РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  • Лекции
  • docx
  • 25.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматривается содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», особенности её формирования в системе дополнительного образования детей. Представлена модель развития профессиональной компетентности педагогов учреждения дополнительного образования детей.
Иконка файла материала Статья ДОД.docx

Матвиенко Лилия Валентиновна, директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка»

Кастюкова Марина Владимировна, методист Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», особенности её формирования в системе дополнительного образования детей. Представлена модель развития профессиональной компетентности педагогов учреждения дополнительного образования детей.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, учреждение дополнительного образования детей, педагог дополнительного образования.

Актуальность. Постоянные и зачастую стремительные изменения являются одной из основополагающих особенностей современного общества. Эти изменения затрагивают все сферы существования, в том числе и образование, что приводит к необходимости в появлении образовательной организации и специалиста совершенного другого порядка. Сегодняшний уровень развития системы образования вызывает необходимость принципиальных изменений в работе любой образовательной организации, особенно учреждений дополнительного образования детей. Значимым условием качественной организации образовательного процесса становится инновационное поле деятельности учреждения и коллектив педагогов-профессионалов. Современный педагог должен быть готов к стремительным изменениям и соответствовать требованиям времени и прогрессивным тенденциям образовательной политики. Это становится возможным лишь при условии стабильного и непрерывного развития профессиональной компетентности. Любые достижения дополнительного образования детей неразрывно связаны с личностным потенциалом педагога, его профессиональной компетентностью. Без этого невозможно решение возникающих проблем обучения и воспитания в соответствии с требованиями новой образовательной политики. [3]

Анализ последних исследований и публикаций по данной теме. Понятие «профессиональная компетентность» в последние годы стало предметом специального, всестороннего изучения со стороны многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.). Уже к началу ХХI века понятие «компетентность» не только стало объектом большого количества исследователей, но и послужило основой учебного, личностно-деятельностного подхода. Компетентность становится некой универсальной величиной, используемой для изучения различных сфер деятельности человека (коммуникации, социализации, личностного развития и т.д.). В связи с актуальностью компетентности как научного понятия, широко развивалась ее содержательная, структурная сторона. А.И. Башкирский, И.Ф. Исаев, Д.А. Иванов, В.А. Сластенин, О.В. Соколова, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др. изучали компетентность в связи с изучением таких понятий, как «деятельность человека», «личность» [2, 3]. По результатам этих исследований, компетентность должна включать в себя и теоретическое стремление и практическая готовность человека к осуществлению профессиональной деятельности.

В своих работах Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов и К.Г. Соколова компетентность трактовали как «умение человека эффективно справляться с поставленной задачей» [3]. В данном случае ученые рассматривают продуктивность профессиональной деятельности через призму личности и конкретной ситуации. Такая позиция к компетентности как к умению говорит о возможности его формирования у любого человека. Следовательно, здесь речь идет о качествах личности в совокупности со сформированными умениями. [6]

Таким образом, мы можем рассматривать компетентность не только с точки зрения познания и алгоритма выполнения, но и поведенческой, мотивационной, этической и социальной сферы. Педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств учителя, что позволяет эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения, а также предполагает личностное развитие и совершенствование.

Целью статьи является раскрытие значения совершенствования профессиональной компетентности педагога в процессе развития учреждения дополнительного образования детей, а также рассмотрение модели организации этого процесса в учреждении.

Изложение основного материала. Понятие «профессиональная компетентность» в педагогике начало активно использоваться в 90-х годах ХХ века. Процесс формирования развития профессиональной компетентности рассматривался с акмеологической, андрагогической и антропологической позиций (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьева, С.И.Змеев и др.). Сущность и основные характеристики, а также определение эффективных способов её развития, соответствующих технологий и методик находятся в центре внимания современных педагогов-исследователей. [3]

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей базируется на применении в цели, задачах, содержании, формах и методах деятельности компетентностей личности, и профессиональная компетентность педагога играет в этом ведущую роль. Профессиональная компетентность педагога – это совокупность его личностных качеств, общей культуры и квалификационных компетенций и методического мастерства. Интеграция этих составляющих в педагогической деятельности как раз и дает оптимальный результат. В педагогической науке нет единства взглядов на то, какими компетенциями и личностными свойствами должен обладать педагог дополнительного образования. Сама трактовка определения понятия «педагог дополнительного образования» осложняется различиями в содержании и направленности деятельности педагогов. Педагогами дополнительного образования детей называют: педагогических работников осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального образования (детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ)); руководителей кружков, студий; методистов учреждений дополнительного образования, функционирующих в режиме кружковой работы, культурно-досуговой деятельности; педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности. При этом зачастую этот педагог имеет два образования: педагогическое и специальное по направлению своей деятельности. Потому к их профессионализму предъявляют особые, отличные предъявляемых педагогам общеобразовательных организаций, требования, основывающиеся на специфике самой сферы дополнительного образования детей. Поскольку дополнительное образование детей создает особые возможности для развития образования, обновления его содержания посредством построения и апробации образовательных моделей и технологий будущего, то ему присущ высокий уровень инновационной активности. Кроме того, являясь необязательным, оно ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей каждой личности, при этом органично расширяет результаты, достигаемые в рамках общего образования. Помимо этого данное направление образования выполняет в некотором роде компенсаторную функцию, так как дополняет общее образование и предоставляет альтернативные возможности для развития и самореализации личности, её позитивной социализации. [6]

В процессе развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования эти особенности с одной стороны выступают препятствием, с другой являются существенным стимулом для педагога.

В связи со всем вышеизложенным мы считаем для стабильного и качественного повышения уровня профессионализма педагогов Дома детского творчества Ворошиловского района города Донецка необходимым решать следующие задачи:

Ø создавать условия для реализации творческого потенциала, приводящего к достижению высокого уровня профессиональной компетентности;

Ø содействовать внедрению в учебно-воспитательный процесс учреждения инновационных педагогических технологий, активных и интерактивных форм организации деятельности педагогов.

Для решения этих задач в учреждении разрабатывается модель формирования и развития основных компонентов профессиональной компетентности педагога дополнительного образования [4] (см.Табл.1).

Таблица 1

Модель формирования и развития основных компонентов профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Группы компетенций

Формирующие компоненты

Планируемый результат

Специальные

Стимулирующе-мотивационный: выход на творческое профессиональное пространство;

Деятельностный: достижение максимально возможного учебно-воспитательного результата;

Регулирующий: самообразовательная деятельность, проектирование дальнейшего профессионального развития, инновационность педагогического мышления;

Оценочно-результативный: профессиональная деятельность на высоком уровне.

Повышение уровня педагогического мастерства, владения современными методиками воспитания, усовершенствование традиционных и применение инновационных форм и методов организации деятельности

Социальные

Социально-мотивационные: социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Деятельностный: активная социальная деятельность, сотрудничество и взаимопомощь, социальное партнерство;

Регулятивный: индивидуальный педагогический стиль, активная позиция в социуме;

Оценочно-результативный: самоутверждение, самореализация, общественное признание.

Достижение мировозренческой определенности, высокого уровня правовой и педагогической культуры

Личностные

Социально-мотивационный: освоение приемов личностного самовыражения и саморазвития;

Дечтельностный: поведение педагога как гуманной, искренней, справедливой и милосердной личности; позиция сотворца образовательного процесса, применение эффективных воспитательных средств воздействия на личность;

Регулятивный: достижение признания в коллективе, личное удовлетворение своей деятельностью;

Оценочно-результативный: теплое отношение со стороны обучающихся и их родителей, достижение целей личностного и профессионального роста

Развитие таких личностных качеств как креативность, харизматичность, гуманность, интеллигентность

В рамках работы по представленной модели планируется достижение продуктивного использования инновационных педагогических технологий в практической деятельности каждого педагога и учреждения в целом, стабильного развития профессиональной компетентности педагогических работников. [1] От способности творчески и целесообразно применять эти технологии (эвристические, продуктивные, когнитивные, проектные, информационно-коммуникативные и проч.) для выхода на новый качественный уровень развития зависит результативность дальнейшей модернизации деятельности Дома детского творчества Ворошиловского района города Донецка в соответствии с требованиями новой образовательной политики.

В процессе реализации заявленной модели предполагается в рамках учреждения внедрение различных форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования (массовых, групповых, индивидуальных). При этом основными способами развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей остаются работа в методических объединениях, творческих группах, участие в инновационной деятельности учреждения, освоение новых технологий, распространение собственного педагогического опыта и т.п. Поскольку профессиональная компетентность помимо теоретических и практических знаний включает в себя свойства и качества конкретного педагога, то планируемый результат может быть достигнут лишь при условии активного включения самого педагога в этот процесс, его осознанного стремления к развитию.

Выводы. Проблема развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования детей как весомой составляющей процесса развития современного учреждения дополнительного образования является чрезвычайно актуальной в условиях трансформации системы образования, поскольку качество предоставляемых учреждением образовательных услуг не может быть выше «качества» работающих в нём педагогов. На этот процесс оказывает существенное влияние специфика самой сферы дополнительного образования детей. Кроме того, важную роль играет систематическая работа по данному направлению внутри самого учреждения, ориентированная на формирование личности современного компетентного педагогического работника.

Список литературы

1.     Голованов, В. П., Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода [Текст] / В. П. Голованов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - № 3. - С. 68-71.

2.     Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании //Педагогика. – 2011. – №4 – С. 67-79.

3.     Карачева, Е. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук – Челябинск: Челябинский гос. пед. ун-т, 2008 – 32.

4.     Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная монография [Текст] / под науч. ред. А. В. Золотаревой – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 443 с.

5.     Кузнецова, Н. А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003.

6.     Сухарева, А. П., Сухарев, А. И. Профессиональная компетентность педагога системы дополнительного образования художественно-эстетической направленности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16618 (дата обращения: 11.03.2021).


 

7.