Развитие личности обучающихся и профессиональный рост педагога как результат проектно-исследовательской деятельности
Выступающий: Лаур Н.В.
Развитие учащегося, будущего специалиста — необходимость в современном образовательном пространстве, однако этот процесс воспитания неотделим от проектно-исследовательской деятельности. Процесс подготовки обучающегося к проектно-исследовательской деятельности очень непростое и трудоемкое занятие, которое заключается в его обучении научному поиску и новым возможностям — важнейшая задача современного — действенного образования. Решать проблемы проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся может педагог, который сам находится в реальном научном поиске, тогда его работа, при условии мотивированности ребенка, может увлечь обучающихся самостоятельно, в ходе собственных творческих исканий, заниматься данным видом деятельности.
Современному образованию нужен принципиально новый педагог — педагог-исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы.
Сегодня вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли проектно-исследовательская деятельность фактором профессионального развития педагогов и обучающегося? Организация данной деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Накопленный педагогический опыт показывает, что педагоги, владеющие методами проектно-исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей обучающихся, моделируют в учебно-воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования.
Необходимо отметить, что в результате этой деятельности в настоящее время увеличилось не только количество участников проектно-исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество данных работ. Поэтому педагогу очень сложно подготовить достойную, интересную работу, претендующую на призовые места.
Педагог, как руководитель исследовательского проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Для того чтобы педагог стал руководителем исследовательской деятельности и передал свой опыт учащимся, он должен «прожить» несколько ролей:
1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе
информационным;
4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;
5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;
6. координатор всего исследовательского процесса;
7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.
Для разработки актуальной проектно-исследовательской работы с обучающимся, педагогу необходимо постоянно повышать свои знания по данной теме. Обучение педагогов строиться на основе самостоятельной деятельности:
- самообразование – участие в вебинарах, веб-семинарах по темам:
- «Формирование исследовательских умений младших школьников средствами курса «Окружающий мир»;
- «Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования»;
- «Особенности содержания проектной деятельности в начальной школе»;
- «Особенности исследовательского проекта в начальной школе»;
- «Развитие исследовательских компетенций обучающихся на примере изучения особенностей акватории Балтийского моря»;
- Всероссийский интернет-педсовет «Практика проектной и исследовательской работы в школе»;
- «Методические инструменты формирования проектно-исследовательского мышления и УУД и особенности их использования при реализации исследовательских проектов в начальной школе».
- представление своего педагогического опыта (ММО, конференция, семинар).
Исследовательская деятельность для детей младшего и среднего возраста организована с 2015г. в детском объединении «Глобус», в котором занимались 13 человек; с 2017г. осуществлялось обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в детских объединениях «Экошкола», «Биология и экология вокруг нас», «Избранные вопросы биологии», в которых занимались 66 обучающихся. Рост числа детей составил 80%.
Количество обучающихся, принявших участие в научно-практических конференциях, олимпиадах
Диаграмма 24
Количество исследовательских проектов обучающихся – победителей научно-практических конференций
Диаграмма 25
Так же наблюдается рост числа педагогов, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, если 2015-2016 данным видом деятельности занимался один педагог, то сейчас 6 человек ежегодно готовят. Обучающиеся данных педагогов с проектно-исследовательской деятельностью выходят не только на муниципальные мероприятия, но и на областные и всероссийские конкурсы.
Можно сделать вывод организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности, является важнейшим фактором развития творческого сотрудничества педагога и обучающихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.