Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации методики преподавания физики
Аннотация: В данной статье автор рассматривает пути повышения профессиональной компетентности учителя физики.
Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, образовательные программы, инновации.
Современное общество находится в постоянном динамическом движении – изменении, что требуют адекватного изменения в содержании и методах обучения. Гарантией развития обучающихся, обеспечения качества обучения и воспитания является уровень развития педагогической культуры и предметной компетентности учителя любого школьного предмета.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения: обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов); организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся; использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. [2]
От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание урока в соответствии с целями. Современный урок должен быть высоко результативным; с высоким уровнем познавательной активности обучающихся и культуры учебного труда; развивающим творческие и познавательные способности школьников; соответствовать высокому организационно-методическому уровню; с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; с проведением рефлексии.
Физика является составной частью культуры высокотехнологичного информационного общества, теоретической основой современной техники и производственных технологий. Одной из главных задач обучения физике в общеобразовательной организации является усвоение обучающимися системы физических знаний и способность применять их в процессе познания и в практической деятельности, что дает возможность понять и объяснить явления природы.
Профессиональная
компетентность учителя физики
может быть представлена как качественная характеристика личности учителя,
которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных
в области физики, математики и информатики, профессиональных умений и навыков,
опыта, наличия устойчивой потребности к профессиональной компетентности своего
профиля.[3]
Статья 44 Закона «Об
образовании» Донецкой Народной Республики дает учителю право свободы выбора и
использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и
воспитания;
право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля); право на участие в разработке образовательных программ, в
том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ; право на осуществление научной,
научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в
экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении
инноваций. [1]
Программы по физике предусматривают обязательное решение задач различного типа. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности формирует банк физических задач, как известных авторов, так и собственного составления. Процесс решения задач по физике развивает способности обучающихся, самостоятельность в работе, расширяет знания о применении достижений физики в практической жизни.
Физические задачи можно эффективно использовать на различных этапах изучения материала: для постановки проблемы, требующей решения, для сообщения новых знаний, для формирования практических умений и навыков обучающихся, для проверки качества усвоения материала, для повторения, закрепления и обобщения материала.
Лабораторные работы служат для проверки теоретических итогов, для демонстрации использования законов физики на производстве, повышают интерес к предмету. В настоящее время издано множество вариантов тетрадей для лабораторных работ по физике для всех классов. Но это не мешает создавать собственные макеты, с учетом материально-технической базы общеобразовательного учреждения.
Развивать и повышать свою
профессиональную компетентность учитель может через систему повышения
квалификации; аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой
должности
и квалификационную категорию; самообразование; участие в работе методических объединений, семинаров, конференций и
мастер-классов на различных уровнях; участие в различных конкурсах;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта; публикации в
профессиональных печатных органах.
Заслуживают внимания высказывание российского психологи и психотерапевта М.Е. Литвака: « Ты можешь считать себя профессионалом, когда свое дело ты делаешь блестяще, получая удовольствие и не испытывая никакого напряжения. А если испытываешь, значит, еще учишься ». [4] Показателем учителя, как мастера своего дела, есть постоянный поиск новых, эффективных форм и методов обучения; включение в процесс обучения элементов инновационной деятельности педагога. Следовательно, для приобретения профессионализма педагогу необходимы способности, желание и готовность постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство. «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», - говорил К.Д.Ушинский.
Итак, чтобы стать успешным в современном информационном обществе необходимо, чтобы все участники учебно-воспитательного процесса были вовлечены в активное и конструктивное обучение. Внедрение и использование новых педагогических технологий приведет к повышению профессионализма педагогов и повышению качества образования.
Список литературы
1. Закон ДНР «Об образовании».
2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 г.г. (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года №325).
3. Томашов В.Н. Профессиональная компетентность учителя физики / «Молодой учёный» № 14.1 (94.1), июль, 2015 г. , с.30
4. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу [Электронный ресурс] URL: http://book-online.com.ua/read.php?book=832&page=85
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.