Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.7
docx
12.02.2020
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы.docx

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Современное образование в Казахстане представляет собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Учитель использует новые технологии, необходимые для мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся. В этом направлении наиболее эффективными на уроках русского языка и литературы являются технологии с различными методами интерактивного обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.[3]. Он координирует работу учащихся, создает условия и возможности для самостоятельной, парной, групповой работы.

На уроках, прежде всего, стараюсь создать условия для того, чтобы учить ребят не только самим добывать знания, но и закреплять полученные знания, обучая других. По словам К.Д. Ушинского, «мысль никогда не уляжется в голове ученика так прочно и не станет такой его полной собственностью, как тогда, когда он сам ее выразит».

            На первом уроке, учитывая, что наша школа новая и дети пришли из разных школ, я отвела часть времени на знакомство, используя следущие методы:

1.Знакомство в парах.

При изучении раздела «Лексика и фразеология» можно предложить учащимся подобрать к прилагательным синонимы и антонимы: лёгкая ноша- лёгкая задача, глухой голос-глухой переулок. Продолжи пословицу или подбери к прилагательным как можно больше существительных. При изучении раздела «Морфемика» можно провести игру «Кто больше?» подбирая слова по определённо заданному составу. Или же, каждой паре дается две карточки с одним и тем же текстом, но в нем пропущены  разные орфограммы и пунктограммы. Сначала каждый ученик самостоятельно выполнят задание по своей карточке, затем обучающиеся  обмениваются карточками  и проверяют  тексты так, чтобы не осталось ошибок. Работа в парах эффективна при организации взаимопроверки, при работе над усвоением терминов, отработке орфограмм, при различных видах работы с текстом, составлении плана, решении проблемных задач и т.д. Стеснительные, неуверенные в себе учащиеся, которые часто не решаются высказать свое мнение вслух при всей группе, раскрываются, работая в парах, становятся активнее и увереннее.

2.Создание акростиха. Каждый ученик пишет на листочке по вертикали своё имя. Затем рядом с каждой буквой записывает слово, с которым ассоциирует буквенные знаки своего имени. Например,

А – арбуз                   М - мяч

Н – нос                      А - апельсин

С – солнце                 К - конфета

А – автобус               П - платок

Р – руль                    А - астра

                                  Л - лебедь

При составлении акростиха, каждый ученик самостоятельно, по-своему раскрывает свое имя. Психологами установлено, что образное восприятие имени зачастую характеризует его носителя, его отношение к жизни. Акростихи читаются без всякого обсуждения.

В групповых видах работ использую такие приемы технологии развития критического мышления как мозговой штурм, инсерт, Синквейн.

Примеры синквейнов, написанные на уроках русского языка и литературы в 5 классе:

Дедушка Мазай                                       Снежная королева

Старый, добрый.                                    Холодная, ледяная.

Жалеет, помогает, перевозит.                Колдует, замораживает,леденит.

Человек с большим сердцем.                Хозяйка ледяного замка.

Пожилой человек.                                  Царица вьюг.

Весна.

Теплая, шумная.

Наступила, зазвенела, согрела.

Пришел праздник Наурыз.

Подснежники.

Метод «Инсерт» изначально, как предлагают методисты, применяла этот метод по простой таблице. Например, «Знаки препинания при обращениях».

V

(Знаю)

(Не знаю)

+

(Интересно)

Называет имя того, к кому обращается

Местоимения не выделяются

Местоимение и существительное рядом выделяются?

Выделяется на письме запятыми (в начале, в конце, в середине предложения)

Можно использовать восклицательный знак

Можно поставить другие знаки препинания?

Не являются членами предложения

В одном предложении может быть несколько обращений

Можно использовать нарицательные существительные?

В 7 классе использую более полную таблицу. Например, по тексту  «Времена года в творчестве Абая», стадия реализации смысла. Задание: прочтите стихотворения, делая пометки карандашом.

V

(Уже знал)

(Узнал новое)

+

(интересно)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

 

 

 

 

 

«Мозговой штурм» можно применять при изучении лирических произведений. Например, в 7 классе учитель пишет на доске начальные строки стихотворения И.А.Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный...

Учащиеся, не глядя в текст, дают свои различные варианты стихотворения. Лучшие идеи поощряются, затем дети знакомятся с произведением.

Активное участие на уроке принимают ученики при применении приема «Займи позицию». Например, по теме «Правописание частицы не и приставки  недо-», дается задание: Определите лексическое значение и заполните таблицу.

Действие закончено

Действие имеет качественную оценку

 

 

         Ты снова что-то (не) договариваешь. Он (не) договорил до конца. Он (не) досчитал до ста. Чего-то снова (не) досчитались.

Вывешиваются надписи «да» и «нет». Ученик, который согласен с утверждением, занимает позицию «да», а не согласившийся – противоположную. Каждый должен аргументированно отстоять свою позицию, при этом, если доводы противоположной стороны убедили, каждый может изменить свою позицию.

Приём «Телеграмма» - актуализация субъективного опыта. Например, изучении художественного произведения ученик очень кратко пишет самое важное, что уяснил с урока. В телеграмме должен написать пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Использование интерактивных  форм  в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять вид их деятельности и просто делает учебную работу интересной, нетрадиционной. При этом, инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ученику урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

 

Литература

1. Брагина М.А., Синячкин В.П. «Русский язык» базовый курс; Москва,  2017;

2. Батырханова З. А. Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы. Проблемы и перспективы развития образования. г. Краснодар, 2016;

3. Белькова А. Е., Лесниченко Л. П. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников. 2015;

4.Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В.  Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Чебоксары, 2006.
5. Казыгулова А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы .,2016;

6.http://naukarus.com/parnaya-i-gruppovaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Л - лебедь При составлении акростиха, каждый ученик самостоятельно, по-своему раскрывает свое имя

Л - лебедь При составлении акростиха, каждый ученик самостоятельно, по-своему раскрывает свое имя

Активное участие на уроке принимают ученики при применении приема «Займи позицию»

Активное участие на уроке принимают ученики при применении приема «Займи позицию»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020