Подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
"Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь".
Психологическая характеристика подросткового возраста
Для подросткового возраста характерны следующие особенности:
- половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
- изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
- смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
- открытие и утверждение своего "Я", поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
- познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку сформировать свое представление об окружающем его мире;
- появление «чувства взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
происходит физиологическая перестройка организма и, как следствие этого, психологическая адаптация подростка к своему новому телу
активизируется развитие интеллектуальных способностей
появляется зрелое отношение к людям противоположного пола
зарождается чувство социальной ответственности за свое поведение; происходит принятие или отторжение морально-этических ценностей существующего общества;
ПУБЕРТАТНЫЙ
ПЕРИОД
Общая характеристика познавательных процессов.
Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку предварительно определять цели, планы, содержание и результаты деятельности, которую он должен выполнить, предусматривать ее ход и последствия, руководить ею.
Познавательная (когнитивная сфера) помогает человеку в построении модели мира. В реальном познании все когнитивные процессы объединены, взаимообусловлены, действуют как части механизма, который обеспечивает адаптацию человека к изменениям в окружающей среде.
Степени познания
Выделяют две основных степени познания:
1. Чувственное отражение (ощущения, восприятие, представления), присуще как человеку, так и животным. Но если у человека это начальная форма ориентирования, то у животных – высшая форма.
2. Абстрактно-теоретическое отражение (абстрактное мышление и воображение), присуще только человеку.
Интеллектуальное развитие подростка
Мыслительная деятельность в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
Основной особенностью данного возраста является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Память, ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка.
Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.
Интеллектуальное развитие подростка
Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
Существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии»
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.
В подростковом возрасте активное развитие получает
чтение, монологическая и письменная речь.
Чтение развивается в направление от умение читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть.
Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельному сочинения на заданную или произвольную тему
Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
- Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.
- В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности.
Заключение
Познавательные процессы – это внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь;
Подростковый возраст – это период развития человека от 10 -17 лет.
Изменения, происходящие в этом возрасте, охватывают физиологические, психологические и социальные характеристики;
Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны – количественную и качественную;
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте достигает высокого уровня. Отсюда дальнейшее развитие всех познавательных процессов;
Развить интерес к творчеству у подростка можно только с учетом его индивидуальных особенностей. Необходим индивидуальный подход к ребенку.
1. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память СПб.: Питер, 1999
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. - 432с.
3. Немов Р.С. Психология - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. 2003. - Кн.1. Общие основы психологии
4. Реано А.А. Психология подростка. М., 2003.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2002. - 427стр.
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.