКМЧП исключает пассивную позицию ученика, как потребителя готового текста. Эта технология помогает максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Так при изучении темы «Семенные растения», работая в технологии «Ромашка Блума», учащиеся составляют шесть видов вопросов. В первой группе - простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определенную информацию. Например, «Что такое семенные растения?», «Где растут семенные растения?»
Во второй группе уточняющие вопросы, которые дают возможность для обратной связи относительно того, что было сказано. Например: «Если я правильно понял, то семенные растения подразделяются на Голосеменных и Покрытосеменных?» В третьей группе интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они начинаются со слова «почему» и направлены на установление причинно-следственных связей. Например, «Почему отдел Покрытосеменные растения назван именно так?» В четвертой группе вопросы творческого характера. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза. Например, «Что изменилось бы, если бы не было семенных растений?» Пятая группа вопросов - оценочные. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Почему семенные растения оказались более приспособленными к совре6менным условиям?» Завершающая группа вопросов – практические. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?» Например, «Где можно применить знания по семенным растениям?»
Наблюдения за учащимися, которые сами придумывают вопросы, а потом задают их классу, показали, что такая форма работы активизирует их работу, повышает интерес к предмету, способствует лучшему запоминанию материала.
Для актуализации знаний подходит прием «Корзина идей». При изучении прсмыкающихх обучающиеся «вкладывают» в корзину, изображенную на доске, предположения об адаптациях к сухопутному образу жизни. Этот прием позволяет в конце урока наглядно продемонстрировать, как расширяются знания обучающихся.
Для систематизации знаний можно использовать прием «Кластер». Особенно эффективен этот прием при изучении классификации билогических объектов, когда после прочтения материала учащиеся выделяют основные систематические категории и оформляют их в виде грозди. Перевод текстовой информации в графическую предполагает творческое осмысление текста и способствует усвоению.
Это лишь небольшая часть приемов РКМЧП. Все они эффективны при обучении биологии. Эту технологию необходимо использовать на уроках, так как она помогает заменить пассивное слушание на активное участие детей в образовательном процессе.
Список источников
1. Бажайкина М.С. Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин// Парадигма.– 2019. – № 1. – С. 23-33.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
3. Киселева С.А. Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/статьи/596175/. (24.11.2020)
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. - 364 с.
5. Сергеева Б.В., Оганесян В.А. теоретические основы развития критического мышления младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 97-106.
6. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: 2000. – 503 с.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.