Развитие младших школьников с аномалией слуха на основе исключительности приёмов театрального искусства Автор: Моисеева Р.И.

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Развитие младших школьников с аномалией слуха 2021.docx

 

Развитие младших школьников с аномалией слуха на основе исключительности приёмов театрального искусства

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель-сурдопедагог
ОГБОУ «Школа-интернат

для обучающихся с нарушениями слуха»
г. Томск, Томская область

 

Аннотация: статья рассматривает традиционные театральные методы, применяемые  в педагогическом процессе с обучающимися, имеющими патологию (нарушения) слуха с целью обогащения творческой атмосферы учебно-воспитательного процесса, всестороннего развития ребёнка младшего школьного возраста, облегчения его социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: аномалия, патология слуха, нарушения слуха, особые образовательные потребности,  тугоухость.

                                                                                          

Увеличение количества семей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями в развитии слухового анализатора не может  не тревожить специалистов в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Ведь, в жизни каждого ребёнка слух представляет принципиальное значение, помогающее воспринимать гармонию звуков.

Аномальное развитие слухового анализатора заключается в том, что его первопричина – биологическая (физический дефект слуха) приводит к тяжёлым социальным последствиям – нарушениям общения, атипичности формирования психики, причём главные проявления этих последствий носят функциональный характер, заключающийся в недоразвитии речи, особенностях формирования мышления, памяти, внимания, восприятия. Даже незначительная степень понижения слуха служит препятствием к усвоению речи окружающих. 

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – единственная образовательная организация в Томской области, где воспитываются дети, имеющие патологию слуха, вторично страдает речевое развитие. При поступлении в школу-интернат каждый ребёнок имеет те или иные дефекты речи: изъяны произношения, недостатки грамматического строя речи, ограниченный запас слов, неправильное построение и несогласованность предложений, ограниченное понимание обращённой речи и  читаемого текста.

Для современного этапа развития системы специального коррекционного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Л.С. Выготский доказывал, что приёмы театрального искусства (ПТИ) помогают отражать жизненные впечатления, они свойственны детям с особенностями в развитии. Российские и советские педагоги и психологи: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Р.И. Жуковская изучали театрализовано-игровую деятельность детей, указывали на её важность  для формирования познавательной активности, развития речевой деятельности, воспитания эмоциональной сферы, творческой инициативности.

На практике доказано, что  использование приёмов театрального искусства в педагогическом реабилитационном процессе с детьми, имеющими патологию слуха, в настоящее время является актуальным. В силу своих возможностей ПТИ позволяют детям с нарушениями слуха оптимально освоить мир социальных связей и отношений, решить такие задачи как: назидательную (дидактическую), познавательную (информационную), коммуникативную, эстетическую, этическую.

Театрализованная деятельность в условиях школы-интерната организуется в форме погружения ребёнка с дефицитарным развитием в мир театра и практической театрализованной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. В процессе внедрения в педагогическую практику ПТИ, младшие школьники накапливают социально-житейские впечатления, у них развиваются способности воспринимать и оценивать художественное отражение жизни, повышается мотивационный компонент, закрепляется эмоциональная память и конкретные образы.

Театральные образно-ролевые мини-спектакли занимают важное место в жизни обучающихся, ведь дети учатся оценивать мотивы действий человека, понимать причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, видеть мир глазами героев, более тонко чувствовать их эмоциональное состояние. Под руководством педагогов дети овладевают движениями в условиях сцены, сочетают действия с речью, что очень затруднено у школьников с аномальным  развитием слуха.

В процессе использования ПТИ педагоги стараются подвести детей к осмыслению сюжета, представлению образов героев с использованием наглядности, добиваются целенаправленности действий, социально-психологического отношения к происходящим по сюжету событиям, в обязательном порядке эмоциональной и выразительной речи.

Свои театральные успехи ребята показывают зрителям: сверстникам, старшеклассникам, дошкольникам, родителям. Подготовка образно-ролевых мини-спектаклей, игр-драматизаций на школьной сцене, их театрализованное представление – это длительная кропотливая работа всех ребят класса и их родителей.

Совместная  отработка речевого материала, изготовление костюмов, масок, элементарной декорации к спектаклю, всё это объединяет педагогов, родителей и детей в общее коллективное большое дело, раскрывает способности каждого ребёнка, формирует чувства значимости члена коллектива.

Коммуникативные способности индивидуальны, особенно это относится к детям с нарушениями слуха. Различная степень тугоухости оказывает своеобразно-отрицательное влияние на речевое развитие. Общаться и вербально взаимодействовать с такими детьми не просто, даже близким людям. Поэтому, традиционно, с момента поступления в первый класс, педагоги активно используют ПТИ. Дети представляют театральные адаптированные мини-спектакли, постановки, небольшие сценические зарисовки к которым готовятся не один день, не одну неделю, не один месяц.

Театральные методы используются в коррекционной педагогике в качестве «оживления» педагогического процесса: инсценирование, обыгрывание сюжетов, разыгрывание мини-сценок, сюжетов по ролям, драматизация, и т. д. Они являются достаточно эффективными для речевого развития, коммуникативно-вербального взаимодействия.

Каждый ребёнок – носитель собственного (субъективного) опыта, в этом его уникальность. Для поддержания неповторимости, исключительности развития личности, открытия детского глубинного «Я», педагоги создают разностороннюю среду – организуют жизнедеятельность детей с включением в неё театрализованной деятельности.

По отношению к возможностям обучающихся, в качестве освоения адаптированных  образовательных программ начального общего образования для детей с ограниченными возможностями по слуху с парциальным интеллектуально-мнестическим недоразвитием, повышения результатов учебных побед,  именно театрализованная деятельность выступает стимулом, является необходимой  технологией для всестороннего развития детей. Каждое представление уникально, не похоже на предыдущее; со своей целью, задачами, историей, речевой подачей, степенью участия, результатом, но приёмы театрального искусства традиционные.

Таблица 1

Название мероприятия

Цель

Степень участия

Результат

Форма представления, уровень представления

Театрализация в современной обработке «Портфель-теремок» (текст адаптирован) http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_2.htm

Формирование знаний, умений по изречению простого слога, легкой рифмы, вербальных коммуникаций в стихотворной форме

Все обучаю-щиеся первого дополни-тельного класса

Положительное психологическое, эмоциональное воздействие на всех участников действия

 

Стихотворная форма для воспитанников дошкольного возраста, уровень - школьный

Театрализация «Мы – дружные котятки!» по произведению С.Я. Маршака «Перчатки» (текст адаптирован) http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4378

Организация условий для речевого развития, слухового восприятия, для привития нравственно-этических навыков

Все обучаю-щиеся первого дополни-тельного класса

Эмоционально-волевое раскрепощение, безболезненное вхождение в роль, осмысление назначения роли, активизация речевых способностей

Стихотворная форма с выходом из образа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, уровень - школьный

Музыкально-театрализованная постановка по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кто колечко найдёт?»  (текст адаптирован) http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4207

Формирование знаний, умений по изречению простого слога, легкой рифмы, вербальных коммуникаций в стихотворной форме

Все обучаю-щиеся первого дополни-тельного класса

Положительное психологическое, эмоциональное воздействие на всех участников действия

 

Стихотворная форма с выходом из образа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, уровень - школьный

 

 

На практике доказано, включение в образовательный процесс методов театральной направленности, формирует у детей речь и понятийное мышление, словесную память и творческое воображение, фантазию и чувство гармонии. Театральная деятельность даёт ребёнку с нарушениями слуха уникальные возможности, учитывающие его индивидуальные способности, развивая которые, ребёнок ощущает себя совершенно точно – счастливым. Общая задача каждого педагога – помочь ребёнку с нарушениями слуха открыто взаимодействовать с социумом.

Таким образом, включение ПТИ в образовательный процесс не только обогащает методический арсенал педагога, всесторонне развивает ребёнка, а также даёт возможность быстрее адаптироваться ему в социуме. Положительные изменения у детей с патологией слуха проявляются и в личностном, и в психическом развитии. Дети обретают опыт для жизни в обществе, развивают все те физические и духовные силы, которые необходимы в дальнейшем.

Список литературы 

1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении /
учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.

2. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с
проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.

3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 1995.

4. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

5. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями (книга для
родителей). – М.: «Защите инвалидов в Российской Федерации:
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.

6. О социальной 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим
доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/

 


 

Скачано с www.znanio.ru