РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Важное место в жизнедеятельности каждого человека занимает мышление, поскольку оно является средством познания окружающей действительности. С помощью этого процесса индивид может выделить более значительные признаки предмета, по-другому осознать свой чувственный опыт, установить между явлениями причинно-следственные связи, а также делать на их основе выводы. Осуществляя такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др., люди приобретают новые знания. На сегодняшний день проблема поиска приемлемых и действенных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующих развитию мышления, остаётся неразрешённой. По этой причине возникает расхождение между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием действенного позволяющего реализовать это на практике средства. Как показывают многочисленные исследования, у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста все функции психики активно развиваются, а также формируются различные виды деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, которые закладывают основу для развития способностей к познанию. Принимая во внимание положение отечественной и зарубежной педагогики об игре как ведущем видом детской деятельности, необходимо отметить, что именно в ней возможно обнаружить источник непринужденного осуществления естественного развития мышления дошкольника. Значение дидактической игры в интеллектуальном воспитании детей подготовительной возрастной группы очень велико. Играя с разными предметами и картинками, ребёнок накапливает свой чувственный опыт: разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Развитие сенсорики ребенка с помощью дидактической игры происходит в тесной связи с развитием у него умений мыслить логически и выражать словами свои мысли. Для решения игровой задачи необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать и делать выводы, тем самым развивая способность к формированию суждений, умозаключений, умения применять полученные знания в разных ситуация. Это может быть осуществлено лишь в том случае, если у дошкольников есть определённые знания о составляющих содержание игры предметах и явлениях. Занимательные дидактические игры вызывают у детей уже с 4-5 лет интерес к решению умственных задач, а преодоление трудностей и увенчавшийся успехом результат приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным инструментом развития мышления дошкольников начиная уже со средней группы детского сада. Дошкольный возраст – это этап интенсивного психического развития. Особенностью данного периода является то, что возрастающие изменения отмечаются во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Ряд ученых, опираясь на материалы исследований, сошлись во мнении, что наиболее сложные лобные области у детей созревают окончательно к 5-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых развиваются мозговые процессы, определяющие проявления сложных умственных действий. Отечественным педагогом и исследователем Н.Н. Поддъяковым, было отмечено, что в возрасте 4-6 лет происходит насыщенное развитие и формирование навыков и умений, содействующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития – нагляднодейственное мышление – является подготовительным, он способствует накоплению сведений и фактов окружающего мира, созданию основы для формирования понятий и представлений, т.е. опережает абстрактное мышление. Ребёнок дошкольного возраста уверен, что всё зависит от всего и что всё можно объяснить всем. Такой характер мышления указывает на тяготение детей к обоснованию, к доказательству, и нахождению причин. Именно эта особенность мышления, по мнению Ж. Пиаже, является причиной появления огромного количества детских вопросов. Отношение взрослого к детским вопросам и предопределяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью сверстников, взрослого или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное – научить дошкольника рассуждать, думать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует пытливость ума, самостоятельность мышления. С точки зрения дидактических законов, педагогической практики, необходимым является учет возрастной специфики ребенка. Знания, которые дают детям младшего школьного возраста, отличаются от знаний, осваиваемых в старшей школе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращают особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, педагог через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. Экспериментальная часть нашего исследования была реализована на базе МБДОУ «Детский сад №10 «Радуга» города Кольчугино Владимирской области. В эксперименте приняли участие воспитанники двухвозрастной группы детского сада (3-5 лет), возраст детей, непосредственно принимающих участие в исследовании 4-5 лет, количество участников – 18 человек. В работе использовали индивидуальную форму тестирования, поскольку она позволила нам осуществлять контроль за функциональным состоянием испытуемых, таких как утомление и др., добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать, т.е. осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей. Исследование показало, что 50% воспитанников старшей группы имеют средний уровень развития мышления, чуть выше среднего уровень у 20%, остальные дети продемонстрировали удручающие итоги диагностики, у 30% уровень развития мышления на низком уровне. Исходя из результатов диагностики, мы составили и апробировали комплекс дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников. Подобранные нами дидактические игры, отвечали следующим требованиям: являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными; отвечают конкретным образовательным задачам; соответствуют возрастным возможностям детей; предназначены, как для коллективного, так и для индивидуального использования. После реализации комплекса дидактических игр, было проведено повторное исследование, которое показало, что общий уровень развития мышления значительно повысился, так не осталось детей на очень низком и низком уровнях развития. На среднем уровне развития мышления находятся 20% воспитанников ДОУ, на уровне «выше среднего» 15%, на высоком уровне – 55% детей и на очень высоком уровне – 5%. Проанализировав динамику уровня развития мышления дошкольников, использовав t-критерий Стьюдента, мы пришли к выводу, что предложенные нами дидактические игры являются эффективным средством развития мышления дошкольников. Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что применение дидактических игр положительно воздействует на процесс развития мышления дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.