«Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой»
Оценка 4.8

«Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой»

Оценка 4.8
docx
08.04.2024
«Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой»
кон.для воспитателя.docx

Консультация: « Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир». Через художественную литературу у дошкольников формируется осознанное восприятие окружающей действительности, правильное отношение к объектам природы: сопереживание, сочувствие, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде. Развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые направлены как целевые ориентиры в ФГОС. Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств, способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование природоведческих знаний. Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает приобщение ребенка к основам художественной литературы. Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего. Интенсивное развитие речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план. Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией. Элементы образного мышления проявляются у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения. Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как ребята способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в до-ступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша. При таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слушая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение. Литература расширяет представления детей о животном мире. Поэтическое слово помогает, например, уточнить знания о их жизни, пользе , которую они приносят, и о заботливом отношении к ним человека:

Ты коровушка ступай,

В чисто поле погуляй.

А вернешься вечерком

Нас напоишь молочком

Художественные произведения воспитывают добрые чувства. После ознакомления с произведением о животных и растениях малыши начинают сознательнее и сочувственнее относится ко всему живому. Произведения художественной литературы знакомят ребенка с социальными нормами поведения. Через литературу расширяется представления детей о родной природе, временах года, состояниях погоды (З.Александрова «Весна», О. Высоцкая «Зима», А. Барто «Снег», «Солнышко», Е. Благинина «Дождик» и др.) Из сказок, песенок, рассказов дети уже хорошо знают и диких животных (лису, зайца, волка, медведя). Они наделяют их определенными чертами (лиса-хитрая, волк-глупый и злой, заяц- трусишка и т.д.) В этот период формируются у детей представление о диких животных и их повадках. С помощью художественной литературы расширяется кругозор детей к восприятию более сложных произведений, и дети побуждаются более пытливо вглядываться в окружающий мир, сравнивать, обобщать свои впечатления. На занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д.


 

Консультация: « Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой»

Консультация: « Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой»

Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения

Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024