«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Оценка 5

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Оценка 5
docx
математика
25.10.2020
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Статья .docx

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

 

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития».

В. А. Сухомлинский

Формирование и развитие математических способностей у детей – одна

из главных задач в дошкольной педагогике.

Согласно ФГОС ДО перед воспитателями стоит задача развивать у детей

такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания,

умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.

Базой для развития математических способностей является «математическое

мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей.

Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.

Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на

поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для

развития математических способностей.

Поэтому целью моей работы является создание условий для развития

познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством

обогащения игрового опыта ребенка.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и

времени как основы математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных,

пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,

моделировании;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического

мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических

умений и навыков;

- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности

(классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

- развитие самостоятельности при выборе игры, проявление инициативы в

деятельности и в общении;

Работа по развитию математических способностей у дошкольников

будет успешна при соблюдении ряда условий:

1. Работа с детьми будет проведена в системе, по заранее разработанному

плану, то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования математического

мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие

образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность,

досуги, праздники, игра, наблюдения, художественно-продуктивные).

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень

формирования математического мышления у детей.

 

Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали

их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П.

Усова, Л. А. Венгер и другие. Известный педагог – исследователь А. В.

Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо

добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения

отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию

ребенка».

 

По данной проблеме я изучила методическую литературу: Т. А. Павлова

«Развитие пространственного ориентирования», В. Волина «Учимся играя»,

Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».

 

Разработала перспективное планирование по развитию элементарных

математических представлений, оформила картотеку дидактических игр,

стихов, загадок, считалок, пословиц и поговорок математического

содержания, арифметических задач, оформила подборку технологических

карт, оформила папки-передвижки с рекомендациями для педагогов и

родителей.

 

Особую роль в своей работе отвожу нестандартным дидактическим

средствам. Ведь для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное

значение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я стараюсь воздействовать на

все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и

поведение в целом.

 

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее

особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного

образования. Она таит в себе большие возможности, заключающиеся в том,

что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной

игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные

трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую,

игровую, это повышает его умственную активность. Развитие ребенка в

дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него

логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы

решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов,

устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким

образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение

применять свои знания в разных условиях.

 

Через игры со счетными палочками я закрепляю представления детей о

геометрических формах. Предлагаю различные головоломки. Например:

составить два равных треугольника из пяти палочек; составить два равных

квадрата из семи палочек. Далее характер задач усложняется. Такие задания

способствуют развитию у детей мышления, внимания, сообразительности,

усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по

условиям.

Использую загадки математического содержания. Они оказывают

неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений

доказывать правильность суждений, владения умственными операциями

(анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадки математического

содержания – дети радуются правильным ответам. Ведь отгадывание загадок

– это мыслительный процесс, решая который дети совершают мыслительные

операции.

Предлагаю детям поиграть в игры – головоломки. Сущность игры

состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу

или замыслу («Танграмм», «Колумбово яйцо»). В результате у детей

развивается память, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Игра «Сосчитай не ошибись!» помогла детям в усвоении порядка

следования чисел натурального ряда, в упражнении в прямом и обратном

счете.

Игры «Что изменилось? », «Исправь ошибку» способствовали

закреплению у детей умения пересчитывать предметы, обозначать их

количество соответствующей цифрой.

Игры «Лабиринт», «Отгадай, кто где стоит», «Логические диктанты»

способствовали формированию у детей пространственных представлений.

Дети оперируют такими понятиями как «справа», «слева», «вверху», «внизу»,

«в центре».

Дети с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей

логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать

очередной ход. Учу детей обдумывать свой ход, соблюдать правила игры.

 

В своей педагогической работе я использую развивающие игры,

позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные»

вопросы, способствующие решению проблемы.

Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из

конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали

задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

 

Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает? », «Весёлый

счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети

учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и

математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество

предметов, умения читать.

 

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с

помощью развивающих игр, использовать которые можно как в

непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное

время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти

игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они

развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и

образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических

фигур.

 

В своей работе я использую множество упражнений, различной

степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я

подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных

ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое

отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до

своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

 

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы

логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои

умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют

на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают

действие на воображение и способствуют развитию нестандартного

мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в

пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч»,

«Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке? » и т. д. На развитие

наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке

отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия

«величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик

нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого

м а л е н ь к о г о и л и о т м а л е н ь к о г о д о б о л ь ш о г о » .

Важным условием работы по развитию математических способностей

воспитанников является тесная связь с родителями. Одной из традиционных

форм работы с родителями является совместный досуг воспитателя,

родителей и детей, где все принимают активное участие в викторинах,

конкурсах, играх. Такие мероприятия влияют на формирование

познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью,

занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей,

заставляют творчески проявить себя. На консультациях, родительских

собраниях, через презентации, мастер-классы поясняю значение развития

познавательных способностей детей дошкольного возраста, объясняю

значимость непрерывности процесса обучения, уточняю необходимость

продолжения начатой деятельности в домашних условиях со взрослыми.

Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые мы

разучиваем и играем. Ведь эти игры помогают детям успешно овладеть

основами математики.


 

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»

Это А. И. Сорокина, А. П. Усова,

Это А. И. Сорокина, А. П. Усова,

Отгадывая загадки математического содержания – дети радуются правильным ответам

Отгадывая загадки математического содержания – дети радуются правильным ответам

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020