Развитие логической сферы ребёнка
в непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений
Каждый дошкольник – маленький исследователь,
с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир.
(«Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду)
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. И очень важно не опоздать. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершенным.
Детство – это тот период жизни, когда происходит накопление социального опыта, который станет в будущем основой взглядов личности. Ребёнок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений, благодаря чему происходит развитие у него тех качеств, которые и станут в будущем основой этических и мировоззренческих позиций личности и её достоинств.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако, умение её выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация) для будущей учебной деятельности.
Логика помогает здраво оценивать окружающий мир, понимать весь сложный процесс течения времени. Посредством логики строятся сложные математические теоремы и простые житейские суждения.
Зачем же логика маленькому ребёнку, дошкольнику? На каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрёл всё то, чем теперь живёт, и приобрёл так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрёл и сотой доли того: «От пятилетнего ребёнка до меня – только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – огромное расстояние».
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Обучение дошкольников способам и приёмам выполнения учебного задания способствует совершенствованию их мыслительной деятельности.
Занимательный математический материал является одним из средств развития приёмов умственной деятельности. Способ решения любой, даже очень простой занимательной задачи неизвестен. Поиск пути решения, результата всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью.
Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приёмов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.
Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей.
Развитие элементарных математических представлений является той областью, где при условии систематического обучения, можно не только дать определённую сумму знаний, умений, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления. Успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретённых детьми в дошкольный период (знанием букв, чисел, умением читать, считать и т.д.), а уровнем развития психических процессов, в частности – мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.), наличием у ребёнка опыта самостоятельного разрешения познавательных ситуаций проблемного характера.
Дети с хорошим развитием этого базового компонента готовности к школе обладают лучшей обучаемостью и нередко уже через год обгоняют в своём развитии тех, кто пришёл в школу, умея читать и считать.
Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Так, с их помощью широко известных всем счётных палочек можно в доступной пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии, строя и преобразуя простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавая связи и отношения между ними.
Палочки Кюизенера – своеобразная «цветная алгебра». Они позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины, вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, жёлтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый). Всегда важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.
Овладевая основными действиями – сравнением, соотнесением, воссозданием целого из частей, - дети активно включаются в процесс моделирования, поиск закономерности и последовательности расположения и т.д., используя при этом предметно-схематические модели. Дети осваивают элементы кодирования, картографии, включаются в решение простых творческих задач.
Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос «как?».
В исключительных случаях допускается использование педагогом элементов объяснения, показа как приёма обучения. В основном же познание ребёнком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, решение логических задач.
Ребёнок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребёнка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детского мышления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование в непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений логических задач, игр, упражнений, занимательного материала способствует развитию личности в целом и в частности способствует развитию логической сферы дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.