ВВЕДЕНИЕ
Изучение становления и развития многоуровневой структуры психомоторной организации человека является одним из важнейших направлений. Исследуются взаимосвязи развития двигательных качеств и психических процессов, интеллекта и физической подготовленности, влияние повышенного двигательного режима на умственную работоспособность.
Термин «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение:
это объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения (В.В. Никандров);
объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности (Е.Н. Сурков);
основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоциональномоторных реакциях и актах (К.К. Платонов);
способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими (В.П. Озеров).
Совершенствования психомоторных функций младших школьников в контексте успешности их обучения.
1.1.Психомоторные свойства и качества личности.
В психомоторной сфере человека Е.П. Ильин выделяет два крупных блока: двигательные умения (навыки) и двигательные качества (способности).
Е.П. Ильин обращает внимание на то, что в психомоторике существует другая составляющая – умения (навыки).
Психомоторные свойства и качества личности.
Особо обращается внимание на роль двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций ребенка.
Проблема развития моторики (движений) ребенка издавна привлекала исследователей. Под психомоторным развитием понимается процесс изменения и становления функциональных систем организма в течение его индивидуальной и общественной жизни.
Психомоторное развитие школьников.
Рассматривая особенности психомоторного развития, психологи отмечают, что младший и средний школьные возрасты являются периодами наиболее интенсивного развития основных психомоторных функций человека. Однако младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и психомоторных функций, а подростковый – периодом бурного развития моторики и некоторого разлада двигательных координаций .
Влияние психомоторных качеств на обучаемость.
Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев обращали внимание на то, что на успех учения (помимо интеллекта) влияют многие другие особенности психики: внимание, память, качества познавательных процессов, мотивация и т.д. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), т.е. скорость образования временной связи.
Формирование психомоторных способностей
Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки как бы задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.
Формирование психомоторных способностей
Возрастное развитие психомоторных способностей протекает несколько иначе, чем развитие умственных способностей, они раньше достигают зрелости и раньше увядают.
Эта их особенность делает весьма актуальной проблему своевременного формирования психомоторных способностей у молодежи, в частности, у детей и подростков.
Рекомендации педагогам по работе с учениками со слабой нервной системой
Не ставить учеников в ситуации, требующие быстрого ответа, предоставляя им достаточное время на обдумывание и подготовку.
По возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время на проверки и исправления.
По возможности спрашивать в начале урока и желательно, в конце учебного дня.
Чаще поощрять учеников, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Также учителям рекомендовано дозировать учебную нагрузку через индивидуальные домашние задания.
А ученикам даны разъяснения по эффективному использованию знаний максимального теппинга.
ВЫВОДЫ:
В психолого-педагогической практике распространено мнение о том, что основное направление работы с учащимися с низкой успешностью обучения должно заключаться, прежде всего, в формировании у них исключительно учебных умений и навыков, накоплении суммы знаний. Мы же в своей работе пришли к выводу, что основополагающим фактором успешности в обучении детей является совершенствование психомоторных функций, а также немаловажную роль играет значимость индивидуального подхода к детям с различным уровнем развития и состояния психомоторной активности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.