I.ВВЕДЕНИЕ
1.Актуальность проблемы исследования.
Вопросам развития познавательных способностей дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, развитие познавательных способностей старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы развития познавательных способностей дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных способностей в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. Основы развития познавательных способностей необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.
Развитие
активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это
требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательных
способностей у дошкольников и самостоятельности – задача, которую призваны
решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты,
когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,
внедрение ИКТ является одним из условий эффективной
компетентностно-ориентированной модели образования.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а
информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.
Поэтому развивать информационную культуру необходимо с дошкольного возраста,
ведь дошкольный возраст – это фундамент образования. Передо
мной, как воспитателем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они
могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны
обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь
результата в выполнении этой задачи я пытаюсь в условиях реализации
инновационного подхода в обучении, через использование информационно –
коммуникационных технологий. Изучив научную и методическую литературу, выяснили,
что отечественные и зарубежные исследования
использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно
доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий,
но и особую их роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка
(исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.). Анализируя
изученную литературу, выделили возможности ИКТ:
1) Применение ИКТ в НОД усиливает положительную мотивацию обучения,
активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить НОД на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества
дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень
дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки
подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, мы предположили, что использование ИКТ в процессе образовательной деятельности и других форм работы с детьми будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить достоверность данной гипотезы, провели педагогическое исследование.
II. Основная часть.
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей детей.
Предмет исследования: ИКТ, как средство развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создать условия для внедрения в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий, способствующих формированию познавательного мотива детей старшего дошкольного возраста, развитию их познавательных способностей.
Задачи: 1. Повысить познавательную активность, интерес детей к информационным технологиям.
2. Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа детей.
3. Создать условия для развития самостоятельной деятельности детей в процессе использования ИКТ.
4. Создать условия для интеллектуального развития детей.
Ожидаемый результат: системная работа по данному направлению позволит: - развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать; - развить творческие способности детей; - развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру; - раскрыть интересы и увлечения детей; - развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли; - развить интегративные качества личности. Работа проводилась в несколько этапов: I этап: Диагностический. II этап: Практический. III этап: Обобщающий. I этап. 1. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н . Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Познание», проведя наблюдения за детьми , мы пришли к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
· систематизации и обобщении предметов и явлений;
· анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
· многие дети не имеют стремления, потребности заниматься познавательной деятельностью;
· видении главного, выделении основного содержания явлений и предметов. На основе выше указанных затруднений, разработали критерии диагностирования «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №2).
Диагностику уровня развития познавательных способностей мы проводили в начале учебного года в двух группах детей старшего дошкольного возраста — в группе «Солнышко» и группе «Гномики». Сравнивая результаты, сделали вывод: развитие познавательных способностей детей обеих групп примерно на одном уровне, можно отметить что 20% детей на начало учебного года оказалось с низким уровнем развития познавательных способностей. В соответствии с полученными результатами, для системного, поэтапного внедрению ИКТ, мы разработали перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №3). План разработан в соответствии с комплексно – тематическим планированием. Тематика игр и презентаций подобраны по темам, которые мы реализуем в течении учебного года. II этап: Практический.
1. Для создания условий внедрения ИКТ нами создана предметно – развивающая среда - оформлен в группе центр познавательного развития. В распоряжении группы имеется телевизионный экран, при помощи которого регулярно подается материал: иллюстрации, загадки, ребусы, мультипликационные задания, фрагменты из мультфильмов. Всё это дает возможность более интересно раскрыть тему НОД, представить более яркий, красочный и разнообразный материал, побудить детей к эксперименту, сформировать устойчивый интерес к процессу обучения. В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например: Моя родина – Россия; Объекты природы; Скажи наоборот; Лошади; Снег и лед; Осень; Домашние животные; Дикие животные; Сказка о подсолнухе; Как мы проводим опыты. Создана медиатека. Презентации находятся в свободном доступе для детей;
2. В подготовке к НОД, при поиске материала регулярно используем ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы других воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы. При помощи программы PowerPoint создаем игровые средства, презентации. На фестивале успеха в детском саду ребята представляли презентацию «Как мы проводим опыты», созданную самостоятельно.
3.
Основные
фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания
"Новый диск", "Медиа Хауз", а также Alisa Studio и фирма
1С.
4. Использование ИКТ в нашей группе в основном заключается в следующем: - применении готовых мультимедийных презентаций в качестве иллюстрационного и информационного материала в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», « Безопасность», «Физическая культура». - - в подборе иллюстративного материала для оформления групп, родительского уголка, создание и оформление буклетов, брошюр, подбор материала для родителей по разным темам (компьютер, Интернет);
- создании стенгазет к праздникам; - использовании книг, методических пособий, журналов в электронном варианте; Области применения ИКТ: Использование глобальной сети интернет: во – первых, это дополнительная информация; во – вторых, это разнообразный иллюстративный материал, анимации, видеоматериалы; в – третьих, это информационные сетевые электронные ресурсы. Использование мультимедийных презентаций: Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование развивающих компьютерных программ и игр: Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
В свободной детской деятельности используем различные игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать", "Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей"; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится читать", "Букварь"; игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского". Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы", "Маленький искатель". Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать", "Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир информатики", на развитие внимания и мышления: «Один - много», «Четвертый лишний».
Наблюдая за деятельностью детей, отметили, что использование современных информационно-коммуникативных технологий мотивирует детей к действию, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника. Новизна нашего опыта в использовании ИКТ заключается в том, что мы формируем навык старших дошкольников создавать и демонстрировать презентационный материал. III .Обобщающий. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста », которую мы провели в конце I полугодия показала, что уровень развития познавательных способностей детей группы «Солнышко», которые участвовали в реализации плана «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ» оказался значительно выше, чем в группе «Гномики». Таким образом, мы выявили, что уровень развития познавательных способностей детей повысился благодаря использованию ИКТ в разных видах деятельности детей. Это говорит о том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ достаточно эффективен. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно -образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме. В конечном итоге гипотеза нашего исследования подтверждена. Перспективы на будущее:
В дальнейшем, работая над выше изложенной темой, мы планируем пересмотреть план «» и доработать его согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Будем продолжать активно использовать информационно-коммуникативные технологии в развитии познавательных способностей дошкольников.
Планируем создать картотеку презентаций сделанных детьми к тематическим неделям. Считаем данный опыт работы полезным для использования в работе с детьми, поэтому с удовольствием поделимся им через методические объединения и СМИ.
Приложение№2. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Солнышко».
№ п/п |
ФИ ребенка |
Связная речь и логическое мышление |
Обобщение предметов и явлений |
Воображение |
Видеть главное и выделять основное содержание явлений |
Успешность усвоения материала |
|
||||||||
1 |
Ананьев К. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
2 |
Астафьев И. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
3 |
Алеев Т. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
4 |
Ахтямова Ю. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
5 |
Банников С. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
6 |
Вяткин К. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
7 |
Вяткина С. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
8 |
Военмастер В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
9 |
Вишняков Д. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
10 |
Дубок Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
11 |
Дубок М. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
12 |
Ерофеева В. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
13 |
Кузнецова Н. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
14 |
Кремзаль В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
15 |
Казаков А. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
16 |
Коротаев А. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
17 |
Малинин Н. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С с |
В |
|
|
|
|
18 |
Малинина М. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
19 |
Неделько К. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
20 |
Обметкина С. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
21 |
Осипов Н. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
22 |
Оленьков А. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
23 |
Плотников А. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
24 |
Русакова Д. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
25 |
Ракитина П. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
26 |
Смирнов И. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
27 |
Штефан М. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
|
|
28 |
Шантурова Ю. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
29 |
Шалыгин Ю. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
30 |
Бурякова Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
31 |
Москвина В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
32 |
Мацюк Ж. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
||||
33 |
Блинова С. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
||||
|
|
|
|||||||||||||
Приложение№1. Анкета для родителей. Уважаемые родители, Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. 1. Какую роль отводите развитию познавательных способностей ребенка? 2. Считаете ли, что компьютер способствует развитию познавательных способностей детей? 3. В какие игры дома ребенок играет на компьютере больше всего (познавательные, развлекательные)? |
|
Приложение №3.
Перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ».
Месяц/виды мероприятий |
Тема |
Игра на развитие внимания |
Игра на логику |
Игра на воображение |
Компьютерные презентации, видеоальбомы. |
|
Сентябрь |
1- я нед. 2–я нед. |
диагностика |
|
|
|
Акция «Подари цветок» |
3- я неделя. |
1.Ранняя осень. Труд людей в природе. |
«Что изменилось» |
«Посади овощи» |
«Дорисуй фигуру» |
Презентация «Овощи и фрукты как косметика» Акция «Поможем природе» |
|
4- я неделя. |
2.Труд людей в саду. |
«Найди все фрукты» |
«Кто чем любит заниматься» |
«Собери фрукты» |
«Фрукты как их можно есть?» |
|
Октябрь |
1- я неделя. |
3.Золотая осень. |
«Осенние листья» «Вопрошай-ка» |
«Сравни картинки» |
«Сложи узор» |
«Почему осенью листья желтеют?» |
2- я неделя. |
4. Лес. Деревья. |
«Найди, раскрась и сосчитай» |
«Для чего нужен этот предмет» |
«Нарисуй картинку палочками» |
«Посадим дерево» Эксперимент «Как листья становятся питанием для растений» |
|
3- я неделя |
5. Лес. Грибы. |
«Какой грибок сорвал?» |
«Быстрее соедини» |
«Незаконченный рассказ» Придумай загадку. |
«Где растут грибы?» Эксперимент «Заплесневелый хлеб» |
|
4- я неделя |
6. Одежда обувь, головные уборы. |
«Что изменилось?» |
«Сложи картинку» |
«Дорисуй фигуру» |
«Мир тканей» |
|
Ноябрь |
1- я неделя
|
7. Посуда |
«Что лежало на столе?» |
«Найди пару» |
«Испеки пирог» |
«Колющие и режущие предметы из разных материалов» |
2- я неделя |
8. Продукты питания. |
«Приготовь салат и суп» |
«Назови, одним словом» |
«Угощенье на дне рожденья» Придумай загадку.
|
«Сыпучие продукты» |
|
3- я неделя
|
9. Поздняя осень. |
«Найди картинку» «Вопрошайка» |
«Домики» |
«Сложи узор» |
«Могут ли животные жить в земле?» |
|
4- я неделя |
10. Дикие птицы. |
«Кто сидел на ветке?» |
«Танграм» |
«Незаконченный рассказ» |
«Как легче плавать?» |
|
Декабрь |
1- я неделя |
11. Домашние птицы. |
«Кто гуляет по двору?» |
«Кто чей?» |
«Петушок» |
Пр. «Любимый питомец» |
2- я неделя |
12. Домашние животные. |
«Ключи» |
«Сложи узор» |
«Испеки пирог» Придумай загадку.
|
|
|
3- я неделя |
13. Сказки. Сказочные герои. |
«Репка» |
«Найди девятый» |
«Три медведя» |
Презентация «Мой любимый герой» |
|
4- я неделя |
Новогодний праздник. |
|
|
|
Видеоальбом «Елочка зеленая иголочка» |
|
Январь |
1-2- я неделя |
Новогодние каникулы |
|
|
|
|
3- я неделя |
14. Звери зимой. |
«Запомни животных» |
«Сложи узор» |
«Неоконченный рассказ» |
«Три состояния воды» |
|
4- я неделя
|
15. Животные южных и северных стран. |
«Запомни порядок» |
«Кто где живет?» |
«Волшебная мозаика» |
Эксперимент "Поиск воздуха" |
|
Февраль |
1- я неделя |
16. Транспорт. Правила дорожного движения. |
«Запомни транспорт» «Вопрошай-ка» |
«Дорожки» |
«Нарисуй машинки» |
«Магнит рисует» |
2- я неделя |
17. Машины-помощники. |
«Запомни машину» |
«Грузовик едет в гараж» |
«Волшебные картинки» |
Эксперимент «Реактивный шарик» |
|
3- я неделя |
18. День защитника Отечества. |
«Найди одинаковые машины» |
«Разрезная картинка» |
«Нарисуй палочками» |
Пр. «Кто такой защитник?» |
|
4- я неделя |
19. Профессии. Почта. |
«Что где лежит?» «Вопрошай-ка» |
«Подарок почтальону» |
«Танграм» |
|
|
Март |
1- я неделя |
20. Я и моя семья. |
«Сравни картинки» |
«Кто чем занимается?» |
«Неоконченный рассказ» |
Видеоальбом «Моя семья». |
2- я неделя |
21. Я и мой организм. |
«Что сначала, что потом?» |
«Какие предметы спрятаны в рисунке?» |
«Дети на прогулке» |
Пр. «Глаз» Эксперимент «Наши помощники глаза» |
|
3- я неделя |
22.Инструменты. Бытовая техника. |
«Сравни картинки» |
«Кто чем работает?» |
«Почини коврик» |
Исследов. Р.«Почему лампочка светит?» |
|
4- я неделя |
23. Дом. Мебель. |
«Что находится в комнате?» |
«Наведи порядок в шкафу» |
«Дорисуй фигуру» |
«Дерево: его качества и свойства» |
|
Апрель |
1- я неделя |
24. Весна. Весенние воды. |
«Собери подснежники» |
«Почини сапожки» |
«Сложи кораблик из бумаги» |
«Разноцветные сосульки» |
2- я неделя
|
25. Весна. Изменения в природе. Перелетные птицы. |
«Кто сидел на ветке?» |
«Сложи узор» |
«Нарисуй домик палочками» |
«Холодное и теплое помещение для растений» |
|
3- я неделя |
26. Наш город. Моя улица. |
«Разные дома» |
«Как пройти в магазин игрушек?» |
«Нарисуй игрушку» |
Фотоальбом «Дом, в котором я живу» Фототека«Самый красивый участок» |
|
4- я неделя
|
27. Страна Россия. Столица – Москва. |
«Дикторы» |
«Как пройти в Кремль?» |
Коллективная работа на тему «Москва» |
Пр. «Москва – столица нашей Родины». |
|
Май |
1- я неделя |
28. День Победы. |
«Запомни порядок» |
«Почини снаряд» |
«Салют» |
Пр. «Герои ВОВ» |
2- я неделя. |
Итоговая диагностика |
|
|
|
|
Литература.
Нормативно-правовые условия
1. Приказ Министерства образования науки РФ № 665 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Информационные условия
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 212 с.
2. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Вместе с детьми) .
3. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М. : ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003.
5. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.
6. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию: проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003.– № 3. – С. 20-24.
7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. – М. : Знание, 1994. – 160 с.
8. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 – С. 12.
9. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, 2003.- 156 с.
10. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 2002. – С. 98.
11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996. – 285 с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : «Аркти», 2004. – 128 с.
13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
14. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, 2007. – 205 с.
Приложение№2. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Гномики».
№ п/п |
ФИ ребенка |
Связная речь и логическое мышление |
Обобщение предметов и явлений |
Воображение |
Видеть главное и выделять основное содержание явлений |
Успешность усвоения материала |
|
||||||||
1 |
Аликина Л. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
2 |
Луговая А. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
3 |
Ташланов Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
4 |
Петров К. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
5 |
Белов Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
6 |
Бридер М. |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
7 |
Волков Р. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
|
|
|
|
8 |
Капустин Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
9 |
Гультяев Д. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
|
|
|
|
10 |
Сосновских В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
11 |
Думенов В. |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
12 |
Усачев М. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
13 |
Блинкова С. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
|
|
|
|
14 |
Засухин Е. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
15 |
Карасева К. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
16 |
Лесная А. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
17 |
Мозалевская Н. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С с |
С |
|
|
|
|
18 |
Козырь А. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
|
|
|
|
19 |
Гудованная К. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
20 |
Ивелев Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
21 |
Бурых Д. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
22 |
Краева Н. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
23 |
Симанова К. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
24 |
Семенова П. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
|
|
|
|
25 |
Мухина П. |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
26 |
Балукова К. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
27 |
Лемашев С. |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
|
|
|
|
28 |
Мартынов В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
29 |
Чужих Я. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
30 |
Хромов А. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
|
|
|
|
31 |
Беспалых С. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.