«Развитие познавательныч учебных универсальных действий посредством интерактивных методов обучения в начальной школе».
Ш. А. Амонашвили говорил: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 25 лет . Из них 10 лет работаю над проблемой активного внедрения интерактивного обучения в начальной школе. Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами, методами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, нестандартные формы приведения уроков с применением интерактивных технологий.
Интерактивное обучение – это специальная форма реализации познавательной деятельности, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя с учеником, ученика с учителем и ученика с учеником. Цель такого обучения – создание комфортных условий обучения, при котором ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс. В своей работе я чаще всего используют такие методы интерактивного обучения, как «Работа в парах», «Работа в группах», « Микрофон», «Незаконченное предложение», « Мозговой штурм», «Анализ ситуаций», « Ролевые игры», « Займи позицию», «Ассоциативный куст», использование интерактивной доски, которые соответствуют возрастным особенностям младшего школьника.
Уже с первого класса я стараюсь готовить учащихся к таким видам работы на уроке. Очень широко применяю в 1 классе технологию «Работа в парах».
« Работа в парах» эффективна на начальном этапе обучения учеников работе в малых группах. Ее я использую на любом этапе урока для достижения любой дидактической цели. Работая в паре, ребенок имеет возможность высказаться. Именно с этой технологии в 1 классе я начинаю свою работу по внедрению интерактивного обучения.
При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Хочу привести несколько примеров упражнений для работы в паре на различных этапах уроков.
1. Складывание пазлов (портреты сказочных героев, растений, животных);
2. Составление диалога;
3. Чтение слогов и текстов, схем предложений, составление слов по карточкам;
4. Взаимопроверка (Стихотворения , состава числа, таблицы сложения и вычитания);
5. Составление примеров, задач по схемам, рисункам ;
6. Расставить картинки в нужной последовательности («Как надо убирать в комнате»);
7. Работа по карточкам с различными заданиями
1) На карточке рисунки из геометрических фигур «домик», «конверт», «ведро».
Задание : закрасить цветным карандашом четырехугольники;
2)
Перед вами карточки, прочитайте и подчеркните те слова, в которых будет
слышаться звук [э]:
Этот, елка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.)
8. Разгадывание кроссвордов;
9. Выполнение физических упражнений на уроке физкультуры;
10. Составление текстов («Правил поведения в школе», «Советы для закаливания на лето», «Подбор качеств человека», назвать признаки здоровья у соседа и т.д.)
11. Обсуждение короткого текста;
12. Рисование диафильма ( эпизоды к сказкам);
13. Из счетных палочек сложить геометрические фигуры;
14. «Угадай слово» (неправильно напечатанные слова);
15. «Исправь ошибки» (неправильно решенные примеры);
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в паре со сверстником а позже в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество.
Поэтому мной востребована технология «Работы в группах».
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью.
Одной из форм подготовки к групповой работе является коллективная работа.
Чаще всего я использую ее на уроке трудового обучения и изобразительного искусства. Это работа с пластилином. Изготовление композиции «Репка», «Колобок», «Теремок», работа с бумагой - « Новогодняя елка» и другие.
Во втором семестре дети получают групповые задания:
- Сложить пазлы ( Каждая группа получает конверт с деталями рисунка. Нужно расположить детали так, чтобы получился портрет сказочного героя, растений леса, пейзажа, животного, и т. д. Детали лучше прикреплять на основу, чтобы рисунок можно было повесить на доске и рассказать о характере этого героя или назвать кусты, деревья, ягоды леса);
- Составить предложения по теме ( Для развития речи можно предложить задания такого плана: составить группам предложения о солнце, о небе, о деревьях весной);
- Обсудить ситуацию (Как себя вести на перемене; при пожаре, утечке газа, наводнении, с неисправной розеткой, с оголенным проводом);
- Составить продолжение сказки;
- Выполнить задания по теме: «Цветок дружбы», «Выбери продукты»;
- Работа с пословицами (Составить по карточкам пословицу и объяснить ее значение);
Особенности групповой работы.
1. Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
2. Каждая группа получает своё, определенное задание.
3. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
4. Состав групп меняется
5. Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Главное – это управляемый и направляемый процесс.
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:
· групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
· групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
· приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
· групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
· в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.
Также в 1 классе использую такой метод как «Микрофон». Этот метод дает возможность каждому ученику сказать что-то быстро, п очереди, отвечая на вопрос или высказывая свою точку зрения. Ученики с большим удовольствием рассказывали о своей любимой книге и своей любимой игрушке, отвечая на вопрос, почему они ее любят? Или какие у них есть права и обязанности? «Как ты помогаешь по дому?» «Расскажи о себе», «Что вы видите хорошего в своем соседе», « Какие правила пользования лифтом вы знаете?»
- «Приготовь блюдо»
На доске картинки с изображением продуктов. Дети должны выбрать нужные им продукты для приготовления какого-то блюда и рассказать о его приготовлении и что они знают об это блюде.
Очень часто связываю приемы «Микрофон» и «Незаконченное предложение». Этот прием использую на любом этапе урока.
Например:
- Я хочу, чтобы наш урок был…
-Мне нравится, когда …
На этапе изучения или закрепления учебного материала на
уроке украинского языка по тема «Тварини» можно предложить такое задание.
Продолжи предложение:
- У річках живуть …
- Свійські птахи – це…
Также на урок украинского язика по тема «Овочі», «Фрукти» такие предложения:
- Овочі- це… Вони ростуть…
- Фрукти – це… Вони ростуть…
На уроке основ здоровья по теме « Признаки здоровья » или «Личная гигиена» продолжить предложения:
- Если я не буду мыть руки, то …
- Если я здоров, то я…
Подводя итог урока ( рефлексии), я предлагаю детям такие незаконченные предложения:
- Мне сегодня на уроке …, потому что…
-
Я знаю…………..
-Я умею…………….
-Я могу……………
Ученики с большим желанием высказываются о прошедшем уроке и своих чувствах.
Следующий прием, который я использую на уроках в первом классе - это «Мозговой штурм». Этот прием я применяю на этапе актуализации, мотивации учебной деятельности, изучение или обобщение материала. Цель этого приема в том, чтобы за ограниченное время собрать как можно больше идей.
Например:
- Что вы знаете о домашних животных?
- Какую елку надо ставить на Новый год - живую или искусственную? Почему?
- Какая разница между елью и сосной?
- Что значит дружить?
- Что такое «добро»? и т.д.
Эта технология побуждает учеников проявлять представление и творчество, дает возможность им свободно высказывать свои мысли. Я принимаю любые идеи, стараюсь выслушать как можно больше учеников.
Ведущей деятельностью первоклассника является игра.
Технология «Ролевая игра» широко используется на всех уроках начальной школы.
Этот метод имитирует реальность назначением ролей участниками, дает им возможность действовать « как – будто по-настоящему».
Например:
- игра «Я в гостях», « Я - дерево», «Что ты возьмешь в школу », «Как переходить улицу», «Сервировка стола», «Так я мою руки», «Так я чищу зубы» и т. д.
На уроке украинского языка мы играли в игру «На городі»
Из веревки сделали небольшой круг. ( Можно начертить мелом). 6-7 учеников исполняют роль «саженцев». Они входят в круг и приседают. Все остальные будут исполнять роль сорняков. «Сорняки» по - очереди входят в круг, приседают, растут. Когда все «сорняки »зайдут в круг, игра приостанавливается.
- Как чувствуют себя саженцы? ( Дети делают выводы )
Цель ролевой игры – определить отношения к конкретной жизненной ситуации, получить опыт путем игры. Ролевая игра может также использоваться для получения конкретных навыков, например, безопасного поведения в определенной ситуации.
На уроках использую интерактивные игры с использованием интерактивной доски.
1) На доске изображена любая буква, внизу на карточках - предметные картинки. Ученик должен выбрать только те картинки, в названиях которых есть этот звук. Задания можно разнообразить: чтобы звук был в начале слова, в середине, в конце. Например: буква Б. Картинки с изображением «барабана», «верблюда», «цветов», «бабочки», «неба», «воробья» и т.д. Ученику надо выбрать картинки, в которых этот звук в начале слова.
2) На доске картинка с изображением любого предмета, например, «дерево». На карточках написаны слова «дрова», «книга», « дерево», « солнце». Ребенок должен найти карточку с нужным словом. Таких игр много можно найти в интернете.
Так же использую много дидактических игр, учу читать тексты по ролям.
В первом классе я готовлю детей к использованию метода
«Займи позицию». На плакатах запись «Согласен», «Не согласен», «Не могу определиться».
На уроке математики у доски 1 ученик решает примеры или задачу, а остальные дети должны проверить и занять соответственно место у плаката, доказывая свою точку зрения. Это может быть весь класс, а могут быть только 3 ученика.
На уроках часто использую технологию « Ассоциативный куст».
На этапе актуализации знаний или мотивации учебной деятельности можно предлагать такие задания:
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «зима»?
Дети высказывают свои мысли, а учитель записывает их все на доске.
Зима - это холод, Новый год, снег, ёлка, мороз, каникулы, праздник, снежинки, подарки и т.д. Исходя из услышанного, можно подвести к теме о Новом годе, чтении стихов или загадок.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (интересным, чудесным, волшебным, увлекательным, хочу узнать много нового и т.д.). В конце урока, возвратиться к записи на доске и проанализировать их, тем самым подвести итог урока.
Одной из форм работы на уроках есть анализ ситуации, случая из жизни.
Обсуждение ситуаций может проходить и в группах. Дети выясняют, как бы они поступили в таких жизненных ситуациях.
Например:
- Бабушка тяжело заболела;
- Семья ждет гостей;
- Маленький братик расплакался;
- Мама пришла с работы уставшая;
- В квартире возник пожар;
- Сломался лифт;
- В лифт вместе с вами зашел незнакомый человек;
- Вы нашли птицу. У неё сломано крыло;
Все эти технологии помогают учащимся 1 класса лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Я перечислила только те интерактивные методы и приемы, которые использую в своей работе в 1 классе. Возможно, они несколько видоизменены, в соответствии с возрастными особенностями первоклассников, но только потому, что это подготовка детей к работе с этими технологиями в 2-4 классах, где задания будут более интересные и разнообразные. Опыт работы показал, что использовать на уроках интерактивные технологии можно в любом классе, даже в первом, если есть желание учителя сделать своих учеников активными, коммуникабельными, компетентными людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.