Развитие познавательных способностей дошкольников старшего возраста посредством ИКТ

  • Педсоветы
  • docx
  • 03.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование ИКТ.docx

I.ВВЕДЕНИЕ

1.Актуальность проблемы исследования.

Вопросам развития познавательных способностей дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, развитие познавательных  способностей старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.                                                                            Современные психологи изучали различные аспекты проблемы развития познавательных способностей дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных способностей в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.                Основы развития познавательных способностей необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательных способностей у дошкольников и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели образования.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с дошкольного возраста, ведь дошкольный возраст – это фундамент образования. Передо мной, как воспитателем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи я пытаюсь в условиях реализации инновационного подхода в обучении, через использование информационно – коммуникационных технологий. Изучив научную и методическую литературу,   выяснили, что отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую их роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).                                                         Анализируя изученную литературу,  выделили  возможности ИКТ:
1) Применение ИКТ в НОД усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить НОД на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Таким образом, мы предположили, что использование ИКТ в процессе образовательной деятельности и других форм работы с детьми будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить достоверность данной гипотезы,  провели педагогическое исследование.

II. Основная часть.

Объект исследования: процесс развития познавательных способностей детей.

Предмет исследования: ИКТ,  как средство развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия для внедрения в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий, способствующих формированию познавательного мотива детей старшего дошкольного возраста, развитию их познавательных способностей.

Задачи: 1. Повысить познавательную активность, интерес детей к информационным технологиям.

2. Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа детей.

3. Создать условия для развития самостоятельной деятельности детей в процессе использования ИКТ.

4. Создать условия для интеллектуального развития детей.

Ожидаемый результат: системная работа по данному направлению позволит:              - развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;                            - развить творческие способности детей;                                                                                                    - развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;                                  - раскрыть интересы и увлечения детей;                                                                                       - развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;                          - развить интегративные качества личности.                                                                          Работа проводилась в несколько этапов:                                                                                                     I этап: Диагностический.                                                                                                                                 II этап: Практический.                                                                                                                      III этап: Обобщающий.                                                                                                                                      I этап. 1. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н . Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Познание»,  проведя наблюдения за детьми , мы пришли к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:                                      

·         систематизации и обобщении предметов и явлений;

·         анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

·         многие дети не имеют стремления, потребности заниматься познавательной деятельностью;

·         видении главного, выделении основного содержания явлений и   предметов.                                                                                                                      На основе выше указанных затруднений, разработали критерии диагностирования «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №2).

Диагностику уровня развития познавательных способностей мы проводили в начале учебного года в двух группах детей старшего дошкольного возраста — в группе «Солнышко» и группе «Гномики». Сравнивая результаты, сделали вывод: развитие познавательных способностей детей обеих групп примерно на одном уровне, можно отметить что 20% детей на начало учебного года оказалось с низким уровнем развития познавательных способностей.                                                                                                   В соответствии с полученными результатами, для системного, поэтапного внедрению ИКТ, мы разработали перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №3). План разработан в соответствии с комплексно – тематическим планированием. Тематика игр и презентаций подобраны по темам, которые мы реализуем в течении учебного года.                                                                                                                                                          II этап: Практический.

1.    Для создания условий внедрения ИКТ нами создана предметно – развивающая среда - оформлен в группе центр познавательного развития. В распоряжении группы имеется телевизионный экран, при помощи которого регулярно подается материал: иллюстрации, загадки, ребусы, мультипликационные задания, фрагменты из мультфильмов. Всё это дает возможность более интересно раскрыть тему НОД, представить более яркий, красочный и разнообразный материал, побудить детей к эксперименту, сформировать устойчивый интерес к процессу обучения.  В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций,  например:  Моя родина – Россия; Объекты природы; Скажи наоборот; Лошади; Снег и лед; Осень; Домашние животные; Дикие животные; Сказка о подсолнухе; Как мы проводим опыты.  Создана медиатека. Презентации находятся в свободном доступе для детей;

2.    В подготовке к НОД, при поиске материала регулярно используем ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы других воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы. При помощи программы PowerPoint  создаем игровые средства, презентации. На фестивале успеха в детском саду ребята представляли презентацию «Как мы проводим опыты», созданную самостоятельно.

3.    Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа Хауз", а также Alisa Studio и фирма 1С. 

4.    Использование ИКТ в нашей группе в основном заключается в следующем: - применении готовых мультимедийных презентаций в качестве иллюстрационного и информационного материала в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», « Безопасность», «Физическая культура».                                                                                                                       - - в подборе иллюстративного материала для оформления групп, родительского уголка, создание и оформление буклетов, брошюр, подбор материала для родителей по разным темам (компьютер, Интернет);

- создании стенгазет к праздникам;                                                                                          - использовании книг, методических пособий, журналов в электронном варианте; Области применения ИКТ: Использование глобальной сети интернет: во – первых, это дополнительная информация; во – вторых, это разнообразный  иллюстративный материал, анимации, видеоматериалы; в – третьих, это  информационные сетевые электронные ресурсы. Использование мультимедийных презентаций: Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование развивающих компьютерных программ и игр: Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.

В свободной детской деятельности используем различные игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать", "Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей"; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится читать", "Букварь"; игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского". Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы", "Маленький искатель". Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать", "Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир информатики", на развитие внимания и мышления: «Один - много», «Четвертый лишний».

Наблюдая за деятельностью детей, отметили, что использование современных информационно-коммуникативных технологий мотивирует детей к действию, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника.                                        Новизна нашего опыта в использовании ИКТ заключается в том, что мы формируем навык старших дошкольников создавать и демонстрировать презентационный материал.                                                                                            III .Обобщающий. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста »,  которую мы провели в конце I полугодия показала, что уровень развития познавательных способностей детей группы «Солнышко», которые участвовали в реализации плана «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ» оказался значительно выше,  чем в группе «Гномики». Таким образом, мы выявили, что уровень развития познавательных способностей детей повысился благодаря использованию ИКТ в разных видах деятельности детей. Это говорит о том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ достаточно эффективен. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно -образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме. В конечном итоге гипотеза нашего исследования подтверждена.                                                                                            Перспективы на будущее:

В дальнейшем, работая над выше изложенной темой, мы планируем пересмотреть план «» и доработать его согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Будем продолжать активно использовать информационно-коммуникативные технологии в развитии познавательных способностей дошкольников. 

Планируем создать картотеку презентаций сделанных детьми к тематическим неделям. Считаем данный опыт работы полезным для использования в работе с детьми, поэтому с удовольствием поделимся им через методические объединения и СМИ.

 

 

 

 

 

 

Приложение№2.                                                                                                 Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Солнышко».

п/п

ФИ ребенка

Связная  речь и  логическое мышление

Обобщение предметов и явлений

Воображение

Видеть главное и выделять основное содержание явлений

Успешность усвоения  материала

 

 1

Ананьев К.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 

 2

Астафьев И.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

 3

Алеев Т.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 4

Ахтямова Ю.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 5

Банников С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 6

Вяткин К.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

 7

Вяткина С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 8

Военмастер В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 9

Вишняков Д.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

10

Дубок Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

11

Дубок М.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

12

Ерофеева В.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

13

Кузнецова Н.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

14

Кремзаль В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

15

Казаков А.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

16

Коротаев А.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

17

Малинин Н.

С

В

С

В

С

В

С

В

       С  с

В

 

 

 

18

Малинина М.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

19

Неделько К.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

20

Обметкина С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

21

Осипов Н.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

22

Оленьков А.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

23

Плотников А.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

24

Русакова Д.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

25

Ракитина П.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

26

Смирнов И.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

27

Штефан М.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

28

Шантурова Ю.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

29

Шалыгин Ю.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

30

Бурякова Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

31

Москвина В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

32

Мацюк Ж.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

33

Блинова С.

Н

С

Н

С

Н

С

С

В

С

В

 

 

 

Приложение№1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители,                                                                                                                Ответьте, пожалуйста,  на предложенные вопросы.

1. Какую роль отводите развитию познавательных способностей ребенка?

2. Считаете ли, что компьютер способствует  развитию познавательных способностей детей?

3. В какие игры дома ребенок играет на компьютере больше всего (познавательные, развлекательные)?

 

Приложение №3.

Перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ».

Месяц/виды мероприятий

Тема

Игра на развитие внимания

Игра на логику

Игра на воображение

Компьютерные презентации, видеоальбомы.

Сентябрь

1- я  нед. 2–я  нед.

диагностика

 

 

 

Акция «Подари цветок»

3- я  неделя.

1.Ранняя осень. Труд людей в природе.

«Что изменилось»

«Посади овощи»

«Дорисуй фигуру»

Презентация «Овощи  и фрукты как косметика»

Акция «Поможем природе»

4- я  неделя.

2.Труд людей в саду.

«Найди все фрукты»

«Кто чем любит заниматься»

«Собери фрукты»

«Фрукты как их можно есть?»

Октябрь

1- я  неделя.

3.Золотая осень.

«Осенние листья»

«Вопрошай-ка»

«Сравни картинки»

«Сложи узор»

«Почему осенью листья желтеют?»

2- я  неделя.

4. Лес. Деревья.

«Найди, раскрась и сосчитай»

«Для чего нужен этот предмет»

«Нарисуй картинку палочками»

«Посадим дерево»

Эксперимент «Как листья становятся питанием для растений»

3- я  неделя

5. Лес.  Грибы.

«Какой грибок сорвал?»

«Быстрее соедини»

«Незаконченный рассказ»

Придумай загадку.

«Где растут грибы?»

Эксперимент «Заплесневелый хлеб»

4- я  неделя

6. Одежда обувь,   головные уборы.

«Что изменилось?»

«Сложи картинку»

«Дорисуй фигуру»

«Мир тканей»

Ноябрь

1- я  неделя

 

7. Посуда

«Что лежало на столе?»

«Найди пару»

«Испеки пирог»

«Колющие и режущие предметы из разных материалов»

2- я  неделя

8. Продукты питания.

«Приготовь салат и суп»

«Назови, одним словом»

«Угощенье на дне рожденья»

Придумай загадку.

 

«Сыпучие продукты»

3- я  неделя

 

9. Поздняя осень.

«Найди картинку»

«Вопрошайка»

«Домики»

«Сложи узор»

«Могут ли животные жить в земле?»

4- я  неделя

10. Дикие птицы.

«Кто сидел на ветке?»

«Танграм»

«Незаконченный рассказ»

«Как легче плавать?»

Декабрь

1- я  неделя

11. Домашние птицы.

«Кто гуляет по двору?»

«Кто чей?»

«Петушок»

Пр. «Любимый питомец»

2- я  неделя

12. Домашние животные.

«Ключи»

«Сложи узор»

«Испеки пирог»

Придумай загадку.

 

 

 

3- я  неделя

13. Сказки. Сказочные герои.

«Репка»

«Найди девятый»

«Три медведя»

Презентация «Мой любимый герой»

4- я  неделя

 Новогодний праздник.

 

 

 

Видеоальбом «Елочка зеленая иголочка»

Январь

1-2- я  неделя

Новогодние каникулы

 

 

 

 

3- я  неделя

14. Звери зимой.

«Запомни животных»

«Сложи узор»

«Неоконченный рассказ»

«Три состояния воды»

4- я  неделя

 

15. Животные южных и северных стран.

«Запомни порядок»

«Кто где живет?»

«Волшебная мозаика»

Эксперимент "Поиск воздуха"

Февраль

1- я  неделя

16. Транспорт. Правила дорожного движения.

«Запомни транспорт»

«Вопрошай-ка»

«Дорожки»

«Нарисуй машинки»

«Магнит рисует»

2- я  неделя

17. Машины-помощники.

«Запомни машину»

«Грузовик едет в гараж»

«Волшебные картинки»

Эксперимент «Реактивный шарик»

3- я  неделя

18. День защитника Отечества.

«Найди одинаковые машины»

«Разрезная картинка»

«Нарисуй палочками»

Пр. «Кто такой защитник?»

4- я  неделя

19. Профессии. Почта.

«Что где лежит?»

«Вопрошай-ка»

«Подарок почтальону»

«Танграм»

 

Март

1- я  неделя

20. Я и моя семья.

«Сравни картинки»

«Кто чем занимается?»

«Неоконченный рассказ»

Видеоальбом «Моя семья».

2- я  неделя

21. Я и мой организм.

«Что сначала, что потом?»

«Какие предметы спрятаны в рисунке?»

«Дети на прогулке»

Пр. «Глаз»

Эксперимент «Наши помощники глаза»

3- я  неделя

22.Инструменты.  Бытовая техника.

«Сравни картинки»

«Кто чем работает?»

«Почини коврик»

Исследов. Р.«Почему лампочка светит?»

4- я  неделя

23. Дом.  Мебель.

«Что находится в комнате?»

«Наведи порядок в шкафу»

«Дорисуй фигуру»

«Дерево: его качества и свойства»

Апрель

1- я  неделя

24. Весна. Весенние воды.

«Собери подснежники»

«Почини сапожки»

«Сложи кораблик из бумаги»

«Разноцветные сосульки»

2- я  неделя

 

25. Весна. Изменения в природе. Перелетные птицы.

«Кто сидел на ветке?»

«Сложи узор»

«Нарисуй домик палочками»

«Холодное и теплое помещение для растений»

3- я  неделя

26. Наш город. Моя улица.

«Разные дома»

«Как пройти в магазин игрушек?»

«Нарисуй игрушку»

Фотоальбом «Дом, в котором я живу»

Фототека«Самый красивый участок»

4- я  неделя

 

27. Страна Россия. Столица – Москва.

«Дикторы»

«Как пройти в Кремль?»

Коллективная работа на тему «Москва»

Пр. «Москва – столица  нашей Родины».

Май

1- я  неделя

28. День Победы.

«Запомни порядок»

«Почини снаряд»

«Салют»

Пр. «Герои ВОВ»

2- я  неделя.

Итоговая

диагностика

 

 

 

 

 

 

                                            Литература.

Нормативно-правовые условия

1. Приказ Министерства образования науки РФ № 665 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Информационные условия

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 212 с.

2. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Вместе с детьми) .

3. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М. : ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003.

5. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.

6. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию: проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003.– № 3. – С. 20-24.

7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. – М. : Знание, 1994. – 160 с.

8. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 – С. 12.

9. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, 2003.- 156 с.

10. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 2002. – С. 98.

11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996. – 285 с.

12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : «Аркти», 2004. – 128 с.

13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.

14. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, 2007. – 205 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2.                                                                                                 Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Гномики».

п/п

ФИ ребенка

Связная  речь и  логическое мышление

Обобщение предметов и явлений

Воображение

Видеть главное и выделять основное содержание явлений

Успешность усвоения  материала

 

 1

Аликина  Л.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 2

Луговая А.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

 3

Ташланов Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 4

Петров К.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 5

Белов Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 6

Бридер М.

С

С

С

В

С

С

С

С

С

С

 

 

 

 7

Волков Р.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

 

 

 

 8

Капустин Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 9

Гультяев Д.

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

 

 

 

10

Сосновских В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

11

Думенов В.

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

12

Усачев М.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

13

Блинкова С.

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

 

 

 

14

Засухин Е.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

15

Карасева К.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

16

Лесная А.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

17

Мозалевская Н.

С

С

С

С

С

С

С

С

       С      с

С

 

 

 

18

Козырь А.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

 

 

 

19

Гудованная К.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

20

Ивелев Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

21

Бурых Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

22

Краева Н.

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

С

 

 

 

23

Симанова К.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

24

Семенова П.

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

 

 

 

25

Мухина П.

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

 

 

 

26

Балукова К.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

27

Лемашев С.

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

28

Мартынов В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

29

Чужих Я.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

30

Хромов А.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

 

 

 

31

Беспалых С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите также