РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Мир не стоит на месте, все движется и изменяется. Современный темп жизни диктует свои правила. Человек нового поколения должен быть образованным, мобильным, предприимчивым, должен с легкостью ориентироваться в современных реалиях динамично развивающегося мира. Человек нового времени должен быть таким, однако, следует заметить, что в последнее время все большую остроту приобретает проблема клиповости, мозаичности и шаблонности суждений в среде подростков. Человек все меньше думает, перестает формировать собственные суждения, постепенно происходит тенденция к атрофии таких понятий, как мыслить, понимать, оценивать. В связи с этим, главной задачей современной школы на сегодняшний день является не дать ребенку уже готовые знания, которые тут же при выходе из класса навсегда будут отложены в чулан подсознания за ненадобностью, а научить думать. Главная цель педагога на сегодняшний день – формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию, самовыражению и саморефлексии. Реализовать данную цель в рамках системы школьного образования помогает технология развития критического мышления. Сама технология была разработана с целью развития мыслительных навыков учащихся необходимых не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.
Исходя из вышеизложенного, целью проект является: изучить и проанализировать технологию развития критического мышления. Обобщить опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:
· Рассмотреть теоретические основы технологии развития критического мышления
· На примере конкретных уроков показать основные способы организации учебного процесса на уроках истории и обществознания в условиях применения технологии развития критического мышления.
· Разработать методологическую рекомендацию с применением приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
В рамках реализации технологии развития критического мышления на своих уроках я часто использую отдельные приемы технологии развития критического мышления. Каждый урок планируется в соответствии с определённой структурой, которая включает в себя фазы вызова, осмысления и рефлексии.
1.Вызов
На первом этапе урока происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, постановка целей учебного процесса. Самая главная задача этапа – заинтересовать.
Например, урок истории по теме: «Личность Перта I». На доску выводятся два противоречащих друг другу высказывания, касательно данной личности.
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».
В. Татищев.
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».
М. Щербатов.
Применяется прием – Мозговой штурм. Ознакомившись с высказываниями учащиеся вспоминают и делаться знаниями том, какую информацию знают об этой личности, высказывают предположения, о чем пойдет речь на уроке, а также формулируют главный вопрос урока: Какую роль сыграл Петр I в истории Российского государства? Почему одни превозносят заслуги Петра великого, а другие считают его разрушителем русской культуры?
Учащиеся на данном этапе осознают, что имеющейся на данном у них сейчас информации нахватает для того, чтобы сделать взвешенный и осознанный вывод. Делают предположения о том, что им необходимо узнать для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
В результате, записывается сформулированная учащимися тема урока и этапы, то есть те пробелы в знаниях которые они должны заполнить для того, чтобы справиться с возникшим затруднением. Таким образом происходит переход у следующему этапу урока.
2.Осмысление
На данной стадии происходит работа с различными источниками информации: документами, текстом учебника, видеоматериалами, таблицами. Происходит сбор и осмысление новых данных. Наиболее оптимальным на данной стадии будет прием проектного метода, детям дается задача по составлению мини-проекта по любой значимой и интересующей их теме. Класс делится на группы, в результате каждая из групп должна защитить свой мини проект и отстоять свою точку зрения.
3.Рефлексия
Конкретно на этом уроке, на заключительно этапе я применяла немного перефразированный прием «Круглого стола», я условна назвала его «Суд над исторической личность». Как и в «круглом столе», учащимся был задан проблемный вопрос, поставленный на начальном этапе урока. Класс был разделен на две команды – обвинители и защитники, так же общим голосованием в классе был выбран Петр I. Задачей команд было, опираясь на полученные в ходе урока факты доказать одну из точек зрения историков М Щербатова или В. Татищева, касательно личности Петра Великого. Задачей Петра, так же являлось убедить всех в своей исключительности. В ходе реализации этапа были разработаны лозунги, тезисы и транспаранты. В конце урока, учащиеся самостоятельно сделали выводы по пройденному материалы. .
Помимо вышеизложенных приемов на различных этапах споях уроков я применяю такие приемы как «Кубик Блума», «работа с вопросником», «лови ошибку», «реставрация текста», «толстые и тонкие вопросы» :
Особенно хочется выделить проектную деятельность, как один из методов развития критического мышления. Мною лично опробованы проектные методы работы с учащимися. Сущность метода проектов состоит в стимулировании интереса учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний. Проектный метод позволяет привить интерес у учащихся к проблемным историческим вопросам, позволяет ученикам самим разобраться с интересующими их острыми вопросами, дает возможность показать взаимосвязь прошлого и настоящего, попытаться спрогнозировать будущее. Учащиеся, выполняя проектные работы занимаются не просто зазубриванием информации, они выдвигают идею, собирают материал, придумывают гипотезу, приходят к определенным выводам. Создание учащимися проектных работ формирует у них поисковой и творческий тип деятельности, а это в свою очередь способствует в дальнейшем развитию у них критического мышления.
В ходе моей работы учащимися мох классов были подготовлены ряд проектов, которые в свою очередь прошли успешную апробацию на Общешкольном конкурсе проектов и получили не мало хороших оценок. В прошлом году под моим руководством было подготовлено 8 проектов, в этом году 14.
Следует отметить что методы развития критического мышления отлично действуют и на занятиях по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Это отличный способ развития мотивации учащихся к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Я виду занятия по финансовой грамотности в течение года.
Они осуществляются у меня как во внеурочной деятельности в 9 классе, так и на уроках «Экономики» в старших классах, и на уроках обществознания в курсе изучения раздела «Экономическая сфера» в 8 классе.
Сам по себе курс финансовой грамотности направлен на то, чтобы:
- сформировать у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами;
- определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов, научится планировать собственный бюджет и бюджет семьи;
-формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
-грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
Все это само по себе является составными задачами методики критического мышления: принятие решений, осмысление информации, выявление нужного, значимого и ценного.
Для осуществления таких задач на своих урока я пользуюсь следующими формами работ:
· Дискуссии (10 класс, Формирование государственного бюджета, расходные и доходные статьи. Плановая и рыночная экономика, плюсы и минусы.)
· Работа с источниками экономической информации (9 класс, раздел Трудового права – Трудовой кодекс РФ. Изучение и оформление трудового договора.)
· Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность (Двое учащихся 8 класса в этом году писали проект по разделу экономики. Также давалось задание классу на составление личных бизнес-проектов)
· Деловые игры (10 класс – «Подлинность банкнот)
· Практикумы (расчет личного и семейного бюджета 8 класс)
Основная задача на этих уроках – научить распоряжаться деньгами, формировать свой бюджет, научить откладывать финансы. Все это мы осуществляли на практике (Ролевая задача – ты глава семьи, твоя задача распланировать свой бюджет, не упустив ни одну статью расходов и при это попробовать сделать так, чтобы у тебя остались деньги, которые ты смог бы отложить ил вложить во что нибудь).
В старших классах я применяла ситуационные задачи, чтобы дети в ходе ролевых игр и практических занятий, смогли понять, как важно знать свои права и особенно обязанности в отношении имущества.
В 10 классе в разделе «Социализация» - обратила внимание на социальное положение человека в обществе, проблемы молодёжной безработицы, дополнила материал практическими занятиями типа «Биржа труда», составлением рейтинга профессий и т.д.
В 11 классе в разделе «Экономика» мы анализировали определённые статьи исполнения государственного бюджета.
Технология развития критического мышления позволяет использовать на уроках индивидуальный подход, способствует мотивации учащихся к процессу обучения, формирует у детей умение и желание учиться не только в школе, но и в повседневной жизни. Технология развития критического мышления представляет из себя целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, технологию, направленную на формирование всесторонне развитой личности, имеющей собственное мнение по острым, интересующем мир вопросам, способной активно развиваться в будущем. Целью моего проекта и первого и второго года работы в качестве учителя истории и обществознания было изучить и проанализировать технологию развития критического мышления. Обобщить опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания. Я считаю, что на данном этапе реализации проекта мне удалось справиться с этой задачей, однако я считаю, что проект нуждается в дальнейшей разработке, целью которой будет на практическом уровне выяснить как технологии развития критического мышления влияют на развитие обучающихся и усвоение ими новых знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.