РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

  • docx
  • 15.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12.docx

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Важное место в жизнедеятельности каждого человека занимает мышление, поскольку оно является средством познания окружающей действительности. С помощью этого процесса индивид может выделить более значительные признаки предмета, по-другому осознать свой чувственный опыт, установить между явлениями причинно-следственные связи, а также делать на их основе выводы. Осуществляя такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др., люди приобретают новые знания. На сегодняшний день проблема поиска приемлемых и действенных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующих развитию мышления, остаётся неразрешённой. По этой причине возникает расхождение между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием действенного позволяющего реализовать это на практике средства. Как показывают многочисленные исследования, у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста все функции психики активно развиваются, а также формируются различные виды деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, которые закладывают основу для развития способностей к познанию. Принимая во внимание положение отечественной и зарубежной педагогики об игре как ведущем видом детской деятельности, необходимо отметить, что именно в ней возможно обнаружить источник непринужденного осуществления естественного развития мышления дошкольника. Значение дидактической игры в интеллектуальном воспитании детей подготовительной возрастной группы очень велико. Играя с разными предметами и картинками, ребёнок накапливает свой чувственный опыт: разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Развитие сенсорики ребенка с помощью дидактической игры происходит в тесной связи с развитием у него умений мыслить логически и выражать словами свои мысли. Для решения игровой задачи необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать и делать выводы, тем самым развивая способность к формированию суждений, умозаключений, умения применять полученные знания в разных ситуация. Это может быть осуществлено лишь в том случае, если у дошкольников есть определённые знания о составляющих содержание игры предметах и явлениях. Занимательные дидактические игры вызывают у детей уже с 4-5 лет интерес к решению умственных задач, а преодоление трудностей и увенчавшийся успехом результат приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным инструментом развития мышления дошкольников начиная уже со средней группы детского сада. Дошкольный возраст – это этап интенсивного психического развития. Особенностью данного периода является то, что возрастающие изменения отмечаются во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Ряд ученых, опираясь на материалы исследований, сошлись во мнении, что наиболее сложные лобные области у детей созревают окончательно к 5-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых развиваются мозговые процессы, определяющие проявления сложных умственных действий. Отечественным педагогом и исследователем Н.Н. Поддъяковым, было отмечено, что в возрасте 4-6 лет происходит насыщенное развитие и формирование навыков и умений, содействующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития – нагляднодейственное мышление – является подготовительным, он способствует накоплению сведений и фактов окружающего мира, созданию основы для формирования понятий и представлений, т.е. опережает абстрактное мышление. Ребёнок дошкольного возраста уверен, что всё зависит от всего и что всё можно объяснить всем. Такой характер мышления указывает на тяготение детей к обоснованию, к доказательству, и нахождению причин. Именно эта особенность мышления, по мнению Ж. Пиаже, является причиной появления огромного количества детских вопросов. Отношение взрослого к детским вопросам и предопределяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью сверстников, взрослого или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное – научить дошкольника рассуждать, думать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует пытливость ума, самостоятельность мышления. С точки зрения дидактических законов, педагогической практики, необходимым является учет возрастной специфики ребенка. Знания, которые дают детям младшего школьного возраста, отличаются от знаний, осваиваемых в старшей школе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращают особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, педагог через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. Экспериментальная часть нашего исследования была реализована на базе МБДОУ «Детский сад №10 «Радуга» города Кольчугино Владимирской области. В эксперименте приняли участие воспитанники двухвозрастной группы детского сада (3-5 лет), возраст детей, непосредственно принимающих участие в исследовании 4-5 лет, количество участников – 18 человек. В работе использовали индивидуальную форму тестирования, поскольку она позволила нам осуществлять контроль за функциональным состоянием испытуемых, таких как утомление и др., добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать, т.е. осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей. Исследование показало, что 50% воспитанников старшей группы имеют средний уровень развития мышления, чуть выше среднего уровень у 20%, остальные дети продемонстрировали удручающие итоги диагностики, у 30% уровень развития мышления на низком уровне. Исходя из результатов диагностики, мы составили и апробировали комплекс дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников. Подобранные нами дидактические игры, отвечали следующим требованиям: являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными; отвечают конкретным образовательным задачам; соответствуют возрастным возможностям детей; предназначены, как для коллективного, так и для индивидуального использования. После реализации комплекса дидактических игр, было проведено повторное исследование, которое показало, что общий уровень развития мышления значительно повысился, так не осталось детей на очень низком и низком уровнях развития. На среднем уровне развития мышления находятся 20% воспитанников ДОУ, на уровне «выше среднего» 15%, на высоком уровне – 55% детей и на очень высоком уровне – 5%. Проанализировав динамику уровня развития мышления дошкольников, использовав t-критерий Стьюдента, мы пришли к выводу, что предложенные нами дидактические игры являются эффективным средством развития мышления дошкольников. Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что применение дидактических игр положительно воздействует на процесс развития мышления дошкольников.