Консультация
для воспитателей на тему:
«Развитие речевого творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью инновационных приемов используемых в логопедической практике»
Подготовила и провела
учитель-логопед Мутина О.А.
Март 2023г.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных процессов, развитию лексикограмматического строя и связной речи в целом. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая важная задача: создание условий для активизации собственного высказывания.
Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников является технология развития критического мышления. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.
Одной из техник технологии критического мышления, которую мы применяем на логопедических занятиях, является "Кубик Блума". Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, написанного на грани. Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Почему. Этот блок вопросов позволяет устанавливать причинноследственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Предложи. Ребенок должен рассказать, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай. это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. После знакосмства с техниками возникает резонный вопрос: как применять их в работе с дошкольниками? Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Технику Кубик Блума я стала использовать на занятиях в условиях логопункта. Мне показалось, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия для того, чтобы выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания. Я заметила такую особенность: многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное - самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением. Причем, выполняют не только простые задания типа Назови и Объясни, но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора. Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала Особенно эффективно, на наш взгляд, Кубик Блума можно использовать в работе по автоматизации различных звуков в пересказах (после домашнего пересказывания). Как часть занятия мы играем с веселым кубом, который дает детям задания по содержанию рассказа. Эти задания развивают у ребят умение логически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения, высказывать личное мнение по проблеме рассказа и соотносить с мнением других ребят. Детям предлагается не готовый навык - просто пересказать еще раз готовый текст, а «проблема», которую ребенок должен суметь решить самостоятельно, используя свои знания, опыт, наблюдательность и готовность к творческому мышлению. Хочется еще раз напомнить, что новые технологии - это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, методам и приемам работы. И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использовании Кубика Блума. Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.