РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Лариса Анатольевна Шумская
преподаватель экономических дисциплин
ГПОУ Донецкий электрометаллургический техникум
Аннотация. Статья раскрывает одну из актуальных проблем профессионального образования – формирование познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин в техникуме. В статье говорится о использовании автором различных форм, методов, средств и приёмов, направленных на становление познавательной культуры и образованности обучающихся. Под влиянием интереса будущие специалисты - экономисты стремятся углубить знания и активно их применять в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: познавательный интерес, рефлексия, критическое мышление, технология развития критического мышления на занятиях экономических дисциплин.
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
Э. Золя.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Б. Шоу.
В настоящее время, цивилизованное человечество, оценивая итоги своего прошлого и перспективы на будущее, определяет развитие образования и науки как одно из самых значимых достижений современности. Сейчас полным ходом идет становление системы профессионального образования, и этот процесс сопровождается существенными изменениями не только в профессиональном обучении, но и педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Это связано с тем, что на смену традиционным способам передачи информации используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). ИКТ предполагают в учебном процессе:
- создавать электронные базы рабочих программ, учебников и конспектов учебников;
- использовать компьютерные презентации;
- проводить вебинары и семинары, онлайн-конференции;
- организовывать проектную деятельность;
- использовать дистанционное обучение;
-проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
- использовать интерактивную доску;
- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
- применять различные компьютерные программы, такие как «Парус», 1С:Бухгалтерия 8.2 и т.д.;
- организовывать самостоятельную и учебно-познавательную деятельность и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения:
- применение информационных технологий делают занятия более наглядными и интересными;
- позволяют довести до студента огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах; сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения "включает" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную;
- способствуют более рациональной организации познавательной деятельности студента, что ведет к экономии времени занятия;
- использование информационных технологий на занятиях экономических дисциплин способствует повышению успешности обучения за счет новизны деятельности;
- значительно повышается мотивация студента;
- компьютер позволяет изучать процессы и явления на микро и макро уровнях, внутри сложных экономических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
- появляется возможность представить для изучения различные экономические процессы, которые происходят на уровне республики или предприятия.
Требования рынка труда ставит перед преподавателем одну из основных задач – это подготовка будущих специалистов, которые будут ориентироваться на постоянно меняющуюся внешнюю среду в своей профессиональной деятельности и при необходимости приобретать самостоятельно недостающие знания для решения различных профессиональных проблем. Эта задача может быть решена, если студент овладеет критическим мышлением, т.е. сможет видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко будет осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); научиться быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Знать и уметь все практически не возможно, т.к. постоянно растет поток новой многопрофильной информации. Поэтому, для достижения определенной четко поставленной цели необходимо научиться приобретать смежные знания, искать и находить решение.
Одним из главных качеств личности студента становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи преподавателя. В связи с этим он должен быть не только источником информации, дающим знания, но и организатором самостоятельной работы студента, побуждающим к творческому поиску. Необходимо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности преподавателя и студента.
Одним из самых мощных факторов обучения является интерес студента к обучению. Поэтому проблема первостепенной важности, стоящая перед преподавателем - это вызвать интерес к своим дисциплинам студентов, т.е. заинтересовать их для изучения экономических дисциплин.
От методических приемов, которые выбирает преподаватель на своих занятиях, а также от качества подготовки к нему практически целиком зависит успех занятия. Из передового и своего опыта хотелось бы отметить, что кроме этих составляющих успеха занятия, немало важным являются:
- эмоциональность изложения и объяснения материала на занятиях;
- уровень общения преподавателя со студентом;
- взаимодействие студентов между собой;
- характер деятельности;
- интерес к теме занятия.
В современных условиях преподавателю приходится применять в своей профессиональной деятельности инновационные технологии, которые бы активизировали умственную деятельность студентов, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Использование технологии развития критического мышления на занятиях экономических дисциплин помогает решить эту сложную задачу.
Итак, критическое мышление представляет собой тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление выступает необходимым условием свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Таким образом, критическое мышление, по своей сути не что иное, как, синоним качественного мышления. Это понятие, под которым с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли и технологические приемы [1].
Целью данной технологии выступает развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебном процессе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие студентов, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Основу «технологии критического мышления» составляет модель трех стадий организации учебного процесса: «вызов – реализация – рефлексия». Рассмотрим эти стадии более подробно.
На стадии вызова из памяти студента актуализируются знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать преподаватель демонстрацией неожиданных свойств предмета, умело заданным вопросом, рассказом об увиденном, созданием проблемной ситуации и т.д. В копилке каждого преподавателя имеется собственные методы и способы, предназначенные для мотивации студентов к работе и включению их в активную деятельность.
Например, для определения, о чем пойдет речь на занятии можно загадать следующие загадки:
Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! (Бухгалтер)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ... (кассир)
А затем предложить студентам дома придумать свою загадку по теме занятия.
Прием «Дискуссия». Дискуссия происходит от латинского – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Студентам предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
1) уважение к различным точкам зрения ее участников;
2) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Дискуссия может использоваться на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельного мышления. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо обучающиеся понимают обсуждаемые вопросы и не требует более формальных методов оценки.
На стадии реализации студенты вступают в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Студенты получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учиться формировать вопросы о природе изучаемого объекта, учиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Примером стадии «реализации» может являться прием «Перепутанные логические цепочки». Студентам предлагается набор факторов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; обучающиеся расставляют события в нужном порядке.
Например, заполните таблицу, указав в соответствующем столбце номер потребности:
1) чистка зубов;
2) осветление улиц;
3) чтение книг;
4) пограничные войска;
5) белье;
6) железнодорожный вагон;
7) стрижка;
8) балетное представление;
9) работа троллейбуса;
10) консультация врача.
Коллективные потребности |
Индивидуальные потребности |
|
|
Этап рефлексия характеризуется тем, что студенты закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
Чаще всего на этой стадии применяется прием «гроздь винограда».
Данный прием применяется на стадии вызова или рефлексии. Цель данного приема – информация, которая касается понятия (темы и т.д.) систематизируется в виде кластера (гроздь) [2].
Последовательность действий при построении кластера проста и логична
(рис.1):
1. Посередине чистого листа или классной доски необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
![]() |
![]() |
Рис.1- Кластер «гроздь винограда»
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из ключевого понятия в свою очередь тоже появляются ключевые понятия, таким образом, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Специалисты, работающие с кластерами, советуют в работе соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы (рис.2).
Рис.2 - Кластер «Объекты бухгалтерского учета»
Кроме перечисленных выше методов на занятиях предлагается разгадывание кроссвордов, ребусов, расшифровка и зашифровка слов, а также их создание (рис.3, 4).
Рис.3 – Пример ребусов по экономическим дисциплинам
Рис. 4 - Пример кроссворда по бухгалтерскому учету
Универсальной технологии развития критического мышления, к сожалению, пока нет, но существуют приемы для его развития: метод поиска альтернатив и аналогий, угадывание, мозговой штурм, применение загадок, кроссвордов, ребусов, поиск взаимосвязей всегда и во всем и т.д. Для развития критического мышления надо научиться думать, рисовать, изобретать, сочинять, открывать, экспериментировать и т.д. Главное - это стимулировать свой мозг к работе, придумывая ему всё новые и новые задачи, не подавлять инициативность и не бояться фантазировать, расширять свой кругозор.
Таким образом, использование технологии развития критического мышления на занятия экономических дисциплин формирует у студентов навыки работы с информацией, позволяет аргументировано высказать свою точку зрения, развивает креативность, что сейчас необходимо для будущего специалиста.
Список литературы
1. Текст как образовательный ресурс – URL: http://contest.schoolnano.ru/source_of_info/ (дата обращения 05.11.2015)
2. Методы и приемы технологии критического мышления – URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii (дата обращения 05.11.2015)
3. Гин А. А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. – М: Вита-Пресс. – 2013. – 112 с.
4. Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации: Cборник научно-методических материалов Образовательного форума «Education, forward!». - Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 24-30 июня 2013.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью преподавателя экономических дисциплин ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума Шумской Ларисы Анатольевны
на тему «Развитие познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин»
Статья Шумской Л.А. посвящена актуальной проблеме современного исследованию педагогических возможностей развития познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин. Особую значимость работе придает тот факт, что в статье уделяется большое внимание развитию познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся.
Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как современный образовательный процесс должен строиться на основе применения эффективных инноваций, внедрение которых ложиться на творчество педагога. Компетентность современного педагога в умении привлечь внимание к своей дисциплине и стимулировать саморазвитие студента, раскрыты в статье. Немаловажным является тот факт, что само содержание современных методик выполняют двойственную педагогическую задачу: развивать интеллект и развивать познавательный интерес на занятиях экономических дисциплин.
Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.
Статья Л.А. Шумской «Развитие познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин» имеет практическую значимость, может быть полезна педагогам, занимающимся вопросами развития познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин к в СПО, соответствует всем предъявленным требованиям.
Рецензент:
кандидат экономических наук
специалист высшей категории,
преподаватель-методист,
ПЦК бухгалтерского учета ГПОУ ДППК ______________ М.В. Третьяк
РЕЦЕНЗИЯ
на статью преподавателя экономических дисциплин ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума Шумской Ларисы Анатольевны
на тему «Развитие познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин»
Статья Шумской Л.А. посвящена актуальной проблеме современного исследованию педагогических возможностей развития познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин. Особую значимость работе придает тот факт, что в статье уделяется большое внимание развитию познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся.
Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как современный образовательный процесс должен строиться на основе применения эффективных инноваций, внедрение которых ложиться на творчество педагога. Компетентность современного педагога в умении привлечь внимание к своей дисциплине и стимулировать саморазвитие студента, раскрыты в статье. Немаловажным является тот факт, что само содержание современных методик выполняют двойственную педагогическую задачу: развивать интеллект и развивать познавательный интерес на занятиях экономических дисциплин.
Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.
Статья Л.А. Шумской «Развитие познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин» имеет практическую значимость, может быть полезна педагогам, занимающимся вопросами развития познавательного интереса на занятиях экономических дисциплин к в СПО, соответствует всем предъявленным требованиям.
Рецензент:
методист ГПОУ ДЭМТ,
специалист высшей категории,
преподаватель-методист ______________ Е.Д. Вишнивецкая
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.