Здраствуйте уважаемые родители!
Сегодня я, Броваренко А.В. поделюсь своими идеями, как правильно нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковые гимнастики.
«Дождик».
· Раз, два, три, четыре, пять,
· Вышел дождик погулять.
( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
· Шел неспешно, по привычке,
· А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
· Вдруг читает на табличке:
· «По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
· Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
· -Ох!
(один хлопок)
· И ушел
· Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
«Капуста».
· Мы капусту рубим-рубим,
· Мы капусту солим-солим,
· Мы капусту трем-трем, мы капусту жмем-жмем.
· Рассказывая стишок, подражаем повару: рубим (движения ребрами ладоней верх-вниз), солим (складываем пальчики в щепотку), трем (кулачок о кулачок), жмем (сжимаем кулачки).
«По грибы».
· Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять (разогнули пальчики).
· Теперь поочередно сгибаем:
· Этот пальчик в лес пошел.
· Этот пальчик гриб нашел.
· Этот пальчик нож достал.
· Этот пальчик резать стал.
· Ну а этот помогал.
2. Игры в быту.
Детям предлагаются игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно научить сматывать нитки или верёвку в клубок, вешать бельё, используя прищепки, на верёвку специально натянутую для малыша.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
3. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Оклеиваем полученными лепешками баночки, бутылки, веточки, и. т. д.
4. Рисование, раскрашивание.
Рисовать можно простыми и цветными карандашами, фломастером, мелом, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д.
Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Спасибо за участие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.