Выступление на ЕМД
Развитие медиакомпетенций обучающихся среднего возраста посредством создания медиапродукта
Педагог дополнительного образования
Арсланова Л.В.
Дата: 28 марта 2022 г.
Информационный бум, обрушившийся на общество в последние десять-пятнадцать лет, существенно повлиял на развитие педагогической науки и практики. Новые информационные технологии поставили человека перед необходимостью овладеть ими. Следовательно, система образования, должна соответствовать требованиям современного общества. Так в педагогике появляется термин медиакомпетентность
Медиакомпетентность занимает важное место в ряду образовательных компетенций, уровень сформированности определяет успешность, с которой человек найдет свое место в обществе, будет принят и понят окружающим социумом. По мнению профессора А.В. Федорова, «Медиаграмотность» – выступает за то, чтобы человек был активным и медиакомпетентным, обладающим развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью».
Таким образом, понятие медиакомпетентности носит системный характер и включает в себя ряд компетенций и умений.
В медиамастерской «Взгляд» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Взгляд». Целью которой является развитие медиакомпетенций обучающихся среднего и старшего школьного возраста и приобретение ими допрофессионального опыта в процессе самостоятельной практической деятельности в сфере журналистики.
На занятиях в медиамастерской «Взгляд» используются различные методы развития медиакомпетентностей у обучающихся: лекции, беседы, демонстрация медиатекстов, иллюстраций; выполнение творческих заданий практического характера на материале медиа; анализ медиатекстов с целью развития критического мышления; организация исследовательской деятельности, связанной с медиаобразованием. При этом на занятиях преобладает опора на практические, творческие задания, ролевые игры.
В программе уделяется большое внимание таким направлениям, как основы редакторского дела, разработка контент плана, верстка материалов, мультимедийные форматы (инфографика, слайд-шоу), видеомонтаж, интерактивные формы взаимодейстия с аудиторией, выпуск мультимедийных проектов, производство медиамастерской, основы операторского мастерства, базовые знания и основные параметры видеоредактора, различные медиасервисы, практическая деятельность, работа журналистов и телеведущих, работа с информацией. Создание медиапродукта это творческий процесс, продолжительность которого зависит от поставленной задачи.
Опыт организации участия обучающихся в создании медиапроектов демонстрирует возможность формирования медиакомпетентностей, при которых происходят личностные изменения:
▪ развитие коммуникативных навыков; логического, образного и ассоциативного мышления;
▪ умение планировать свою работу и ставить перед собой задачи;
▪ умение анализировать итоги своей деятельности;
▪ умение выступать перед аудиторией;
▪ умение принимать критику по отношению к своей деятельности.
Для развития медиакомпетенций в образовательном процессе по мимо программы использую следующие формы:
● Прохождение ЭУК «ЗнаюМИГ»36 часов.
● Участие в муниципальном и межрегиональном дистанционном турнире по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ», как результат 6 дипломов и 2 сертификата.
● Совместный проект со студией «Экология медиа» цель которого, обучение созданию безопасного визуального контента.
Ø На совместных встречах обучающиеся медиамастерской «Взгляд» показали возможности работы в программе Movavi по обработке фото, видео и аудио.
Ø Встречи со спикерами Александром Филатовым прокурором отдела по надзору за Оренбургской области который рассказал участникам о новом виде телефонного мошенничества, призвал к бдительности в использовании коммуникации. Ринатом Халилуллиным, киноакадемиком, членом Академии Российского телевидения, заслуженным деятелем культуры Ханты-Мансийского автономного округа который познакомил присутствующих с азами создания видеосюжета, ответил на вопросы участников.
Ø Мастер-класс с блогером из Москвы Иваном Колмыковым. Обучающиеся познакомились с ролью сторис в жизни блога.
● Встреча с педагогом из г. Оренбурга Екатериной Дружининой, она представила тему: «Социальная журналистика, медиа журналистика».
● Совместная встреча с представителями города Новотроицка молодежной студия «Кадр» руководитель Марина Пилич и Дарья Петрова из Новосибирска, руководитель студии «Горностай».
● Встреча с Любовь Владимировной Тихомировой телеведущей телевизионных программ, руководителем студии «Горностай» города Новосибирска она поделилась темой «Человек в кадре», «Режиссура документального фильма».
● Социальный проект Movavi Образование. Принимаем участие в международном образовательном конкурсе «МедиаБУМ». Который создан для тех, кто готов погрузиться в мир визуальных решений, готов освоить теорию и практику, пройти путь от новичка к осознанному видеотворчеству. Ребята медиамастерской «Взгляд» приняли участие в шести турах различной тематики: это особенности работы со звуком, с фотографией в технике Stop Motion анимация, с крупностью планов, ракурсах и раскадровке, с цветом и светом в кадре, узнали, что такое монтаж по ритму, работа с инфографикой, монтаж по направлению и по фазе движения. Как результат: 21 участник получили сертификаты, 3 человека дипломы. Каждый тур сопровождался интересными вебинарами от экспертов и партнеров конкурса, которые направлены на развитие медиакомпетенций при создании медиапродукта.
● Участие во всероссийской акции #МояХартия «Цифровая этика детства». Признавая возрастающее влияние информационных технологий в современном мире, их важность для создания и регулирования безопасной цифровой среды для детей, мы присоединились к Хартии. Создали ряд медиапродуктов на тему Финансовая грамотность, где обучающиеся при выполнении творческих заданий практического характера впервые работали на платформе Канва, анализировали и составляли медиатексты и опубликовывали в социальной сети в ВК. Организация такой деятельности, связана с развитием медиакомпетентностей в том числе опыт обмениваться и делиться информацией.
Ребята познакомились с разными темами в данном направлении, проделали большую работу при создании медиапродуктов, таких как: видеоролики, презентации, видеопрезентации, ретушь фотографий, посты, которые освещались в социальных сетях.
Таким образом сформированные условия развивают медиакомпетенции, повышают уровень медийно-информационной грамотности, развивают индивидуальность: эмоции, интеллект, креативность, мировоззрение критичности ума, активизацию знаний полученных детьми в образовательном процессе, что в дальнейшем влияет на создание более качественного медиапродукта.
Даже если обучающиеся не планируют связывать свою жизнь с работой в медиа, компетентности и умения, приобретенные в этом возрасте в данном объединении пригодятся им в жизни, дальнейшем трудоустройстве и совершенствовании.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.