Консультация: « Развитие первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».
В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир». Через художественную литературу у дошкольников формируется осознанное восприятие окружающей действительности, правильное отношение к объектам природы: сопереживание, сочувствие, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде. Развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые направлены как целевые ориентиры в ФГОС. Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств, способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование природоведческих знаний. Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает приобщение ребенка к основам художественной литературы. Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего. Интенсивное развитие речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план. Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией. Элементы образного мышления проявляются у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения. Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как ребята способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в до-ступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша. При таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слушая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение. Литература расширяет представления детей о животном мире. Поэтическое слово помогает, например, уточнить знания о их жизни, пользе , которую они приносят, и о заботливом отношении к ним человека:
Ты коровушка ступай,
В чисто поле погуляй.
А вернешься вечерком
Нас напоишь молочком
Художественные произведения воспитывают добрые чувства. После ознакомления с произведением о животных и растениях малыши начинают сознательнее и сочувственнее относится ко всему живому. Произведения художественной литературы знакомят ребенка с социальными нормами поведения. Через литературу расширяется представления детей о родной природе, временах года, состояниях погоды (З.Александрова «Весна», О. Высоцкая «Зима», А. Барто «Снег», «Солнышко», Е. Благинина «Дождик» и др.) Из сказок, песенок, рассказов дети уже хорошо знают и диких животных (лису, зайца, волка, медведя). Они наделяют их определенными чертами (лиса-хитрая, волк-глупый и злой, заяц- трусишка и т.д.) В этот период формируются у детей представление о диких животных и их повадках. С помощью художественной литературы расширяется кругозор детей к восприятию более сложных произведений, и дети побуждаются более пытливо вглядываться в окружающий мир, сравнивать, обобщать свои впечатления. На занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.