РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Оценка 4.6

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Оценка 4.6
docx
11.12.2022
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
9.docx

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности: дети с хорошей памятью с трудом запоминают времена года и последовательность месяцев в году, время по часам; где правая, а где левая рука и т.д. Одной из причин возникновения подобных трудностей является недостаточная сформированность у детей пространственных представлений. Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Нарушение формирования пространственных представлений влияет на развитие словесно-логического мышления, препятствует правильному восприятию изображения, развитию умения составлять рассказ по картине или серии картин; затрудняет овладение письмом, чтением, математическими операциями, затрагивает понимание условия задач и всю познавательную деятельностью в целом. Для выявления уровня сформированности пространственных представлений в ДОУ используется адаптированная методика диагностики пространственных представлений, предложенная Семаго М.М., Семаго Н.Я.; проба Хеда (исследование зрительнопространственной организации движений), методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, методика «Домик» (Н. И. Гуткина). После проведения диагностического обследования проводится коррекционноразвивающая работа по следующим направлениям: - Формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко Для этого используются дидактические игры и упражнения: «Что справа», «На плоту», «Колокольчик», «Скажи наоборот», «Магазин», «Обезьянки», «Путаница», «Художник», «Муха», «Волшебный сундучок», «Разноцветное путешествие», «Бабочка», «Путешествие по азбуке», «Стрелоплан», «Найди место». На данном этапе у детей закрепляются умения различать левую и правую руку, отрабатывается умение определять местонахождение предметов по отношению к себе, ориентироваться в пространстве листа, закреплять понятия «лево-право», «верх-низ». -Формирование умений детей занимать определённое пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета) В ходе проведения игр: «Отгадай – где…», «Корабли», «Где я сяду», «Давай меняться», «Встань впереди или сзади товарища», «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь», «Угадай, кто за кем» дети учатся определять своё положение среди окружающих объектов. -Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому Игры: «Где, что стоит?», «Прятки», «Что изменилось?», «Новоселье», «Фигурное лото», «Помоги пчёлке собрать урожай», «Художник», «Почта», «Лесной праздник», «Пространственные раскраски. Воздушные шары, Коробка», «Замри» способствуют пониманию детьми пространственных отношений, которые существуют между различными объектами, помогают научиться ориентироваться в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ. Для выработки умения различать и описывать положение предметов по отношению друг к другу в ДОУ используются следующие упражнения: рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами. -Формирование умений ориентироваться в движении С дошкольниками проводятся дидактические игры и упражнения: «Накорми лошадку», «Ударь в барабан», «Найди свой значок», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Найди магнит», «Синхронное плавание», «Новая походка», «Скажи наоборот», «Найди игрушку», «Разведчик», «Скокперескок», «Автогонки». -Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги) С помощью игр: «Назови соседей», «Лабиринт», «Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Калейдоскоп», «Укрась ёлку», «Гонка», «Комментатор» дети учатся последовательно свободно ориентироваться на плоскости. Увлекательные игры и упражнения помогают старшим дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи легко и непринуждённо освоиться в пространстве, способствуют развитию внимания, воображения, речи, мышления, графических навыков, а так же закреплению образа буквы и слова. Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы оценивается с помощью психологической диагностики по методике Семаго. В нашем ДОУ проводятся различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с проблемами развития пространственных представлений. 1.Родительское собрание с целью повышения компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей. 2.Мастер-класс для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве». Цель: повышение профессиональной компетенции родителей по развитию простых математических представлений у детей через дидактические игры». 3.Семинар-практикум: «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста». Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей. 4.Консультации для родителей. 5.Оформление папок-передвижек, памяток, буклетов. Библиографический список 1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – 256 с. 2. Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1235-1238. 3. Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебнометодическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006. — 80 с. 4. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Городец, 2005. – 396 с. 5. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 6. Праведникова И. И. Нейропсихологиия. Игры и упражнения/ Ирина Праведникова. – М.: 2018 г. – 112 с. 7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.


 

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Новоселье», «Фигурное лото», «Помоги пчёлке собрать урожай», «Художник», «Почта», «Лесной праздник», «Пространственные раскраски

Новоселье», «Фигурное лото», «Помоги пчёлке собрать урожай», «Художник», «Почта», «Лесной праздник», «Пространственные раскраски

Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи //

Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022