Развитие познавательных интересов у младших школьников с задержкой психического развития

  • pptx
  • 18.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.pptx

Выполнила:
учитель начальных классов
Дергидёва Н.Д.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста.

Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями.

Они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка.
Интерес отвечает за личностный способ включения ребенка в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Обуславливает такой характер отражение объективной действительности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.

Интересы имеют универсальное значение в детской жизни.

Познавательный интерес является одной из важнейших черт личности учащегося, получает свое развитие в учебно-познавательной деятельности и обуславливает эффективность процесса учения.

Структура познавательного интереса включает следующие компоненты:
мотивацию на содержание познавательной задачи;
мотивацию на способы поисковых действий;
мотивацию на позитивный результат, самоконтроль и самооценку действий.

 степени сосредоточенности в процессе познавательной деятельности;
поведении при затруднениях;
стремлении к выполнению задания в соответствии с его содержанием и готовность к самоконтролю;
оценочном отношении к полученному результату.

Особенности познавательных интересов у детей с ЗПР выражаются в следующем:

У детей с ЗПР наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях процесса учения.
Возникают трудности при решении задачи, поскольку не анализируются условия в целом, не намечаются в умственном плане возможные ходы решения, полученные результаты не подвергаются контролю, а допущенные ошибки не исправляются.
Не осуществляется самоконтроль и после получения результата.
При требовании произвести проверку дети с ЗПР выполняют определенные внешние действия, не соотнося результат и способы его получения с требованиями и данными предъявленной задачи.

Для развития учебно – познавательного интереса существует множество различных методов и приёмов.

Занимательный материал (загадки, игры, ребусы, кроссворды, филворды). Помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому;

познавательные вопросы и задания. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющиеся у него запас знаний, на сколько свободно он владеет фактами, умеет ли он думать.

«Перевёртыш»;
«Лови ошибку»;
«Осколки»;
«Случайность»;
«Творчество на будущее»;
«Вопрос к тексту»;
фактологический диктант;
исследовательский метод:
Метод проектов.

Привлечение обучающихся к целям и задачам урока;
Возбуждение интереса к содержанию материала;
Включение обучающихся в интересную для них форму работы.

Аспекты методики познавательного интереса:

Формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
Повышается активность обучающихся, растёт интерес к изучению предмета;
У детей формируются ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационная, коммуникативная компетентности.

Реализация описанных приёмов и принципов работы приводит к следующим результатам:

Спасибо за внимание!