РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
история +2
04.06.2022
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
выступление.docx

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Мир не стоит на месте, все движется и изменяется. Современный темп жизни диктует свои правила. Человек нового поколения должен быть образованным, мобильным, предприимчивым, должен с легкостью ориентироваться в современных реалиях динамично развивающегося мира. Человек нового времени должен быть таким, однако, следует заметить, что в последнее время  все большую остроту приобретает проблема клиповости, мозаичности и шаблонности суждений в среде подростков. Человек все меньше думает, перестает формировать собственные суждения, постепенно происходит тенденция к атрофии таких понятий, как мыслить, понимать, оценивать.  В связи с этим, главной задачей современной школы на сегодняшний день является не дать ребенку уже готовые знания, которые тут же при выходе из класса навсегда будут отложены в чулан подсознания за ненадобностью, а научить думать.   Главная цель педагога на сегодняшний день – формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию, самовыражению и саморефлексии. Реализовать данную цель в рамках системы школьного образования помогает технология развития критического мышления.  Сама технология была разработана с целью развития мыслительных навыков учащихся необходимых не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.  

  Исходя из вышеизложенного, целью проект является: изучить и проанализировать технологию развития критического мышления. Обобщить опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:

·                   Рассмотреть теоретические основы технологии развития критического мышления

·                   На примере конкретных уроков показать основные способы организации учебного процесса на уроках истории и обществознания в условиях применения технологии развития критического мышления.

·                   Разработать методологическую рекомендацию с применением приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

В рамках реализации технологии развития критического мышления на своих уроках я часто использую отдельные приемы технологии развития критического мышления. Каждый урок планируется в соответствии с определённой структурой, которая включает в себя фазы вызова, осмысления и рефлексии.

1.Вызов

На первом этапе урока происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, постановка целей учебного процесса. Самая главная задача этапа – заинтересовать.

Например, урок истории по теме: «Личность Перта I». На доску выводятся два противоречащих друг другу высказывания, касательно данной личности.

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».                                                            

В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».

                                                                                 М. Щербатов.

Применяется прием – Мозговой штурм. Ознакомившись с высказываниями учащиеся вспоминают и делаться знаниями том, какую информацию знают об этой личности, высказывают предположения, о чем пойдет речь на уроке, а также формулируют главный вопрос урока: Какую роль сыграл Петр I в истории Российского государства? Почему одни превозносят заслуги Петра великого, а другие считают его разрушителем русской культуры?

Учащиеся на данном этапе осознают, что имеющейся на данном у них сейчас информации нахватает для того, чтобы сделать взвешенный и осознанный вывод. Делают предположения о том, что им необходимо узнать для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.

В результате, записывается сформулированная учащимися тема урока и этапы, то есть те пробелы в знаниях которые они должны заполнить для того, чтобы справиться с возникшим затруднением. Таким образом происходит переход у следующему этапу урока.

2.Осмысление

На данной стадии происходит работа с различными источниками информации: документами, текстом учебника, видеоматериалами, таблицами. Происходит сбор и осмысление новых данных. Наиболее оптимальным на данной стадии будет прием проектного метода, детям дается задача по составлению мини-проекта по любой значимой и интересующей их теме. Класс делится на группы, в результате каждая из групп должна защитить свой мини проект и отстоять свою точку зрения.

3.Рефлексия

Конкретно на этом уроке, на заключительно этапе я применяла немного перефразированный прием «Круглого стола», я условна назвала его «Суд над исторической личность». Как и в «круглом столе», учащимся был задан проблемный вопрос, поставленный на начальном этапе урока. Класс был разделен на две команды – обвинители и защитники, так же общим голосованием в классе был выбран Петр I. Задачей команд было, опираясь на полученные в ходе урока факты доказать одну из точек зрения историков М Щербатова или В. Татищева, касательно личности Петра Великого. Задачей Петра, так же являлось убедить всех в своей исключительности. В ходе реализации этапа были разработаны лозунги, тезисы и транспаранты.  В конце урока, учащиеся самостоятельно сделали выводы по пройденному материалы.  .

Помимо вышеизложенных приемов на различных этапах споях уроков я применяю такие приемы как «Кубик Блума», «работа с вопросником», «лови ошибку», «реставрация текста», «толстые и тонкие вопросы» :

Особенно хочется   выделить проектную деятельность, как один из методов развития критического мышления. Мною лично опробованы проектные методы работы с учащимися. Сущность метода проектов состоит в стимулировании интереса учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний. Проектный метод позволяет привить интерес у учащихся к проблемным историческим вопросам, позволяет ученикам самим разобраться с интересующими их острыми вопросами, дает возможность показать взаимосвязь прошлого и настоящего, попытаться спрогнозировать будущее. Учащиеся, выполняя проектные работы занимаются не просто зазубриванием информации, они выдвигают идею, собирают материал, придумывают гипотезу, приходят к определенным выводам. Создание учащимися проектных работ формирует у них поисковой и творческий тип деятельности, а это в свою очередь способствует в дальнейшем развитию у них критического мышления.

В ходе моей работы учащимися мох классов были подготовлены ряд проектов, которые в свою очередь прошли успешную апробацию на Общешкольном конкурсе проектов и получили не мало хороших оценок. В прошлом году под моим руководством было подготовлено 8 проектов, в этом году 14.

Следует отметить что методы развития критического мышления отлично действуют и на занятиях   по финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Это отличный способ развития мотивации учащихся к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Я виду занятия по финансовой грамотности в течение года.

Они осуществляются у меня как во внеурочной деятельности в 9 классе, так и на уроках  «Экономики» в старших классах, и на уроках  обществознания в курсе  изучения раздела «Экономическая сфера» в 8 классе.

Сам по себе курс финансовой грамотности направлен на то, чтобы:

- сформировать у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами;

- определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов, научится планировать собственный бюджет и бюджет семьи;

-формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

-грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

Все это само по себе является составными задачами методики критического мышления: принятие решений, осмысление информации, выявление нужного, значимого и ценного.

Для осуществления таких задач на своих урока я пользуюсь следующими формами работ:

·               Дискуссии (10 класс, Формирование государственного бюджета, расходные и доходные статьи. Плановая и рыночная экономика, плюсы и минусы.)

·               Работа с источниками экономической информации (9 класс, раздел Трудового права – Трудовой кодекс РФ. Изучение и оформление трудового договора.)

·               Индивидуальная  проектно-исследовательская деятельность (Двое учащихся 8 класса в этом году писали проект по разделу экономики. Также давалось задание классу на составление личных бизнес-проектов)

·               Деловые игры (10 класс – «Подлинность банкнот)

·               Практикумы (расчет личного и семейного бюджета 8 класс)

Основная задача на этих уроках – научить распоряжаться деньгами, формировать свой бюджет, научить откладывать финансы. Все это мы осуществляли на практике (Ролевая задача – ты глава семьи, твоя задача распланировать свой бюджет, не упустив ни одну статью расходов и при это попробовать сделать так, чтобы у тебя остались деньги, которые ты смог бы отложить ил вложить во что нибудь).   

В старших классах я применяла ситуационные задачи, чтобы дети в ходе ролевых игр и практических занятий, смогли понять, как важно знать свои права и особенно обязанности в отношении имущества.

В 10 классе в разделе «Социализация» - обратила внимание на социальное положение человека в обществе, проблемы молодёжной безработицы, дополнила материал практическими занятиями типа «Биржа труда», составлением рейтинга профессий и т.д.

В 11 классе в разделе «Экономика» мы анализировали  определённые статьи исполнения государственного бюджета.

Технология развития критического мышления позволяет использовать на уроках индивидуальный подход, способствует мотивации учащихся к процессу обучения, формирует у детей умение и желание учиться не только в школе, но и в повседневной жизни.   Технология развития критического мышления представляет из себя целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, технологию, направленную на формирование всесторонне развитой личности, имеющей собственное мнение по острым, интересующем мир вопросам, способной активно развиваться в будущем. Целью моего проекта и первого и второго года работы в качестве учителя истории и обществознания было изучить и проанализировать технологию развития критического мышления. Обобщить опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания. Я считаю, что на данном этапе реализации проекта мне удалось справиться с этой задачей, однако я считаю, что проект нуждается в дальнейшей разработке, целью которой будет на практическом уровне выяснить как технологии развития критического мышления влияют на развитие обучающихся и усвоение ими новых знаний.


 

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Каждый урок планируется в соответствии с определённой структурой, которая включает в себя фазы вызова, осмысления и рефлексии

Каждый урок планируется в соответствии с определённой структурой, которая включает в себя фазы вызова, осмысления и рефлексии

Класс делится на группы, в результате каждая из групп должна защитить свой мини проект и отстоять свою точку зрения

Класс делится на группы, в результате каждая из групп должна защитить свой мини проект и отстоять свою точку зрения

В прошлом году под моим руководством было подготовлено 8 проектов, в этом году 14

В прошлом году под моим руководством было подготовлено 8 проектов, в этом году 14

Деловые игры (10 класс – «Подлинность банкнот) ·

Деловые игры (10 класс – «Подлинность банкнот) ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2022