I.ВВЕДЕНИЕ
1.Актуальность проблемы исследования.
Вопросам развития познавательных способностей дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, развитие познавательных способностей старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы развития познавательных способностей дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных способностей в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. Основы развития познавательных способностей необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.
Развитие
активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это
требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательных
способностей у дошкольников и самостоятельности – задача, которую призваны
решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. 
Сегодня, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты,
когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,
внедрение ИКТ является одним из условий эффективной
компетентностно-ориентированной модели образования. 
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а
информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.
Поэтому развивать информационную культуру необходимо с дошкольного возраста,
ведь дошкольный возраст – это фундамент образования. Передо
мной, как воспитателем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они
могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны
обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь
результата в выполнении этой задачи я пытаюсь в условиях реализации
инновационного подхода в обучении, через использование информационно –
коммуникационных технологий. Изучив научную и методическую литературу,   выяснили,
что отечественные и зарубежные исследования
использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно
доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий,
но и особую их роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка
(исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).                                                         Анализируя
изученную литературу,  выделили  возможности ИКТ:
1) Применение ИКТ в НОД усиливает положительную мотивацию обучения,
активизирует познавательную деятельность учащихся. 
2) Использование ИКТ позволяет проводить НОД на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества
дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень
дифференциации обучения (почти индивидуализация). 
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки
подлинно исследовательской деятельности. 
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, мы предположили, что использование ИКТ в процессе образовательной деятельности и других форм работы с детьми будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить достоверность данной гипотезы, провели педагогическое исследование.
II. Основная часть.
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей детей.
Предмет исследования: ИКТ, как средство развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создать условия для внедрения в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий, способствующих формированию познавательного мотива детей старшего дошкольного возраста, развитию их познавательных способностей.
Задачи: 1. Повысить познавательную активность, интерес детей к информационным технологиям.
2. Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа детей.
3. Создать условия для развития самостоятельной деятельности детей в процессе использования ИКТ.
4. Создать условия для интеллектуального развития детей.
Ожидаемый результат: системная работа по данному направлению позволит: - развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать; - развить творческие способности детей; - развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру; - раскрыть интересы и увлечения детей; - развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли; - развить интегративные качества личности. Работа проводилась в несколько этапов: I этап: Диагностический. II этап: Практический. III этап: Обобщающий. I этап. 1. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н . Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Познание», проведя наблюдения за детьми , мы пришли к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
· систематизации и обобщении предметов и явлений;
· анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
· многие дети не имеют стремления, потребности заниматься познавательной деятельностью;
· видении главного, выделении основного содержания явлений и предметов. На основе выше указанных затруднений, разработали критерии диагностирования «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №2).
Диагностику уровня развития познавательных способностей мы проводили в начале учебного года в двух группах детей старшего дошкольного возраста — в группе «Солнышко» и группе «Гномики». Сравнивая результаты, сделали вывод: развитие познавательных способностей детей обеих групп примерно на одном уровне, можно отметить что 20% детей на начало учебного года оказалось с низким уровнем развития познавательных способностей. В соответствии с полученными результатами, для системного, поэтапного внедрению ИКТ, мы разработали перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №3). План разработан в соответствии с комплексно – тематическим планированием. Тематика игр и презентаций подобраны по темам, которые мы реализуем в течении учебного года. II этап: Практический.
1. Для создания условий внедрения ИКТ нами создана предметно – развивающая среда - оформлен в группе центр познавательного развития. В распоряжении группы имеется телевизионный экран, при помощи которого регулярно подается материал: иллюстрации, загадки, ребусы, мультипликационные задания, фрагменты из мультфильмов. Всё это дает возможность более интересно раскрыть тему НОД, представить более яркий, красочный и разнообразный материал, побудить детей к эксперименту, сформировать устойчивый интерес к процессу обучения. В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например: Моя родина – Россия; Объекты природы; Скажи наоборот; Лошади; Снег и лед; Осень; Домашние животные; Дикие животные; Сказка о подсолнухе; Как мы проводим опыты. Создана медиатека. Презентации находятся в свободном доступе для детей;
2. В подготовке к НОД, при поиске материала регулярно используем ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы других воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы. При помощи программы PowerPoint создаем игровые средства, презентации. На фестивале успеха в детском саду ребята представляли презентацию «Как мы проводим опыты», созданную самостоятельно.
3.   
Основные
фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания
"Новый диск", "Медиа Хауз", а также Alisa Studio и фирма
1С. 
4. Использование ИКТ в нашей группе в основном заключается в следующем: - применении готовых мультимедийных презентаций в качестве иллюстрационного и информационного материала в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», « Безопасность», «Физическая культура». - - в подборе иллюстративного материала для оформления групп, родительского уголка, создание и оформление буклетов, брошюр, подбор материала для родителей по разным темам (компьютер, Интернет);
- создании стенгазет к праздникам; - использовании книг, методических пособий, журналов в электронном варианте; Области применения ИКТ: Использование глобальной сети интернет: во – первых, это дополнительная информация; во – вторых, это разнообразный иллюстративный материал, анимации, видеоматериалы; в – третьих, это информационные сетевые электронные ресурсы. Использование мультимедийных презентаций: Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование развивающих компьютерных программ и игр: Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
В свободной детской деятельности используем различные игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать", "Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей"; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится читать", "Букварь"; игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского". Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы", "Маленький искатель". Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать", "Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир информатики", на развитие внимания и мышления: «Один - много», «Четвертый лишний».
Наблюдая за деятельностью детей, отметили, что использование современных информационно-коммуникативных технологий мотивирует детей к действию, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника. Новизна нашего опыта в использовании ИКТ заключается в том, что мы формируем навык старших дошкольников создавать и демонстрировать презентационный материал. III .Обобщающий. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста », которую мы провели в конце I полугодия показала, что уровень развития познавательных способностей детей группы «Солнышко», которые участвовали в реализации плана «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ» оказался значительно выше, чем в группе «Гномики». Таким образом, мы выявили, что уровень развития познавательных способностей детей повысился благодаря использованию ИКТ в разных видах деятельности детей. Это говорит о том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ достаточно эффективен. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно -образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме. В конечном итоге гипотеза нашего исследования подтверждена. Перспективы на будущее:
В дальнейшем, работая над выше изложенной темой, мы планируем пересмотреть план «» и доработать его согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Будем продолжать активно использовать информационно-коммуникативные технологии в развитии познавательных способностей дошкольников.
Планируем создать картотеку презентаций сделанных детьми к тематическим неделям. Считаем данный опыт работы полезным для использования в работе с детьми, поэтому с удовольствием поделимся им через методические объединения и СМИ.
Приложение№2. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Солнышко».
| 
 № п/п  | 
 ФИ ребенка  | 
 Связная речь и логическое мышление  | 
 Обобщение предметов и явлений  | 
 Воображение  | 
 Видеть главное и выделять основное содержание явлений  | 
 Успешность усвоения материала  | 
  | 
||||||||
| 
 1  | 
 Ананьев К.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 Астафьев И.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 3  | 
 Алеев Т.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 4  | 
 Ахтямова Ю.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 5  | 
 Банников С.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 6  | 
 Вяткин К.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 7  | 
 Вяткина С.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 8  | 
 Военмастер В.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 9  | 
 Вишняков Д.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 10  | 
 Дубок Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 11  | 
 Дубок М.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 12  | 
 Ерофеева В.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 13  | 
 Кузнецова Н.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 14  | 
 Кремзаль В.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 15  | 
 Казаков А.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 16  | 
 Коротаев А.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 17  | 
 Малинин Н.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С с  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 18  | 
 Малинина М.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 19  | 
 Неделько К.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 20  | 
 Обметкина С.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 21  | 
 Осипов Н.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 22  | 
 Оленьков А.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 23  | 
 Плотников А.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 24  | 
 Русакова Д.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 25  | 
 Ракитина П.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 26  | 
 Смирнов И.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 27  | 
 Штефан М.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 28  | 
 Шантурова Ю.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 29  | 
 Шалыгин Ю.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 30  | 
 Бурякова Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 31  | 
 Москвина В.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 32  | 
 Мацюк Ж.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
||||
| 
 33  | 
 Блинова С.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 В  | 
||||
  | 
 
  | 
  | 
|||||||||||||
| 
 Приложение№1. Анкета для родителей. Уважаемые родители, Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. 1. Какую роль отводите развитию познавательных способностей ребенка? 2. Считаете ли, что компьютер способствует развитию познавательных способностей детей? 3. В какие игры дома ребенок играет на компьютере больше всего (познавательные, развлекательные)?  | 
  | 
||||||||||||||
Приложение №3.
Перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ».
| 
 Месяц/виды мероприятий  | 
 Тема  | 
 Игра на развитие внимания  | 
 Игра на логику  | 
 Игра на воображение  | 
 Компьютерные презентации, видеоальбомы.  | 
|
| 
 Сентябрь  | 
 1- я нед. 2–я нед.  | 
 диагностика  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 Акция «Подари цветок»  | 
| 
 3- я неделя.  | 
 1.Ранняя осень. Труд людей в природе.  | 
 «Что изменилось»  | 
 «Посади овощи»  | 
 «Дорисуй фигуру»  | 
 Презентация «Овощи и фрукты как косметика» Акция «Поможем природе»  | 
|
| 
 4- я неделя.  | 
 2.Труд людей в саду.  | 
 «Найди все фрукты»  | 
 «Кто чем любит заниматься»  | 
 «Собери фрукты»  | 
 «Фрукты как их можно есть?»  | 
|
| 
 Октябрь  | 
 1- я неделя.  | 
 3.Золотая осень.  | 
 «Осенние листья» «Вопрошай-ка»  | 
 «Сравни картинки»  | 
 «Сложи узор»  | 
 «Почему осенью листья желтеют?»  | 
| 
 2- я неделя.  | 
 4. Лес. Деревья.  | 
 «Найди, раскрась и сосчитай»  | 
 «Для чего нужен этот предмет»  | 
 «Нарисуй картинку палочками»  | 
 «Посадим дерево» Эксперимент «Как листья становятся питанием для растений»  | 
|
| 
 3- я неделя  | 
 5. Лес. Грибы.  | 
 «Какой грибок сорвал?»  | 
 «Быстрее соедини»  | 
 «Незаконченный рассказ» Придумай загадку.  | 
 «Где растут грибы?» Эксперимент «Заплесневелый хлеб»  | 
|
| 
 4- я неделя  | 
 6. Одежда обувь, головные уборы.  | 
 «Что изменилось?»  | 
 «Сложи картинку»  | 
 «Дорисуй фигуру»  | 
 «Мир тканей»  | 
|
| 
 Ноябрь  | 
 1- я неделя 
  | 
 7. Посуда  | 
 «Что лежало на столе?»  | 
 «Найди пару»  | 
 «Испеки пирог»  | 
 «Колющие и режущие предметы из разных материалов»  | 
| 
 2- я неделя  | 
 8. Продукты питания.  | 
 «Приготовь салат и суп»  | 
 «Назови, одним словом»  | 
 «Угощенье на дне рожденья» Придумай загадку. 
  | 
 «Сыпучие продукты»  | 
|
| 
 3- я неделя 
  | 
 9. Поздняя осень.  | 
 «Найди картинку» «Вопрошайка»  | 
 «Домики»  | 
 «Сложи узор»  | 
 «Могут ли животные жить в земле?»  | 
|
| 
 4- я неделя  | 
 10. Дикие птицы.  | 
 «Кто сидел на ветке?»  | 
 «Танграм»  | 
 «Незаконченный рассказ»  | 
 «Как легче плавать?»  | 
|
| 
 Декабрь  | 
 1- я неделя  | 
 11. Домашние птицы.  | 
 «Кто гуляет по двору?»  | 
 «Кто чей?»  | 
 «Петушок»  | 
 Пр. «Любимый питомец»  | 
| 
 2- я неделя  | 
 12. Домашние животные.  | 
 «Ключи»  | 
 «Сложи узор»  | 
 «Испеки пирог» Придумай загадку. 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 3- я неделя  | 
 13. Сказки. Сказочные герои.  | 
 «Репка»  | 
 «Найди девятый»  | 
 «Три медведя»  | 
 Презентация «Мой любимый герой»  | 
|
| 
 4- я неделя  | 
 Новогодний праздник.  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 Видеоальбом «Елочка зеленая иголочка»  | 
|
| 
 Январь  | 
 1-2- я неделя  | 
 Новогодние каникулы  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3- я неделя  | 
 14. Звери зимой.  | 
 «Запомни животных»  | 
 «Сложи узор»  | 
 «Неоконченный рассказ»  | 
 «Три состояния воды»  | 
|
| 
 4- я неделя 
  | 
 15. Животные южных и северных стран.  | 
 «Запомни порядок»  | 
 «Кто где живет?»  | 
 «Волшебная мозаика»  | 
 Эксперимент "Поиск воздуха"  | 
|
| 
 Февраль  | 
 1- я неделя  | 
 16. Транспорт. Правила дорожного движения.  | 
 «Запомни транспорт» «Вопрошай-ка»  | 
 «Дорожки»  | 
 «Нарисуй машинки»  | 
 «Магнит рисует»  | 
| 
 2- я неделя  | 
 17. Машины-помощники.  | 
 «Запомни машину»  | 
 «Грузовик едет в гараж»  | 
 «Волшебные картинки»  | 
 Эксперимент «Реактивный шарик»  | 
|
| 
 3- я неделя  | 
 18. День защитника Отечества.  | 
 «Найди одинаковые машины»  | 
 «Разрезная картинка»  | 
 «Нарисуй палочками»  | 
 Пр. «Кто такой защитник?»  | 
|
| 
 4- я неделя  | 
 19. Профессии. Почта.  | 
 «Что где лежит?» «Вопрошай-ка»  | 
 «Подарок почтальону»  | 
 «Танграм»  | 
 
  | 
|
| 
 Март  | 
 1- я неделя  | 
 20. Я и моя семья.  | 
 «Сравни картинки»  | 
 «Кто чем занимается?»  | 
 «Неоконченный рассказ»  | 
 Видеоальбом «Моя семья».  | 
| 
 2- я неделя  | 
 21. Я и мой организм.  | 
 «Что сначала, что потом?»  | 
 «Какие предметы спрятаны в рисунке?»  | 
 «Дети на прогулке»  | 
 Пр. «Глаз» Эксперимент «Наши помощники глаза»  | 
|
| 
 3- я неделя  | 
 22.Инструменты. Бытовая техника.  | 
 «Сравни картинки»  | 
 «Кто чем работает?»  | 
 «Почини коврик»  | 
 Исследов. Р.«Почему лампочка светит?»  | 
|
| 
 4- я неделя  | 
 23. Дом. Мебель.  | 
 «Что находится в комнате?»  | 
 «Наведи порядок в шкафу»  | 
 «Дорисуй фигуру»  | 
 «Дерево: его качества и свойства»  | 
|
| 
 Апрель  | 
 1- я неделя  | 
 24. Весна. Весенние воды.  | 
 «Собери подснежники»  | 
 «Почини сапожки»  | 
 «Сложи кораблик из бумаги»  | 
 «Разноцветные сосульки»  | 
| 
 2- я неделя 
  | 
 25. Весна. Изменения в природе. Перелетные птицы.  | 
 «Кто сидел на ветке?»  | 
 «Сложи узор»  | 
 «Нарисуй домик палочками»  | 
 «Холодное и теплое помещение для растений»  | 
|
| 
 3- я неделя  | 
 26. Наш город. Моя улица.  | 
 «Разные дома»  | 
 «Как пройти в магазин игрушек?»  | 
 «Нарисуй игрушку»  | 
 Фотоальбом «Дом, в котором я живу» Фототека«Самый красивый участок»  | 
|
| 
 4- я неделя 
  | 
 27. Страна Россия. Столица – Москва.  | 
 «Дикторы»  | 
 «Как пройти в Кремль?»  | 
 Коллективная работа на тему «Москва»  | 
 Пр. «Москва – столица нашей Родины».  | 
|
| 
 Май  | 
 1- я неделя  | 
 28. День Победы.  | 
 «Запомни порядок»  | 
 «Почини снаряд»  | 
 «Салют»  | 
 Пр. «Герои ВОВ»  | 
| 
 2- я неделя.  | 
 Итоговая диагностика  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
Литература.
Нормативно-правовые условия
1. Приказ Министерства образования науки РФ № 665 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Информационные условия
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 212 с.
2. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Вместе с детьми) .
3. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М. : ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003.
5. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.
6. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию: проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003.– № 3. – С. 20-24.
7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. – М. : Знание, 1994. – 160 с.
8. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 – С. 12.
9. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, 2003.- 156 с.
10. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 2002. – С. 98.
11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996. – 285 с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : «Аркти», 2004. – 128 с.
13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
14. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, 2007. – 205 с.
Приложение№2. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Гномики».
| 
 № п/п  | 
 ФИ ребенка  | 
 Связная речь и логическое мышление  | 
 Обобщение предметов и явлений  | 
 Воображение  | 
 Видеть главное и выделять основное содержание явлений  | 
 Успешность усвоения материала  | 
  | 
||||||||
| 
 1  | 
 Аликина Л.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 Луговая А.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 3  | 
 Ташланов Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 4  | 
 Петров К.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 5  | 
 Белов Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 6  | 
 Бридер М.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 7  | 
 Волков Р.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 Н  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 8  | 
 Капустин Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 9  | 
 Гультяев Д.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 10  | 
 Сосновских В.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 11  | 
 Думенов В.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 12  | 
 Усачев М.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 13  | 
 Блинкова С.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 14  | 
 Засухин Е.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 15  | 
 Карасева К.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 16  | 
 Лесная А.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 17  | 
 Мозалевская Н.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С с  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 18  | 
 Козырь А.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 Н  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 19  | 
 Гудованная К.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 20  | 
 Ивелев Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 21  | 
 Бурых Д.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 22  | 
 Краева Н.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 Н  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 23  | 
 Симанова К.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 24  | 
 Семенова П.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 25  | 
 Мухина П.  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 26  | 
 Балукова К.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 27  | 
 Лемашев С.  | 
 С  | 
 В  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 28  | 
 Мартынов В.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 29  | 
 Чужих Я.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 30  | 
 Хромов А.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 Н  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 31  | 
 Беспалых С.  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 Н  | 
 С  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
  | 
 
  | 
  | 
|||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.