Развитие познавательной сферы подростков
Выполнила: Молчанова А.С.
Проверила: Будаева Э.В.
Улан-Удэ
2023
Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»
Имени Доржи Банзарова
.
Психологическая характеристика подросткового возраста
Для подросткового возраста характерны следующие особенности:
происходит физиологическая перестройка организма и, как следствие этого, психологическая адаптация подростка к своему новому телу
активизируется развитие интеллектуальных способностей
появляется зрелое отношение к людям противоположного пола
зарождается чувство социальной ответственности за свое поведение; происходит принятие или отторжение морально-этических ценностей существующего общества;
ПУБЕРТАТНЫЙ
ПЕРИОД
Общая характеристика познавательных процессов.
Степени познания
Интеллектуальное развитие подростка
Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
Основной особенностью данного возраста является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка.
Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.
Интеллектуальное развитие подростка
Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
Существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии»
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.
В подростковом возрасте активное развитие получает
чтение, монологическая и письменная речь.
Чтение развивается в направление от умение читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть.
Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельному сочинения на заданную или произвольную тему
Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
- Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.
- В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности.
Заключение
Познавательные процессы – это внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь;
Подростковый возраст – это период развития человека от 10 -17 лет.
Изменения, происходящие в этом возрасте, охватывают физиологические, психологические и социальные характеристики;
Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны – количественную и качественную;
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте достигает высокого уровня. Отсюда дальнейшее развитие всех познавательных процессов;
Развить интерес к творчеству у подростка можно только с учетом его индивидуальных особенностей. Необходим индивидуальный подход к ребенку.
1. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память СПб.: Питер, 1999
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. - 432с.
3. Немов Р.С. Психология - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. 2003. - Кн.1. Общие основы психологии
4. Реано А.А. Психология подростка. М., 2003.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2002. - 427стр.
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.