«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития».
В. А. Сухомлинский
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна
из главных задач в дошкольной педагогике.
Согласно ФГОС ДО перед воспитателями стоит задача развивать у детей
такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания,
умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.
Базой для развития математических способностей является «математическое
мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей.
Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на
поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для
развития математических способностей.
Поэтому целью моей работы является создание условий для развития
познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством
обогащения игрового опыта ребенка.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,
моделировании;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического
мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических
умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности
(классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
- развитие самостоятельности при выборе игры, проявление инициативы в
деятельности и в общении;
Работа по развитию математических способностей у дошкольников
будет успешна при соблюдении ряда условий:
1. Работа с детьми будет проведена в системе, по заранее разработанному
плану, то есть модели педагогического процесса.
2. Мероприятия, реализующие программу формирования математического
мышления, связаны с работой в повседневной жизни.
3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие
образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность,
досуги, праздники, игра, наблюдения, художественно-продуктивные).
4. Применены диагностические методики, определяющие уровень
формирования математического мышления у детей.
Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали
их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П.
Усова, Л. А. Венгер и другие. Известный педагог – исследователь А. В.
Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо
добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения
отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию
ребенка».
По данной проблеме я изучила методическую литературу: Т. А. Павлова
«Развитие пространственного ориентирования», В. Волина «Учимся играя»,
Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».
Разработала перспективное планирование по развитию элементарных
математических представлений, оформила картотеку дидактических игр,
стихов, загадок, считалок, пословиц и поговорок математического
содержания, арифметических задач, оформила подборку технологических
карт, оформила папки-передвижки с рекомендациями для педагогов и
родителей.
Особую роль в своей работе отвожу нестандартным дидактическим
средствам. Ведь для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное
значение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я стараюсь воздействовать на
все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и
поведение в целом.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее
особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного
образования. Она таит в себе большие возможности, заключающиеся в том,
что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной
игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные
трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую,
игровую, это повышает его умственную активность. Развитие ребенка в
дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него
логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы
решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов,
устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким
образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение
применять свои знания в разных условиях.
Через игры со счетными палочками я закрепляю представления детей о
геометрических формах. Предлагаю различные головоломки. Например:
составить два равных треугольника из пяти палочек; составить два равных
квадрата из семи палочек. Далее характер задач усложняется. Такие задания
способствуют развитию у детей мышления, внимания, сообразительности,
усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по
условиям.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают
неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений
доказывать правильность суждений, владения умственными операциями
(анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадки математического
содержания – дети радуются правильным ответам. Ведь отгадывание загадок
– это мыслительный процесс, решая который дети совершают мыслительные
операции.
Предлагаю детям поиграть в игры – головоломки. Сущность игры
состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу
или замыслу («Танграмм», «Колумбово яйцо»). В результате у детей
развивается память, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Игра «Сосчитай не ошибись!» помогла детям в усвоении порядка
следования чисел натурального ряда, в упражнении в прямом и обратном
счете.
Игры «Что изменилось? », «Исправь ошибку» способствовали
закреплению у детей умения пересчитывать предметы, обозначать их
количество соответствующей цифрой.
Игры «Лабиринт», «Отгадай, кто где стоит», «Логические диктанты»
способствовали формированию у детей пространственных представлений.
Дети оперируют такими понятиями как «справа», «слева», «вверху», «внизу»,
«в центре».
Дети с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Учу детей обдумывать свой ход, соблюдать правила игры.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры,
позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные»
вопросы, способствующие решению проблемы.
Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из
конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали
задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает? », «Весёлый
счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети
учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и
математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество
предметов, умения читать.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с
помощью развивающих игр, использовать которые можно как в
непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное
время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти
игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они
развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и
образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических
фигур.
В своей работе я использую множество упражнений, различной
степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я
подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных
ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое
отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до
своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы
логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют
на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают
действие на воображение и способствуют развитию нестандартного
мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в
пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч»,
«Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке? » и т. д. На развитие
наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке
отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия
«величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик
нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого
м а л е н ь к о г о и л и о т м а л е н ь к о г о д о б о л ь ш о г о » .
Важным условием работы по развитию математических способностей
воспитанников является тесная связь с родителями. Одной из традиционных
форм работы с родителями является совместный досуг воспитателя,
родителей и детей, где все принимают активное участие в викторинах,
конкурсах, играх. Такие мероприятия влияют на формирование
познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью,
занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей,
заставляют творчески проявить себя. На консультациях, родительских
собраниях, через презентации, мастер-классы поясняю значение развития
познавательных способностей детей дошкольного возраста, объясняю
значимость непрерывности процесса обучения, уточняю необходимость
продолжения начатой деятельности в домашних условиях со взрослыми.
Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые мы
разучиваем и играем. Ведь эти игры помогают детям успешно овладеть
основами математики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.