Конспект дефектологического занятия на тему
«Развитие пространственных представлений»
с обучающимися 2 класса с задержкой психического развития
Автор: Мельникова Надежда Александровна,
Учитель-дефектолог МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.
Задачи:
- закрепление представлений о геометрических фигурах;
- закрепление понятий «право», «лево», «верх», «низ», «между»;
- развитие пространственной ориентировки на плоскости путем расположения геометрических фигур и предметов в определенном порядке (столбик, строка);
- развитие зрительного восприятия через работу с сенсорными эталонами и лабиринтами;
- развитие слухового внимания в процессе рисования по заданной инструкции.
Оборудование:
Рабочие тетради, карточки с заданиями, цветные карандаши, дидактический материал «Разложи по полочкам», планшет.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Разминка.
Цель: Создание положительного настроя.
Учитель – дефектолог: Здравствуйте, ребята! Мы приступаем к работе. И начнём мы с того, что вспомним стороны, которые нас окружают и части нашего тела.
Задание 1. «Покажи, назови».
Цель:
- закрепление знаний сторон относительно себя;
- актуализация знаний частей тела.
Ученикам задаются вопросы о частях тела.
- Покажи правый глаз, левое ухо…
- Покажи левой рукой правое плечо…
- Как называется эта часть тела?
- Где у меня правая рука? Где у меня левая нога?
Учитель – дефектолог: Что вы сейчас называли? (Части тела, стороны). Хорошо, стараемся больше не путаться.
Сегодня мы будем тренироваться определять, как расположены предметы не только вокруг нас, но и в тетради и на рабочем листочке!
2. Основная часть
Развитие пространственной ориентировки, логического мышления.
Развитие пространственной ориентировки на листе по клеткам, развитие слухового восприятия и внимания.
Задание 2. «Геометрические фигуры».
Цель:
- развитие навыка определения положения предмета в ряду.
- расположение предметов на плоскости по двум критериям.
Учитель – дефектолог: Посмотрите, что нарисовано на листочке? Какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли незнакомые фигуры?
Сколько получилось цепочек из фигур?
Учитель – дефектолог: Приготовьте цветные карандаши. Вам нужно найти в ряду фигуру, которую я загадаю и закрасить определённым цветом (приложение 1).
- Зелёным цветом закрасьте фигуру слева от круга;
- Синим закрасьте фигуру справа от треугольника…
Задание 3. «Ориентировка в таблице».
Цель:
- развитие навыка ориентировки в таблице;
- расположение предметов на плоскости по двум критериям.
Учитель – дефектолог: Приступаем к следующему заданию. Посмотрите, на листочке вы видите таблицу (приложение 2 ). Посчитайте, сколько окошек в таблице? Мы с вами продолжаем определять право, лево, верх и низ, а еще найдём середину.
Найдите верхнюю правую ячейку, нарисуйте в ней красный круг.
Найдите нижнюю левую ячейку, нарисуйте в ней синий квадрат…
Учитель – дефектолог: В каждой таблице есть строки. Мы смотрим на них слева направо. И есть столбики, на них мы смотрим сверху вниз.
Проведите пальцем по первой строчке. Сколько всего таких строчек?
Проведите пальцем по первому столбику. Сколько таких столбиков в таблице?
А теперь посмотрим на фигуры. Что общего у фигур в первой строке? (нет углов) В третьей строке? (по 4 угла) В первом столбике? (синего цвета) В третьем столбике? (красного цвета)
Молодцы! Верно!
Физкультминутка
Цель: снять мышечное напряжение.
Учитель – дефектолог: Повтори за человечком: точь-в-точь, в зеркальном отражении (приложение 3.).
Задание 4. «Лабиринт».
Цель: Развитие пространственной ориентировки, логического мышления.
Учитель – дефектолог: Проведите линию карандашом по лабиринту от уточки до домика ( приложение 4.).
Задание 5. «Проложи путь».
Цель:
- развитие пространственной ориентировки на листе по клеткам;
- развитие слухового восприятия и внимания.
Учитель – дефектолог: Следующее задание очень похоже на лабиринт. Только теперь мы будем прокладывать путь по клеточкам в тетради. От черной точки вам нужно следовать по моей инструкции (приложение 5). Я буду называть направление и количество клеток, а вам нужно провести линию карандашом. У нас должен получиться красивый заборчик. Начинаем: две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз. А теперь попробуйте продолжить самостоятельно по образцу.
3. Итог.
Рефлексия.
Цель: подвести итоги занятия.
Учитель – дефектолог: Молодцы, ребята! Все задания выполнены. Давайте вспомним, что вы сегодня делали на занятии?
Какое задание понравилось больше всего? Что получается сложнее всего?
Занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу.
Приложение 1.
Приложение 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.