Что такое пространственные представления?
Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:
- Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?
- Почему возникают трудности при определении времени по часам?
- Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?
- Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?
- Почему никак не может понять условие задачки?
Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Что же такое пространственные представления и зачем они нужны?
Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
• опора на наглядность ситуации;
• широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
• практическая деятельность с конкретными предметами;
• использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала;
• создание игровых и проблемных
ситуаций для обеспечения интереса ребѐнка.
Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к
освоению пространственных отношений
нужно подходить со всей ответственностью Иначе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично
записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении
фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объѐма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания
логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Существует несколько этапов формирования пространственных представлений.
Это:
• Освоение телесного пространства
• Освоение внешнего пространства
• Пространственные схемы и диктанты
• Конструирование и копирование
Упражнение на освоение телесного пространства.
«Право – лево». Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку, которую он будет носить постоянно. Назови и покажи правые и левые части тела.
Упражнение на освоение внешнего пространства.
«Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
Пространственные схемы и диктанты. «Графический диктант». Перемещение по клеточкам в тетради от определенной точки для получения рисунка-схемы.
Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки, танаграми и т. д.
Итак, пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.