Кравченко Светлана Андреевна
студентка факультета педагогики, психологии и физической культуры филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственные университет» в г. Славянске-на-Кубани
e-mail: kravchenko_svetlana_andreevna.@mail.ru
Буренок Ирина Ивановна кандидат педагогических наук
филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственные университет» в г. Славянске-на-Кубани e-mail: burenokirina@mail.ru
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития математических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Выявлены предмет, объект, цели, задачи и построена гипотеза исследования. Изучены и проанализированы теоретические аспекты. Также описаны результаты выявления и развития математических способностей у детей младшего школьного возраста при использования разработанного дидактического комплекса. Автором разработан дидактический комплекс.
Ключевые слова: математические способности, развитие, математика, младший школьный возраст.
Актуальность предоставленного исследования обуславливается тем, что многие педагоги пытаются понять, почему дети часто достигают разные уровни успехов в освоении дисциплины «математика», если у них одна школа, класс, педагоги и программа тоже. Ученые могут объяснить это только наличием или отсутствием тех или иных способностей. С каждым годом трудности математического развития младших учеников становится актуальнее, так как являются одними из многих дидактических и методических проблем обучения математике в начальной школе, которая наименее изучена и разработана.
Математика считается одной из абстрактных наук и занимает первое место в числе научных предметов, которые вызывают особую трудность в учении. Для детей в начальных классах очень трудно воспринимать данную науку. Разъяснение этому можно прочитать в трудах Л. С. Выготского. Он утверждает, что для того, чтобы понять значение слова, нужно создать «вокруг него смысловое поле» [2].
Изучать математические способности младших школьников, формировать и развивать их очень важно для практик школьного обучения, потому что математика одна из наиболее важных предметов школьного курса. Интеллектуальные способности будут относиться к особым возможностям, так как они могут проявиться лишь в некоторых видах работы.
В процессе обучения у младших школьников математические способности формируются и развиваются. В связи с этим в период с первого по четвертые классы более высочайшие возможности развития интеллектуальных способностей у учащихся начальной школы. Под развитием математических способностей младших учеников понимается целеустремленное дидактически и методически организованное формирование, и развитие совокупности взаимосвязанных параметров и свойств математического стиля мышления ребёнка и его возможностей к математическому познанию реальности.
Теоретическую и методологическую основы исследования составляют методические работы, посвященные вопросу математических способностей, рассматривались в работах В. А. Крутецкого «Психология математических способностей», Н. С. Лейтесом «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», А. Н. Леонтьева «Глава о способностях», А. З. Зака «Развитие интеллектуальных способностей у детей» и другие [1].
Анализ научной литературы позволил определить противоречие между необходимостью образовательных программ по развитию математических способностей детей младшего школьного возраста и недостаточностью методических разработок.
С разрешением данного противоречия связана гипотеза исследования. Она заключается в том, что процесс выявления и развития математических способностей у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если будет использоваться разработанный дидактический комплекс.
Объект исследования: процесс развития математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методические условия для развития математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить и разработать дидактический комплекс для выявления и развития математических способностей у детей младшего школьного возраста и опытно-экспериментальным путем проверить результативность его использования в начальных классах.
В процессе теоретического исследования проблемы на основе анализа литературных источников были раскрыты и изучены понятие «Математические способности»; проанализированы условия формирования математических способностей младших школьников в процессе обучения математике; изучены математические способности у детей младшего школьного возраста: общая сущностная характеристика; опытно-экспериментальным путем проверены результативность использования разработанного дидактического комплекса для выявления и развития математических способностей у детей младшего школьного возраста.
В процессе изучения данной проблемы были использованы теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературе по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, обработка результатов) методы исследования.
Теоретическая значимость исследования: обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенной диагностикой могут воспользоваться учителя школы для решения задач по выявлению и развитию уровня математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца в г. Славянске-на-Кубани. Образовательная деятельность во время практики осуществлялась в 3 «В» классе. В исследование принимали участие школьники данной организации. Всего было охвачено 30 младших школьников, 15 мальчиков и 15 девочек, в возрасте 910 лет. МБОУ работает по программе «Школа Россия».
Исследование проводилось в три этапа:
– констатирующий этап: диагностика выявления уровня развития математических способностей у детей младшего школьного возраста;
– формирующий этап: разработка и внедрение дидактического комплекса заданий для повышения уровня математических способностей;
– контрольный этап: контрольная диагностика выявления уровня математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель практической работы: на основе экспериментальной проверки доказать, что разработанный дидактический комплекс заданий поможет повысить уровень математических способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
– выявить уровень развития математических способностей у детей младшего школьного возраста;
– разработать дидактический комплекс заданий для развития
математических способностей у детей младшего школьного возраста;
– проработать этот дидактический комплекс заданий на практике с детьми начальной школы;
– провести контрольную диагностику уровня математического математических способностей у детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе исследования использовалась диагностика на выявление уровня развития математических способностей у детей младшего школьного возраста. Были использованы задания на умения решать текстовые задачи. Содержание заданий определялось программой, по которой работает школа, «Школа России» под руководством А. Плешакова.
В диагностике на выявления уровня математических способностей было предложено 10 заданий:
– «Незнайкины задачи». Подчеркни одной чертой – условие задачи, волнистой линией – ее вопрос;
– подчеркни одной чертой те слова, которые могут указывают на выбор действия сложения при решении задачи;
– реши задачу по действиям с пояснениями;
– заполни пропуски в задаче так, чтобы она решалась при помощи такого выражения;
– измени вопрос этой задачи так, чтобы она решалась при помощи такого выражения, запиши вопрос;
– придумай к схеме задачу и запиши ее текст;
– заполни схему;
– соотнеси задачу стрелкой с её схемой;
– исправь ошибки в решении задачи;
– дополни решение задачи и составь пояснения.
Оценка знаний проводилась по следующей шкале: 41-59 баллов (70-100 ℅) – высокий уровень; 27-40 баллов (46-69 ℅) – средний уровень; 0-26 баллов (0-45 ℅) – низкий уровень.
Исследование показало, что 50% младших школьников имеют средние математические способности. Дети большинство работы выполнили без какихлибо трудностей. 20% ребят показали низкий уровень своих способностей, очень много было заданий, с которыми они не справились даже с учетом своих математических знаний. 30% школьников имеют высокий уровень знаний, учащиеся искали разные и нестандартные подходы к решению заданий.
На формирующемся этапе в ходе исследования были разработаны дидактические задания, нацеленные на повышения уровня развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
При проведении занятий решались следующие задачи:
– разработать задания для повышения уровня математических способностей;
– провести с детьми дидактические задания, направленные на развитие уровня математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Для развития уровня математических способностей у детей 9–10 лет были проведены дидактические задания, целью которых являлось продолжить повышения уровня математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Работа была построена так, что все дети были задействованы в упражнениях. Ребята, у которых были выявлены высокие уровни развития математических способностей, помогали и объясняли своим соседям. К детям, у которых выявили, средний и низкий уровень развития математических способностей уделялось особое внимание, с целью повышения их уровня.
Все упражнения вызывали у младших школьников большой интерес, что необходимо для успешного осуществления развития уровня интеллектуальных способностей у младших школьников.
Формирующий этап показал, что при использовании упражнений с названиями детей намного проще заинтересовать. Они рассуждает над названием и анализируют условие, сами пытаются ставить цель, то есть вопрос к заданию. Учащиеся заинтересованы в задании и пытаются его решить, тем самым повышая свой уровень интеллектуальных способностей, развивая логику и мышление.
Диагностика уровня развития математических способностей у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе исследования, проведена с целью определения влияния разработанного дидактического комплекса задания для повышения уровня математических способностей у детей младшего школьного возраста.
В начале исследования у детей средний уровень – 50%, а после проведенного комплекса заданий для повышения уровня математических способностей он понизился на 1% (49%). Низкий уровень понизился с 20% до 14% (на 6%), а высокий уровень с 30% повысился до 37% (на 7%). Итак, к концу эксперимента в классе также преобладает средний уровень развития математических способностей у детей младшего школьного возраста, но изменились в лучшую сторону результаты у учащихся с низким и средним уровнями. Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.
В результате проведённой работы уровень развития математических способностей у детей младшего школьного возраста повысился. Дети, который имели высокий уровень – 9 человек (30%), не потеряли свой уровень. Средний уровень способностей был у 15 человек (50%), из них 2 учащихся повысил свой уровень, остальные остались на своем уровне. Низким уровнем обладало 6 человек (20%), однако после занятий на контрольном этапе двое детей поднялись на средний уровень.
Отсюда следует, что проведенные задания из дидактического комплекса способствуют повышению уровня развития математических способностей у детей младшего школьного возраста. Это значит, что проделанная работа дала положительный результат.
В заключение следует отметить, что развитие математических способностей у младших школьников будет эффективней лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Разработанный комплекс дидактического материала вызвал интерес у учащихся. При использовании упражнений с названиями детей намного проще заинтересовать. Они рассуждает над названием и анализируют условие, сами пытаются ставить цель, то есть вопрос к заданию.
1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] / А.В. Белошистая // Начальная школа. – 2003. - №1. – С. 45 – 53 – URL: http:/www.biblio-online.ru/bcode/453754 (дата обращения: 10.12.2020.)
2. Гингулис, Э. Ж. Развитие математических способностей учащихся / Э. Ж. Гингулис // Математика в школе. - 1990. — № 1. – С. 31-38.
3. Дорофеев, Г.В. Математика и интеллектуальное развитие школьников [Текст] / Г.В. Дорофеев // Мир образования в мире. – 2008. - №1. – С. 68 – 78
4. Дорофеев, Г.В. Способствует ли обучение математике повышению уровня интеллектуального развития школьников? [Текст] /Г.В. Дорофеев // Математика в школе. – 2007. - №4. – С. 24 – 29
5. Истомина, Н.В. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] / Н.В. Истомина. – М.: Академия, 2002. – № 1 (10). – С. 125–127. – URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=23365519 (дата обращения: 12.12.2020).
Kravchenko Svetlana Andreevna
student of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Physical Culture branch of FSBEI HE "Kuban State University" in the city of Slavyansk-on-Kuban
e-mail: kravchenko_svetlana_andreevna.ru
Burenok Irina Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences branch of FSBEI HE "Kuban State University" in the city of Slavyansk-on-Kuban e-mail: burenokirina@mail.ru
DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES IN CHILDREN OF YOUNG
Annotation. The article deals with the problem of the development of mathematical abilities in primary school children in mathematics lessons. The subject, object, goals, objectives are identified and a research hypothesis is built. The theoretical aspects have been studied and analyzed. It also describes the results of identifying and developing mathematical abilities in children of primary school age using the developed didactic complex. The author has developed a didactic complex.
Key words: mathematical abilities, development, mathematics, primary school age.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.