Развитие познавательных способностей дошкольников старшего возраста посредством ИКТ

Развитие познавательных способностей дошкольников старшего возраста посредством ИКТ

Медиа
Педсоветы
docx
Доп. образование детей
Дошкольники
03.12.2019
Использование ИКТ.docx

I.ВВЕДЕНИЕ

1.Актуальность проблемы исследования.

Вопросам развития познавательных способностей дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, развитие познавательных  способностей старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.                                                                            Современные психологи изучали различные аспекты проблемы развития познавательных способностей дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных способностей в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.                Основы развития познавательных способностей необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательных способностей у дошкольников и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели образования.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с дошкольного возраста, ведь дошкольный возраст – это фундамент образования. Передо мной, как воспитателем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи я пытаюсь в условиях реализации инновационного подхода в обучении, через использование информационно – коммуникационных технологий. Изучив научную и методическую литературу,   выяснили, что отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую их роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).                                                         Анализируя изученную литературу,  выделили  возможности ИКТ:
1) Применение ИКТ в НОД усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить НОД на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Таким образом, мы предположили, что использование ИКТ в процессе образовательной деятельности и других форм работы с детьми будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Чтобы проверить достоверность данной гипотезы,  провели педагогическое исследование.

II. Основная часть.

Объект исследования: процесс развития познавательных способностей детей.

Предмет исследования: ИКТ,  как средство развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия для внедрения в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий, способствующих формированию познавательного мотива детей старшего дошкольного возраста, развитию их познавательных способностей.

Задачи: 1. Повысить познавательную активность, интерес детей к информационным технологиям.

2. Обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа детей.

3. Создать условия для развития самостоятельной деятельности детей в процессе использования ИКТ.

4. Создать условия для интеллектуального развития детей.

Ожидаемый результат: системная работа по данному направлению позволит:              - развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;                            - развить творческие способности детей;                                                                                                    - развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;                                  - раскрыть интересы и увлечения детей;                                                                                       - развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;                          - развить интегративные качества личности.                                                                          Работа проводилась в несколько этапов:                                                                                                     I этап: Диагностический.                                                                                                                                 II этап: Практический.                                                                                                                      III этап: Обобщающий.                                                                                                                                      I этап. 1. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н . Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Познание»,  проведя наблюдения за детьми , мы пришли к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:                                      

·         систематизации и обобщении предметов и явлений;

·         анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

·         многие дети не имеют стремления, потребности заниматься познавательной деятельностью;

·         видении главного, выделении основного содержания явлений и   предметов.                                                                                                                      На основе выше указанных затруднений, разработали критерии диагностирования «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №2).

Диагностику уровня развития познавательных способностей мы проводили в начале учебного года в двух группах детей старшего дошкольного возраста — в группе «Солнышко» и группе «Гномики». Сравнивая результаты, сделали вывод: развитие познавательных способностей детей обеих групп примерно на одном уровне, можно отметить что 20% детей на начало учебного года оказалось с низким уровнем развития познавательных способностей.                                                                                                   В соответствии с полученными результатами, для системного, поэтапного внедрению ИКТ, мы разработали перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста». (Приложение №3). План разработан в соответствии с комплексно – тематическим планированием. Тематика игр и презентаций подобраны по темам, которые мы реализуем в течении учебного года.                                                                                                                                                          II этап: Практический.

1.    Для создания условий внедрения ИКТ нами создана предметно – развивающая среда - оформлен в группе центр познавательного развития. В распоряжении группы имеется телевизионный экран, при помощи которого регулярно подается материал: иллюстрации, загадки, ребусы, мультипликационные задания, фрагменты из мультфильмов. Всё это дает возможность более интересно раскрыть тему НОД, представить более яркий, красочный и разнообразный материал, побудить детей к эксперименту, сформировать устойчивый интерес к процессу обучения.  В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций,  например:  Моя родина – Россия; Объекты природы; Скажи наоборот; Лошади; Снег и лед; Осень; Домашние животные; Дикие животные; Сказка о подсолнухе; Как мы проводим опыты.  Создана медиатека. Презентации находятся в свободном доступе для детей;

2.    В подготовке к НОД, при поиске материала регулярно используем ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы других воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы. При помощи программы PowerPoint  создаем игровые средства, презентации. На фестивале успеха в детском саду ребята представляли презентацию «Как мы проводим опыты», созданную самостоятельно.

3.    Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания "Новый диск", "Медиа Хауз", а также Alisa Studio и фирма 1С. 

4.    Использование ИКТ в нашей группе в основном заключается в следующем: - применении готовых мультимедийных презентаций в качестве иллюстрационного и информационного материала в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», « Безопасность», «Физическая культура».                                                                                                                       - - в подборе иллюстративного материала для оформления групп, родительского уголка, создание и оформление буклетов, брошюр, подбор материала для родителей по разным темам (компьютер, Интернет);

- создании стенгазет к праздникам;                                                                                          - использовании книг, методических пособий, журналов в электронном варианте; Области применения ИКТ: Использование глобальной сети интернет: во – первых, это дополнительная информация; во – вторых, это разнообразный  иллюстративный материал, анимации, видеоматериалы; в – третьих, это  информационные сетевые электронные ресурсы. Использование мультимедийных презентаций: Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование развивающих компьютерных программ и игр: Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.

В свободной детской деятельности используем различные игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать", "Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей"; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится читать", "Букварь"; игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского". Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы", "Маленький искатель". Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать", "Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир информатики", на развитие внимания и мышления: «Один - много», «Четвертый лишний».

Наблюдая за деятельностью детей, отметили, что использование современных информационно-коммуникативных технологий мотивирует детей к действию, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника.                                        Новизна нашего опыта в использовании ИКТ заключается в том, что мы формируем навык старших дошкольников создавать и демонстрировать презентационный материал.                                                                                            III .Обобщающий. Диагностика «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста »,  которую мы провели в конце I полугодия показала, что уровень развития познавательных способностей детей группы «Солнышко», которые участвовали в реализации плана «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ» оказался значительно выше,  чем в группе «Гномики». Таким образом, мы выявили, что уровень развития познавательных способностей детей повысился благодаря использованию ИКТ в разных видах деятельности детей. Это говорит о том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ достаточно эффективен. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно -образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме. В конечном итоге гипотеза нашего исследования подтверждена.                                                                                            Перспективы на будущее:

В дальнейшем, работая над выше изложенной темой, мы планируем пересмотреть план «» и доработать его согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Будем продолжать активно использовать информационно-коммуникативные технологии в развитии познавательных способностей дошкольников. 

Планируем создать картотеку презентаций сделанных детьми к тематическим неделям. Считаем данный опыт работы полезным для использования в работе с детьми, поэтому с удовольствием поделимся им через методические объединения и СМИ.

 

 

 

 

 

 

Приложение№2.                                                                                                 Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Солнышко».

п/п

ФИ ребенка

Связная  речь и  логическое мышление

Обобщение предметов и явлений

Воображение

Видеть главное и выделять основное содержание явлений

Успешность усвоения  материала

 

 1

Ананьев К.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 

 2

Астафьев И.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

 3

Алеев Т.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 4

Ахтямова Ю.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 5

Банников С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 6

Вяткин К.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

 7

Вяткина С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 8

Военмастер В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 9

Вишняков Д.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

10

Дубок Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

11

Дубок М.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

12

Ерофеева В.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

13

Кузнецова Н.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

14

Кремзаль В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

15

Казаков А.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

16

Коротаев А.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

17

Малинин Н.

С

В

С

В

С

В

С

В

       С  с

В

 

 

 

18

Малинина М.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

19

Неделько К.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

20

Обметкина С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

21

Осипов Н.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

22

Оленьков А.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

23

Плотников А.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

24

Русакова Д.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

25

Ракитина П.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

26

Смирнов И.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

27

Штефан М.

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

 

28

Шантурова Ю.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

29

Шалыгин Ю.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

30

Бурякова Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

31

Москвина В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

32

Мацюк Ж.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

33

Блинова С.

Н

С

Н

С

Н

С

С

В

С

В

 

 

 

Приложение№1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители,                                                                                                                Ответьте, пожалуйста,  на предложенные вопросы.

1. Какую роль отводите развитию познавательных способностей ребенка?

2. Считаете ли, что компьютер способствует  развитию познавательных способностей детей?

3. В какие игры дома ребенок играет на компьютере больше всего (познавательные, развлекательные)?

 

Приложение №3.

Перспективный план «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ».

Месяц/виды мероприятий

Тема

Игра на развитие внимания

Игра на логику

Игра на воображение

Компьютерные презентации, видеоальбомы.

Сентябрь

1- я  нед. 2–я  нед.

диагностика

 

 

 

Акция «Подари цветок»

3- я  неделя.

1.Ранняя осень. Труд людей в природе.

«Что изменилось»

«Посади овощи»

«Дорисуй фигуру»

Презентация «Овощи  и фрукты как косметика»

Акция «Поможем природе»

4- я  неделя.

2.Труд людей в саду.

«Найди все фрукты»

«Кто чем любит заниматься»

«Собери фрукты»

«Фрукты как их можно есть?»

Октябрь

1- я  неделя.

3.Золотая осень.

«Осенние листья»

«Вопрошай-ка»

«Сравни картинки»

«Сложи узор»

«Почему осенью листья желтеют?»

2- я  неделя.

4. Лес. Деревья.

«Найди, раскрась и сосчитай»

«Для чего нужен этот предмет»

«Нарисуй картинку палочками»

«Посадим дерево»

Эксперимент «Как листья становятся питанием для растений»

3- я  неделя

5. Лес.  Грибы.

«Какой грибок сорвал?»

«Быстрее соедини»

«Незаконченный рассказ»

Придумай загадку.

«Где растут грибы?»

Эксперимент «Заплесневелый хлеб»

4- я  неделя

6. Одежда обувь,   головные уборы.

«Что изменилось?»

«Сложи картинку»

«Дорисуй фигуру»

«Мир тканей»

Ноябрь

1- я  неделя

 

7. Посуда

«Что лежало на столе?»

«Найди пару»

«Испеки пирог»

«Колющие и режущие предметы из разных материалов»

2- я  неделя

8. Продукты питания.

«Приготовь салат и суп»

«Назови, одним словом»

«Угощенье на дне рожденья»

Придумай загадку.

 

«Сыпучие продукты»

3- я  неделя

 

9. Поздняя осень.

«Найди картинку»

«Вопрошайка»

«Домики»

«Сложи узор»

«Могут ли животные жить в земле?»

4- я  неделя

10. Дикие птицы.

«Кто сидел на ветке?»

«Танграм»

«Незаконченный рассказ»

«Как легче плавать?»

Декабрь

1- я  неделя

11. Домашние птицы.

«Кто гуляет по двору?»

«Кто чей?»

«Петушок»

Пр. «Любимый питомец»

2- я  неделя

12. Домашние животные.

«Ключи»

«Сложи узор»

«Испеки пирог»

Придумай загадку.

 

 

 

3- я  неделя

13. Сказки. Сказочные герои.

«Репка»

«Найди девятый»

«Три медведя»

Презентация «Мой любимый герой»

4- я  неделя

 Новогодний праздник.

 

 

 

Видеоальбом «Елочка зеленая иголочка»

Январь

1-2- я  неделя

Новогодние каникулы

 

 

 

 

3- я  неделя

14. Звери зимой.

«Запомни животных»

«Сложи узор»

«Неоконченный рассказ»

«Три состояния воды»

4- я  неделя

 

15. Животные южных и северных стран.

«Запомни порядок»

«Кто где живет?»

«Волшебная мозаика»

Эксперимент "Поиск воздуха"

Февраль

1- я  неделя

16. Транспорт. Правила дорожного движения.

«Запомни транспорт»

«Вопрошай-ка»

«Дорожки»

«Нарисуй машинки»

«Магнит рисует»

2- я  неделя

17. Машины-помощники.

«Запомни машину»

«Грузовик едет в гараж»

«Волшебные картинки»

Эксперимент «Реактивный шарик»

3- я  неделя

18. День защитника Отечества.

«Найди одинаковые машины»

«Разрезная картинка»

«Нарисуй палочками»

Пр. «Кто такой защитник?»

4- я  неделя

19. Профессии. Почта.

«Что где лежит?»

«Вопрошай-ка»

«Подарок почтальону»

«Танграм»

 

Март

1- я  неделя

20. Я и моя семья.

«Сравни картинки»

«Кто чем занимается?»

«Неоконченный рассказ»

Видеоальбом «Моя семья».

2- я  неделя

21. Я и мой организм.

«Что сначала, что потом?»

«Какие предметы спрятаны в рисунке?»

«Дети на прогулке»

Пр. «Глаз»

Эксперимент «Наши помощники глаза»

3- я  неделя

22.Инструменты.  Бытовая техника.

«Сравни картинки»

«Кто чем работает?»

«Почини коврик»

Исследов. Р.«Почему лампочка светит?»

4- я  неделя

23. Дом.  Мебель.

«Что находится в комнате?»

«Наведи порядок в шкафу»

«Дорисуй фигуру»

«Дерево: его качества и свойства»

Апрель

1- я  неделя

24. Весна. Весенние воды.

«Собери подснежники»

«Почини сапожки»

«Сложи кораблик из бумаги»

«Разноцветные сосульки»

2- я  неделя

 

25. Весна. Изменения в природе. Перелетные птицы.

«Кто сидел на ветке?»

«Сложи узор»

«Нарисуй домик палочками»

«Холодное и теплое помещение для растений»

3- я  неделя

26. Наш город. Моя улица.

«Разные дома»

«Как пройти в магазин игрушек?»

«Нарисуй игрушку»

Фотоальбом «Дом, в котором я живу»

Фототека«Самый красивый участок»

4- я  неделя

 

27. Страна Россия. Столица – Москва.

«Дикторы»

«Как пройти в Кремль?»

Коллективная работа на тему «Москва»

Пр. «Москва – столица  нашей Родины».

Май

1- я  неделя

28. День Победы.

«Запомни порядок»

«Почини снаряд»

«Салют»

Пр. «Герои ВОВ»

2- я  неделя.

Итоговая

диагностика

 

 

 

 

 

 

                                            Литература.

Нормативно-правовые условия

1. Приказ Министерства образования науки РФ № 665 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Информационные условия

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 212 с.

2. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Вместе с детьми) .

3. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М. : ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003.

5. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.

6. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию: проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003.– № 3. – С. 20-24.

7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. – М. : Знание, 1994. – 160 с.

8. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 – С. 12.

9. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, 2003.- 156 с.

10. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 2002. – С. 98.

11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996. – 285 с.

12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : «Аркти», 2004. – 128 с.

13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.

14. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, 2007. – 205 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2.                                                                                                 Диагностика «Развитие познавательных способностей детей» старшая группа «Гномики».

п/п

ФИ ребенка

Связная  речь и  логическое мышление

Обобщение предметов и явлений

Воображение

Видеть главное и выделять основное содержание явлений

Успешность усвоения  материала

 

 1

Аликина  Л.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 2

Луговая А.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

 3

Ташланов Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 4

Петров К.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 5

Белов Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 6

Бридер М.

С

С

С

В

С

С

С

С

С

С

 

 

 

 7

Волков Р.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

 

 

 

 8

Капустин Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 9

Гультяев Д.

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

 

 

 

10

Сосновских В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

11

Думенов В.

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

12

Усачев М.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

13

Блинкова С.

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

 

 

 

14

Засухин Е.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

15

Карасева К.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

16

Лесная А.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

17

Мозалевская Н.

С

С

С

С

С

С

С

С

       С      с

С

 

 

 

18

Козырь А.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

 

 

 

19

Гудованная К.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

20

Ивелев Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

21

Бурых Д.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

22

Краева Н.

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

С

 

 

 

23

Симанова К.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

24

Семенова П.

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

 

 

 

25

Мухина П.

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

 

 

 

26

Балукова К.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

27

Лемашев С.

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

 

 

 

28

Мартынов В.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

29

Чужих Я.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

30

Хромов А.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

 

 

 

31

Беспалых С.

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)