РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы о том, как проектная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка. Авторы повествуют о том, что в процессе проектной деятельности ребенок становится активным участником воспитательного и образовательного процесса. Ключевые слова. Проектная деятельность, всестороннее развитие, творчество, процесс. Проектная деятельность – одна из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса в соответствии с положениями ФГОС ДОО, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Специалисты ведут работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему. Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий. Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию. Источники: 1. https://urok.1sept.ru/articles/621102?ysclid=lai0apmtm9793018381 - развитие личности ребенка в проектной деятельности. 2. https://royallib.com/read/veraksa_nikolay/proektnaya_deyatelnost_doshkolnikov_poso bie_dlya_pedagogov_doshkolnih_uchregdeniy.html#0 - Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 3. https://moluch.ru/archive/88/17554/?ysclid=lai1dpuorx814863038 - педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования. 4. https://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/vospitanie-detej/praktichni-poradi-shchodovsebichnogo-rozvitku-ditini/?ysclid=lai1l9gwzg506347025 - Практические советы по всестороннему развитию ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.