Урок МАТЕМАТИКИ
во 2 классе
Тема: Совершенствование вычислительных навыков и умений. Решение простых задач.
Дидактическая цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний.
Задачи:
Предметные:
1) повторить и закрепить приёмы устного и письменного счёта;
2) повторить геометрический материал;
3) совершенствовать умение решать задачи изученных видов;
4) развивать логическое мышление, правильную математическую речь;
5)способствовать развитию интереса к изучаемому предмету, положительного отношения к учёбе;
6) используя элементы интегрированного урока, прививать любовь к русским сказкам;
7) побуждать учащихся к самостоятельному знакомству с теми или иными сказками;
8) расширять общий кругозор учеников, вызывать интерес к чтению.
Метапредметные:
познавательные: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, прививать навыки организации учебного труда и рационального использования рабочего времени на уроке;
коммуникативные: формирование стремления овладеть моделью доброжелательного общения умения учиться смотреть и видеть, слушать и слышать учителя и одноклассников, доказывать свою точку зрения, развивать умения работать в группе и в паре;
личностные: развитие самостоятельности, личной ответственности при работе в группе и в паре, формирование навыков сотрудничества, самооценки.
Методы обучения:
по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;
по назначению: формирование умений и навыков;
по дидактической цели: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний;
по уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, в парах, в группе.
Форма урока: заочное путешествие.
Оборудование:
таблицы - на устные вычисления, к задаче; математические веера; иллюстрации - избушки, царевны-лебедь, корабля, сказочного дуба; игрушка – белка; корзинки с шоколадными шишками; ИКТ-презентация; раздаточный материал; красочные сборники сказок А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом мы смело могли оправиться в путь за новыми знаниями. К нам в гости должна придти принцесса Математика. Но её почему-то нет? Ах, это что?
Письмо от царицы: «Спасите! Меня похитила Баба-Яга. Освободите меня, пожалуйста. Я буду свободна, если вы выполните все задания Бабы-Яги».
- Что будем делать? Спасать? (Дети, конечно, рады прийти на помощь и готовы выполнить любое задание.)
-Чтобы спасти принцессу, надо проделать трудный путь в Страну Сказок, и преодолеть множество испытаний. Вы согласны? (Ответы детей).
-Тогда в путь.
III. Устные вычисления.
-А на чём мы отправимся? Вот и первое испытание, приготовленное Бабой-Ягой.
Испытание 1.
-Надо найти значение выражений и расшифровать запись:
( примеры на доске, дети ответы дают на матем. веере)
9 +2 = |
11 |
16 – 8 = |
8 |
7 + 5 = |
12 |
7 + 6 = |
13 |
15 - 9 = |
6 |
8 + 8 = |
16 |
18 - 9 = |
9 |
-Расположите числа в порядке возрастания. Запишите на листок в клеточки.
6 |
8 |
9 |
11 |
12 |
13 |
16 |
к |
о |
р |
а |
б |
л |
ь |
(илл. корабля)
- Молодцы! Можно отправляться в путь. Но путешествуя на корабле, надо всё записывать в специальный журнал. Называется он судовой журнал. У каждого на парте лежит личный журнал, в него мы будем записывать ход нашего путешествия. Первую запись мы с вами уже сделали. Но корабль наш всё стоит на месте. На листках «светофорик» - отметьте: мы с первым испытанием справились, у кого не возникло трудностей, закрасьте сигнал зелёным цветом, а кого-то были трудности – красным.
- Итак, путь открыт. Вперёд (закрываем глазки, попадаем в сказку)
-Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
IV. Повторяем то, что знаем.
Испытание 2.
-Внимание. Прямо по курсу остров. (открываем глазки)
- Ребята! Что я вижу - (лебедь и коршун, илл.)
-Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней,
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
-Жалко лебедь, надо её спасти. А чтобы победить коршуна, надо выполнить следующее задание.
-Найдите закономерность в записи ряда чисел. Запишите ещё 3 числа в бортовом журнале).
9, 10, 12, 13, …(15, 16, 18) (+1, +2)
17, 20, 23, 26, … (29, 32, 35) ( +3)
30, 25, 20… ( 15, 10, 5 ) (-5)
-Лебедь мы спасли, а царицы не нашли, плывём дальше. Но светофорик…
-Теперь в путь. (глазки закрываем, перемещаемся по сказке).
-Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
V. Физ.минутка.
-А что там… впереди… (слайд 2)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор…
-Чтобы такими же крепкими и сильными, надо чаще заниматься физкультурой. Начнём уже сейчас.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихо сесть. (Закрываем глазки, перемещаемся по сказке)
-Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
VI. Закрепляем то, что знаем.
Испытание 3.
-По левому борту земля. Опять остров … о диво-дивное! (открываем глазки)
-Остров на море лежит. Там
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд! (Учитель показывает игрушку - белочка.)
Работа над задачей.
- Надоело белочке просто складывать, и решила она посчитать. Задачу придумала,
а решить не может!
Придётся нам ей помочь. Но прежде вспомним, из каких компонентов (частей) состоит задача.
(Дети называют, учитель вывешивает названия компонентов, из которых состоит задача.)
УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ
- А любой ли текст математического содержания можно назвать задачей?
(Нет, не любой.)
- Почему?
- Теперь вернёмся к задаче от белочки. Слушайте внимательно!
Задача.
-Утром белочка вынула из орехов 9 изумрудов, а вечером на 5 изумруда больше. Сколько изумрудов вынула белочка из орехов вечером?
-А что такое изумруд? (илл. на доске + объяснение)
Разбор задачи:
- О чём говорится в задаче?
- Сколько изумрудов белочка вынула утром?
- Вечером?
- Что нужно узнать?
- Посмотрите, какая схема подходит к задаче?
(На доске схемы. После обсуждения лишняя убирается.)
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Утром – знаем?
- Вечером?
- А можем узнать? Как?
- Запишем решение задачи в журнале:
9+5=14(из.)
Ответ: 14 изумрудов. (Решение даётся на доске.)
-Белочке мы помогли, но царицы-математики мы нигде не видим, надо плыть дальше.
С заданием мы справились. Кому было легко выполнить это задание – раскрасьте светофорик зелёным…
В путь. (закрываем глазки, перемещаемся по сказке).
VII. Продолжаем повторять то, что знаем.
-Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых паруса
Испытание 4.
– У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт на право – песнь заводит,
На лево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей… (илл)
( На доске появляется избушка.)
- Избушка! Вспомните, как обращались к избушке сказочные герои?
- Избушка, избушка! Стань к лесу задом, к нам передом!
- Не хочет поворачиваться. Надо выполнить следующее задание.
(Назвать геометрические фигуры)
-Баба-яга не сдаётся, ещё задание даёт.
Загадка: Он давно знакомый твой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны,
Одинаковой длинны.
(Найдите в бортовом журнале домик Бабы-Яги, раскрасьте его красным цветом.
- Молодцы! Победили злую Бабу-Ягу! Царица - Математика свободна. (Слайд 3)
Отправляемся в обратный путь. Светофорик…
(Глазки закрываем, домой убываем)
-Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах… (глазки открываем)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие.
Но мы прибыли не с пустыми руками: от кота-сказочника – книги, от белочки орешки.
-Давайте подведём итог. Что делали? Что решали? Какие знания пригодились?
-(Раздать орешки детям: зелёные и красные)
- По какой сказке путешествовали?
- Кто написал эту сказку?
-Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Учитель показывает красочную книгу- сборник произведений сказок А.С.Пушкина, привлекая внимание учащихся тем, что есть ещё много сказок, которые они не знают, и рекомендует их прочитать.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.