Развитие патриотического воспитания посредством мультипликации
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание является одним из главных направлений в образовании наряду с гражданским и духовным воспитанием, поддержкой семьи [11].
В патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста специалисты выделяют три компонента: содержательный, эмоциональный и деятельностный. Содержательный компонент патриотизма основан на выводе о том, что знания детей о родине, ее культуре являются важнейшим условием развития патриотизма.
Патриотизм не может характеризоваться лишь определенными знаниями, поэтому исследователи (Г.Н. Мусс, Л.Е. Никонова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова и др.) выделяют эмоциональный и деятельностный компоненты патриотического воспитания [14].
Эмоциональный компонент характеризуется проявлением положительных эмоций по отношению к родному городу, стране, соотечественникам. Деятельностный компонент определяется благими поступками и готовностью их совершать для родины. Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, чувствительностью, впечатлительностью. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему [15].
Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому необходимо проводить воспитательно-образовательную работу по направлению патриотического воспитания систематически, последовательно и при этом информация должна быть доступна детскому пониманию. Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Ребенок впервые открывает Родину в семье, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина". Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке.
Мультипликация является отличным источником ярких впечатлений для детей старшего дошкольного возраста. При систематической, целенаправленной работе по восприятию мультипликации со старшими дошкольниками, в сочетании с правильно подобранными методами воспитания в других видах деятельности (в проектной, игровой, изобразительной), обеспечивается высокий познавательный эффект, воспитание чувств, определяющих мотивацию поступков.
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы на них вырастают поколения.
МБДОУ ЦРР детский сад «Улыбка» имени П.И. Борисовой с. Чурапча – организация с богатой историей, участник республиканских и федеральных проектов и конкурсов. В нашем детском саде работает мультстудия «Тиьилик» где снимают мультфильмы, клипы, передачи. Самое интересное дети сами участвуют в создании мультфильма, а также даже в написании сценария дают свои идеи всесторонне развиваются. Мультфильмы снимаются на якутском языке. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Мультипликация - это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным.
И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть, благодаря этому информация, которую несут в себе детские мультики, просто бесценна. Детское творчество достойно уважения.
Если так огромны открытия детской души в рисунке, то какой мир может открыться в самостоятельных детских фильмах. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
Для моего педагогического роста и для всестороннего развития детей дошкольного возраста, активно работает мой проект «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских мультфильмов», мультфильмов которые создаются нами в нашем в детском саде вместе с детьми.
Проект построен на принципе комплексности и включает работу по патриотическому воспитанию с детьми, с родителями и педагогами. Его целью является воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством мультипликации, развитие уважения, терпимости к людям, независимо от их социального положения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия.
Для республики характерен государственный билингвизм, сосуществование двух государственных языков. Полноправное развитие якутского и русского языков в статусе государственных, а языков коренных малочисленных народов Севера – в статусе официальных языков гарантировано Конституцией Республики Саха (Якутия).
Проблемой моего проекта является незнание детьми своего национального языка, наряду с ходом технологии на новый уровень современные дети большинство сидят на гаджетах из-за этого в основном дети говорят на русском ежели на якутском.
В современном мире какие же мультфильмы смотрят сегодня дети? Это мультфильмы российского, и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для детей иностранной мультипликационной продукции. Откуда у взрослых гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое в воспитании детей при просмотре таких мультфильмов? Тема актуальна в наше непростое время.
Поэтому создавая мультики воспитываем патриотизм, любовь к Родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности.
Список использованной литературы.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – М. : Статут, 2014. – 568 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX–начала XX в. [Текст] // сост. П. А. Лебедев. – М. : Академия, 2015. – 603 с.
3. Белинский, В. Г. О детских книгах //Педагогическое наследие. Белинский, В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. [Текст] // сост. А. Ф. Смирнов. – М. : Сфера, 2012. – С. 22–59. 4. Беспалова, Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества [Текст] / Т. В. Беспалова. – СПб: Речь, 2014. – 318 с.
5. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике [Текст] / И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2015. – № 6. – С. 3-81.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.