Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.
Оценка 4.8

Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.

Оценка 4.8
Памятки
pdf
дефектология +1
1 кл—4 кл
18.12.2023
Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.
Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
буклет пространств представл.pdf

Что такое пространственные представления?

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:

-            Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?

-            Почему возникают трудности при определении времени по часам?

-            Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

-            Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

-            Почему никак не может понять условие задачки?

Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Что же такое пространственные представления и зачем они нужны?

 Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

 

Следует    отметить,       что      наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с      ограниченными        возможностями здоровья являются:

       опора на наглядность ситуации;

       широкое         использование двигательных,        ритмических упражнений, упражнений   на построение и перестроение;

       практическая            деятельность с конкретными предметами;

       использование дидактических игр разного          содержания   и разнообразного      наглядного материала;

       создание игровых и проблемных

ситуаций для обеспечения интереса          ребѐнка.

 

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам      взрослым       кажется,         что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но       это      не        так,     и          к

освоению пространственных отношений

нужно подходить      со        всей ответственностью Иначе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

 


Несформированность пространственных представлений проявляется:

 

-                     при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично

записи примеров в тетради;

 

-                     при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении

фразы, подборе слов при высказывании;

 

-                     при обучении чтению – в сужении объѐма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания

логико-грамматических конструкций;

 

-                     при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.

 

 

 

 

Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. 

 

Существует несколько этапов формирования пространственных представлений.

Это:

  Освоение телесного пространства

  Освоение внешнего пространства

  Пространственные схемы и диктанты

  Конструирование и копирование

 

Упражнение на освоение телесного пространства.

«Право – лево». Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку, которую он будет носить постоянно. Назови и покажи правые и левые части тела.

 

Упражнение на освоение внешнего пространства.

 «Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

 

Пространственные схемы и диктанты. «Графический диктант». Перемещение по клеточкам в тетради от определенной точки для получения рисунка-схемы.

 

Конструирование и копирование

Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки, танаграми и т. д. 

 

Итак, пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.

 

Что такое пространственные

Что такое пространственные

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы : -

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы : -

Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.

Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.

Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются: • опора на наглядность ситуации; • широкое…

Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются: • опора на наглядность ситуации; • широкое…

Несформированность

Несформированность

пространственных представлений проявляется: - при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и…

пространственных представлений проявляется: - при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и…

Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.

Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ.

Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений

Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023